Роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности дошкольников.

Губайдуллина Эндже Габдульбаровна

 

Роль дидактических игр в активизации познавательной

деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskih_igr_v_aktivizatsii_poznavatelnoy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в активизации познавательной

деятельности дошкольников.

   Работая много лет в дошкольном учреждении понимаешь, что  среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
     
Дидактическая игра имеет огромное значение в активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, в развитии их познавательной самостоятельности. А так как учебно- методический комплект является основой дидактических игр по обучению детей татарскому языку, ведь именно через дидактическую игру идёт организованное обучение, и самостоятельное закрепление пройденного материала. Мне хотелось представить свой материал в номинации «Уйнап ачыла күңел» , который мы активно используем в изучении татарского языка.      

Изначально, ставим задачи дидактических игр:

1. Способствовать лучшему усвоению программного материала.

 2. Усвоить лексику татарского языка.

 3. Закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к обучению татарскому языку.

    Не забываем, что в основе любой игровой методики образовательной деятельности  лежат следующие принципы: 

Актуальность дидактического материала  помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении    верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.           Коллективность  позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую  - более сложные.                                                              Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Вспоминаем требования к дидактическим играм:

*Каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра- дело добровольное. Дети должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую.

 *Игра - не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей

 *Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

 *Игра - средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим  правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

Реализация дидактических игр:

Игры для средней группы:

Дидактическая игра «Пальчиковая игра».

Эту игру я провожу в итоговых занятиях. Дети с интересом и желанием перечисляют свои пальцы и называют членов семьи.

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – малай (кыз)

 

 Дети очень любят сюрпризы,что-то неизведанное,  им обязательно нужно знать, что же там внутри, и поэтому им нравиться

Дидактическая игра «Волшебный сундук», который помогает развивать разговорную речь, память, закрепление названии животных, игрушек.

Дидактическая игра  «Это кто? Это что?

Данную игру провожу для закрепления слова, обозначающих членов семьи, продуктов, игрушек. Для развития мыслительной деятельности и внимания.

Дидактическая игра « Какая игрушка?» развивает разговорную речь,память, закрепление понятий «зур-кечкенә” 

Дидактическая игра «Продукты»: «Назови правильно»

Дети называют те продукты, которые видят на картинке ( яблоко, хлеб, молоко, чай, груша, банан, виноград).

        Дети 4 лет любят ходить в «гости» и «угощать» друг друга, здесь мне помогает

Дидактическая игра «Угости друга», дети вспоминают название продуктов, а также вежливые слова «Исәнмесез”, “Рәхмәт”, “Бир”, “Мә”, “Саубулыгыз”.

Дидактическая игра “Позови домой”, обогащает активный словарный запас, развивает речь, с детьми вспоминаем членов семьи, вспоминаем своих близких.

Игры для средней группы:

С детьми постарше с удовольствием играем:  

Дидактическая игра “Лото”, помогает  развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Дидактическая игра “Какая посуда”, помогает при закрепление цвета, а также в произношении названии посуды.

При изучении темы “Одежда”,  девочки любят играть помогает в  

Дидактическая игра “Одень куклу”, которая помогает вспомнить цвета, закрепить название одежды.

   Дети подготовительной погруппы могут уже поддерживать диалог, и нам помогают игры:

Дидактическая игра     «Весёлый паровозик»

Цель: обогащение активного словарного запаса существительными,   обозначающими диких животных  домашних животных и птиц;  выработка умений понимать         и употреблять в речи    вопросительные предложения    со словами где, какой, на чем,                  около чего? ; развитие логического         мышления и памяти,       мелкой моторики рук.

Дидактическая игра     “Открой замок”

Цель: учит детей считать в пределах 10   на татарском языке.

Цикл дидактических  игр «Помогаем маме!», для подготовительной подгруппы помогает вспомнить весь изученный материал по темам «Продукты», «Посуда», «Одежда»,

 Дидактическая игра «Кубики»помогает мне при  развитие разговорной речи, памяти,  активизировать знания по темам «Нишли? Кем китап укый?»

  Подготовительная подгруппа уже на пороге к школе, поэтому им очень близка тема «Школа», «Школьные принадлежности», а закрепить данную тему нам помогает

Дидактическая игра «Собери портфель».     Дидактические игры по обучению детей татарскому языку способствуют  созданию положительного отношения к обучению татарскому языку, улучшают  общую работоспособность, дают возможность закрепить пройденный материал разнообразными способами. Дети научились говорить на татарском языке столько слов, что могут спокойно играть в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Школа».Могут участвовать в инсценировке народных сказок, рассказывать стихи на татарском языке, петь песни. Речевой материал закрепляется в игровой форме, поддерживается интерес к языку. Мне самой интересно заниматься обучением детей татарскому языку, а когда видишь результат- очень приятно.

Методические рекомендации по реализации ресурса: рекомендовано использование как в образовательной деятельности по татарскому языку, так и для закрепления пройденной темы в режимных моментах, и для воспитателей.