Главные вкладки

    Агрессивные дети

    Галимьянова Гарифа Гарифулловна

                 

     

     

     

     

     

     

     

     

                                            Агрессивный ребёнок.

     Признаки агрессивности

    - по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.

    - по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

        Причины:

    ·        Нарушения эмоционально-волевой сферы:

    - неумение ребёнка управлять своим поведением;

    - недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения.

    ·        Неблагополучная семейная обстановка:

    - отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

    - нет единства требований к ребёнку;

    - ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

    - физические (особенно жестокие) наказания;

    - асоциальное поведение родителей;

    - плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

    ·        Психологический климат в дошкольном учреждении.

           

             Советы родителям

     

    ·        Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный положительный пример.

    ·        Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

    ·        Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

    ·        Давайте понять, что вы его любите таким, какой он есть.

    ·        Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

    ·        Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

    ·        Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

    ·        На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».

    ·        Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

    ·        Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

    ·        Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть добрым и гуманным.

    ·        В том случае, если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

    ·        Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.

    ·        Учите ребёнка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребёнку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты захочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

     

    Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

    Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребёнка

    1шаг  - стимуляция гуманных чувств:

    ·        Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

    ·        Учите его не сваливать свою вину на других;

    ·        Развивайте у ребёнка чувство эмпатии, сочувствие к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

    Например:

    ·        «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

    ·        «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

    ·        Спросить у ребёнка, почему плачет обиженный ребёнок.

    ·        Предложить помириться с обиженным ребёнком («Мирись, мирись и больше не дерись…»).

    2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:

    ·        Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

    Например:

    ·        «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

    ·        Если агрессивный ребёнок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!».

    ·        «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или ещё кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

    3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

    ·        Помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

    ·        Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

    ·        Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

    ·        Стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

    ·        Чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

    ·        Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

    ·        Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

    ·        Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать;

    ·        Спрашивайте у ребёнка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

    ·        Объясните ребёнку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

            Например:

    ·        Ты стукнул Веру потому, что…, а ещё почему?

    ·        Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и стери злое лицо у волка. Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.)

    ·        «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»