Главные вкладки

    «Развитие творческих способностей младших дошкольников при ознакомлении с народным декоративно - прикладным искусством».

    Румянцева Елена Юрьевна

    Формирование творческих качеств личности необходиммо формировать с дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству - залог будущих успехов...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_tvorcheskih_kachestv_lichnosti_.docx27.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие творческих способностей

    младших дошкольников

    при ознакомлении с народным

    декоративно - прикладным искусством».

    Автор составитель  Румянцева Елена Юрьевна

     Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с дошкольного  возраста.

    Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

     Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности.

    Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

    Окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательности являются национальные игрушки. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с народными игрушками (пирамидками, матрешками, вкладышами, каталками, качалками, игрушкой-забавой). В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством:  дымковской, каргопольской,  филимоновской игрушкой, богородской резьбой по дереву, русской матрешкой.

    Приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре в нашем детском саду  мы начинаем с  выставки предметов народно-прикладного искусства, с  экскурсии в  музей «Русская изба», оборудованную и оформленную сотрудниками детского сада и родителями воспитанников.

    дети непосредственно соприкасаются с предметами быта русского народа и изделиями народных умельцев (домашняя утварь, игрушки из глины, бересты, дерева, ткани.

    Для организаций игровых и сюрпризных моментов, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности изготовлены куклы – королева Кисточка, Карандаш, Незнайка, куклы, одетые в костюмы Дымки, Гжели, Хохломы. Для проведения занятий, поддержания интереса к декоративно-прикладному искусству подобраны различные сказки и легенды о промыслах.

    Овладение карандашом и кистью удается не сразу. Вначале движения руки с кистью неумелы, но постепенно движения становятся увереннее. Вот тут-то и важен выбор темы для рисования. В этом может помочь народная игрушка.

    Рассматривая, например, дымковские игрушки можно увидеть, что рисунок прост, состоит из коротких линий, точек, кругов. К 4-м годам дети уже умеют рисовать замкнутую линию, пусть неровную, угловатую, но при этом ребенок создает уже свое изображение. Каждая такая форма может обозначать то одно, то другое благодаря тем неуловимым признакам или незначительным дополнениям (черточкам, штрихам), которые для ребенка оказываются важными, наталкивают на мысль о сходстве. Разукрашивая юбку у дымковской барышни, ребенок сочетает прямые линии с кругами и точками, образуя несложный орнамент.

    Во второй младшей группе необходимо развивать разнообразность движений руки у детей, свободу руки. Так, например, предмет круглой формы можно рисовать слева направо и справа налево. А когда движения станут более точными – двумя встречными дугами. Важно в этот период добиваться не точной копии рисования, а правильности прорисовки элементов дымковского колорита: кругов, точек, овалов, волнистых линий. Овладев техническими приемами работы, ребенок легче осваивает изобразительные задачи.

    Особое внимание хотелось бы обратить на использование нетрадиционных способов и приемов рисования на практических занятиях с детьми младшего дошкольного возраста различной тематики.

    • Рисование пальчиками.
    • Оттиск печатками из картофеля, моркови, яблока и др.
    • Рисование тычками, ватными палочками.
    • Оттиск печатками из ластика.
    • Оттиск пробками и колпачками фломастеров
    • Оттиск мятой бумагой
    • Оттиск осенними листьями и веточками сосны или ели.
    • Использование одноразовых вилок, зубных щёток для проведения линий и мазков.
    • Использование трафаретов и поролона.

    Нетрадиционный подход к выполнению изображения в декоративно-прикладном искусстве дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить.

      Немаловажное  значение для развития творческих способностей отводится декоративной лепке. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластичными материалами и соответствующими инструментами. Работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

     

      Эффективность этой работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров. Мы рекомендуем им вместе с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях: Народных праздниках, развлечениях, досугах, демонстрация презентаций. Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

     

      Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту – это значит  приносить людям радость.


     

    Комментарии

    очень интересно

    Румянцева Елена Юрьевна

    Любовь Павловна,благодарю за просмотр статьи.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересно.

    Румянцева Елена Юрьевна

    Ольга Анатольевна, благодарю за комментарий!

    Ойношева Аня Ивановна

    Помогло очень, интересно, благодарю, успехов в дальнейшем!