Детско-родительский тренинг "Мы делили апельсин..."

Мордухович Наталья Сергеевна

Цель: формирование положительных межличностных взаимоотношений, профилактика конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_delili_apelsin.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы делили апельсин…»

Цель: формирование положительных межличностных взаимоотношений, профилактика конфликтов.

Оборудование:

Телевизор

Видео файлы «Апельсин», «Нехороший мальчик»

Столы и стулья.

Материалы:

Листы для рисования ладошек

Салфетки для снежинок

Фломастеры

Конструктор

Карточки для бейджей

Булавки

Шарфы

Полотенце мокрое

Клубок ниток

Оформление бэйджей

Материалы: Карточки из плотной бумаги, булавки, фломастеры.

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

Обсуждение правил  группы. 

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера.
  2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
  4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
  5. Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.
  6. «Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Просмотр фрагмента мультфильма «Апельсин».  Детям и взрослым предлагается сопроводить просмотр мультфильма  пальчиковой игрой.

Волей или неволей бывают случаи, когда мы с вами попадаем в конфликтные ситуации.

Что такое конфликт?

Этостолкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Конфликты могут быть межгрупповые и межличностные.

Далее предлагается посмотреть фрагмент мультфильма «Нехороший  мальчик».

Обсуждение действий родителей и мальчика. Кто виноват? Почему произошел конфликт? В обсуждении принимают участие и взрослые и дети. Важно услышать все стороны.

Вывод: часто конфликты случаются из-за нехватки внимания и воспитания со стороны родителей. Как предупредить конфликт?

Упражнение «Что у нас общего» . Родители и дети в парах обводят  на листах бумаги свои ладошки. На  каждом пальце шаблона «ладонь», родитель пишет то, что общего у него с ребенком. 

Примечание: ведущий замечает, как происходит работа  в паре.

Вывод: мы похожи, нужно только уметь поставить себя на место другого, в частности ребенка. Что с подвигло его на поступок?

Упражнение «Снежинка»

Ведущий :Главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

 Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку. У каждого получилась своя не похожая на другие снежинка.

С одной стороны у нас с вами столько общего, а с другой мы все такие разные. Поэтому нам приходится под кого-то подстраиваться, с кем-то идти на компромисс, чтобы не вступать в конфликт.

Важно научиться понимать друг друга и доверять другим.

Упражнение “Слепой и поводырь. ”Участвуют “родитель – ребёнок”. Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он “слепой”. Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок.

Как только зазвучит музыка, “поводырь” бережно поведёт “слепого”, давая ему потрогать различные вещи – большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести “слепого” к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом.

Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

Упражнение «Принятие чувств». Взрослые делятся на микрогруппы, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Детям предлагаются раскраски за отдельным столом. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

«Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).

«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай, перейдем на другую сторону»).

«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?»).

«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).

Упражнение «Мокрое полотенце». Предлагается посмотреть на полотенце. Какое оно?. Потом завязывается узел.  Узел развязывается. Какое стало полотенце. Так с конфликтом. Ссора закончилась, а осадок остаётся ещё на некоторое время.

Совместная деятельность - строительство дома из конструктора. Нужно построить дом из кубиков не договариваясь о том, как будет проходить строительство. План строительства не обсуждается. Здание выполняется с помощью невербального общения. Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Способность понимать и использовать невербальную коммуникацию является мощным инструментом, который поможет детям и взрослым  в общении друг с другом.                                                           

Обсуждение: — Какие чувства испытывали при выполнения задания? — Что для вас было неожиданностью?

Завершение «Связующая нить»

Материал: Клубок ниток.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, – у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. 

Рефлексия

«Не смей его бить! Это же твой брат!»

«Не бойся. Собака тебя не тронет».

«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется»

«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...»


 

Комментарии

Саткеева Жанара Жаслановна

Знаю Наталью Сергеевну давно, как доброго и надежного коллегу, к тому же, как хорошего профессионала.
Прекрасный специалист, добрая, артистичная (необходимое качество для воспитателя), умеет увлечь детей и взрослых, заботится о физическом и духовном здоровье детей, и просто любит детей. В группе теплая атмосфера, отличная организация занятий.
За период совместной деятельности проявила себя грамотным педагогом. У нее хороший уровень профессиональной компетентности. Отличается умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания, использует в работе нетрадиционные методики.

Малышкина Александра Николаевна

Согласна с вашими характеристиками на все 100 процентов. Наталья Сергеевна, успехов и творческих находок.