Агрессивные дети

Галимьянова Гарифа Гарифулловна

             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Агрессивный ребёнок.

 Признаки агрессивности

- по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.

- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

    Причины:

·        Нарушения эмоционально-волевой сферы:

- неумение ребёнка управлять своим поведением;

- недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения.

·        Неблагополучная семейная обстановка:

- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

- нет единства требований к ребёнку;

- ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

- физические (особенно жестокие) наказания;

- асоциальное поведение родителей;

- плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

·        Психологический климат в дошкольном учреждении.

       

         Советы родителям

 

·        Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный положительный пример.

·        Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

·        Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

·        Давайте понять, что вы его любите таким, какой он есть.

·        Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

·        Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

·        Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

·        На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».

·        Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

·        Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

·        Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть добрым и гуманным.

·        В том случае, если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

·        Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.

·        Учите ребёнка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребёнку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты захочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

 

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребёнка

1шаг  - стимуляция гуманных чувств:

·        Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

·        Учите его не сваливать свою вину на других;

·        Развивайте у ребёнка чувство эмпатии, сочувствие к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

·        «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

·        «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

·        Спросить у ребёнка, почему плачет обиженный ребёнок.

·        Предложить помириться с обиженным ребёнком («Мирись, мирись и больше не дерись…»).

2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:

·        Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

·        «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

·        Если агрессивный ребёнок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!».

·        «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или ещё кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

·        Помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

·        Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

·        Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

·        Стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

·        Чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

·        Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

·        Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

·        Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать;

·        Спрашивайте у ребёнка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

·        Объясните ребёнку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

        Например:

·        Ты стукнул Веру потому, что…, а ещё почему?

·        Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и стери злое лицо у волка. Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.)

·        «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»