Агрессивные дети
Агрессивный ребёнок.
Признаки агрессивности
- по темпераменту ребёнок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем.
- по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.
Причины:
· Нарушения эмоционально-волевой сферы:
- неумение ребёнка управлять своим поведением;
- недостаточное усвоение ребёнком общественных норм поведения, общения.
· Неблагополучная семейная обстановка:
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребёнку;
- ребёнку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- физические (особенно жестокие) наказания;
- асоциальное поведение родителей;
- плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;
· Психологический климат в дошкольном учреждении.
Советы родителям
· Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребёнку личный положительный пример.
· Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
· Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.
· Давайте понять, что вы его любите таким, какой он есть.
· Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
· Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
· Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.
· На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребёнка своеобразным «развлечением».
· Научите ребёнка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
· Никогда не заставляйте ребёнка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
· Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребёнок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть добрым и гуманным.
· В том случае, если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
· Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановите занесённую для удара руку, окрикните ребёнка.
· Учите ребёнка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребёнку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты захочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребёнка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.
Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребёнка
1шаг - стимуляция гуманных чувств:
· Стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
· Учите его не сваливать свою вину на других;
· Развивайте у ребёнка чувство эмпатии, сочувствие к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.
Например:
· «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
· «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
· Спросить у ребёнка, почему плачет обиженный ребёнок.
· Предложить помириться с обиженным ребёнком («Мирись, мирись и больше не дерись…»).
2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого:
· Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
Например:
· «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
· Если агрессивный ребёнок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!».
· «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или ещё кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».
3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:
· Помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
· Постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
· Стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;
· Стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
· Чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;
· Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
· Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
· Расскажите, что такое вспышка гнева, и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать;
· Спрашивайте у ребёнка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
· Объясните ребёнку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.
Например:
· Ты стукнул Веру потому, что…, а ещё почему?
· Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и стери злое лицо у волка. Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?» (Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения.)
· «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»
- Мне нравится (1)