Главные вкладки

    Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

    Фоменко Татьяна Львовна

    Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду

    Актуальность проблемы.

         В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них "приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей".

        В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел "нравственное воспитание". Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

        Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает "расти" будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

        Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

    Задачи нравственно - патриотического воспитания дошкольников:

    – воспитание  у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    – формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    – воспитание уважения к труду;

    – развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    – формирование  элементарных знаний о правах человека;

    – расширение представлений о городах России;

    – знакомство детей с символами государства (герб, гимн, флаг);

    – развитие  чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    – формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в процессе непосредственно - образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

    – "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    – непрерывность и преемственность педагогического процесса;

    – дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

    – рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

    – деятельностный подход;

    – развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

    Работа по каждой теме, каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

    ·         непосредственно образовательную деятельность,

    ·         беседы,

    ·         наблюдение, 

    ·         чтение художественной литературы,

    ·         сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

    ·         тематические праздники,

    ·         целевые прогулки, экскурсии,

    ·         взаимодействие с социумом и др.

    Воспитательно - образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.

    Тематическое планирование, которое есть в рабочей программе каждой возрастной группы,  способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность, и, следовательно, длительность изучения. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, рисунков).

    Младший дошкольный возраст

    С помощью родителей начали оформление в группе зоны нравственно - патриотического воспитания, где дети могли бы в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае - иллюстрации, плакат, снимки достопримечательностей нашего города, произведения устного народного творчества (потешки, сказки и т. д), образцы российского, Балашовского герба, российского  флага и т. д.  Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Поэтому работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.

          Родители наших воспитанников пополнили уголок семейными фотографиями, предлагаем детям рассказать о членах семьи, назвать членов своей семьи, беседуем об оказании семье  посильной помощи, воспитываем уважительное отношение к родителям.

    Хочется особо отметить роль художественной литературы в становлении личности патриота. Знакомя детей с русскими народными сказками и фольклором; формируем интерес к книгам, все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

         В патриотическом уголке есть фотографии на тему "Мой детский сад". Помогаем ребенку понять, как вести себя в детском саду; знакомим с основами этикета; воспитываем  дружелюбное отношение к окружающим, формируем у детей опыт правильной оценки хороших и плохих поступков (беседы, игры "Что такое хорошо и что такое плохо").  Знакомим детей с предметами, находящимися в группе; с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками.

        Вся работа проходит вне занятий — это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, целевые прогулки. Воспитатель обращает внимание на то, что в детском всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо и все, что их окружает, необходимо беречь.

          Знакомим детей  с трудом  младшего воспитателя, медицинской сестры, повара, шофера, дворника. Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача — вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

         Организуем целевые прогулки по территории нашего детского сада "Дубравушка". Развиваем умение детей ориентироваться на территории детского сада. Подводим детей к пониманию того, что всё вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно.

         На прогулках знакомим детей с явлениями природы.   Обращаем внимание детей на сезонные изменения в природе, на ползающую божью коровку,  муравья, на распускающийся каштан и т.д. И я думаю, что наши малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам. Воспитываем любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

          Знакомство детей с родным городом начинаем с рассматривания иллюстраций самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Рекомендуем родителям маршруты выходного дня: знакомство  детей с достопримечательностями города, с театром, с праздниками ( День Победы). Беседуем с детьми после праздников, обращаем их внимание на красиво украшенный город. Во 2 младшей и средней группе детского сада дети запоминают название родного города, свой домашний адрес.

         Понятие "страна" для детей младшей группы так же трудно, как и понятие "город". Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. В патриотическом  уголке нашей группы находятся иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, рассматриваем их вместе с детьми, восхищаемся красотой различных пейзажей, сообщаем детям название страны и часто его повторяем. Ненавязчиво знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем  русские народные сказки, потешки,  играем в народные игры, рассматриваем  предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ. Знакомим с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, хохломскими изделиями, матрешками. Развиваем умение правильно расставлять матрешки на столе,  узнать и назвать форму частей, сравнивать  игрушки по размеру, выделять  основные, крупные части и мелкие детали.

          В средней группе знакомим  детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносим  кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Рассматривая с детьми костюмы, обращаем внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, привлекаем  внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

         В конце года дети начинают различать понятия "город" и "страна", запоминают их названия.

    Старший дошкольный возраст

      Впервые детей знакомим  с родословным древом, гербом семьи. Эту работу проводим совместно с родителями.

    Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

    Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.

    На конкретных фактах из жизни старших членов семей (дедушек, бабушек – участников Великой отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) мы стараемся привить детям такие важные понятия, как "долг  перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу". Очень важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили, потому что любим свою Отчизну.

    Изучение своей родословной помогает детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

    1. Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

    2. Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

    3. Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

          В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики — мужчинам, девочки — женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место в группе девочке, в транспорте женщинам и девочкам, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких и девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Для этого в группе создаются так называемые "схемы" поведения для мальчиков и девочек .

    Родной город"

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, сами изучаем свой край. Продумываем, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего края.

    Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и быт. Отбирая соответствующий материал, сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

         В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным краем, с родным городом. Диапазон объектов, с которыми знакомим старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом. Методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей, исторических мест и памятников. Детям объясняем, в честь кого они названы и воздвигнуты. Рассказываем о главных улицах, предприятиях, лучших людях,  достопримечательностях, памятниках родного города. Знакомим детей  с районом комбината плащевых тканей, в котором они живут, с его названием, объясняем его происхождение.

         Организовываем  походы на природу, экскурсии по микрорайону и городу, на прогулках наблюдаем за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

         Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

     Одним из способов является организованный  в нашем ДОУ краеведческий  мини-музей.  В нём собрана коллекция старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).

         Также проводятся познавательные НОД. Для НОД выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в нашем ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.

          Основная  задача в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с родной страной — вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории.

            В этой работе можно выделить следующие направления:

    дать элементарные сведения об истории страны, её столице, президенте, символике;

    рассказать о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;

     — показать, что Россия — страна большая, богатая;

    познакомить с картой страны, показать, как читать карту, что карта может рассказать о природе страны и ее богатствах;

     — рассказать детям, что Россия — страна многонациональная, воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

    — познакомить детей с различными традициями русского народа, с его культурой;

     — рассказать детям о людях, прославивших Родину и свой родной город.

    государственной символики страны. Для  изучения государственной символики страны проводятся соответствующие занятия-беседы, например, "Люби свою Родину", "Символика России".

    НОД проводим с помощью информационно - коммуникационных технологий. Для этого подготавливаем  презентацию по заданной тематике, используем аудиозапись гимна. Познакомив детей  с флагом России, символикой его цветов, проводим  игру "Сложи флаг". Знакомя воспитанников  с гербом, объясняем детям само понятие герб, проводим игру "Придумай и нарисуй герб своей семьи".

         В старшем дошкольном возрасте показываем  детям, что в мире много стран, в каждой стране свои традиции, своя культура.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству сочетаем  с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

    Мы стараемся в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей. К концу дошкольного периода наши дети знают: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

    Старшие дошкольники знакомятся с картой, глобусом, учатся находить границы своей страны, других стран, находить главные города разных государств. Подводим детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты — Земля, и от людей зависит, какая жизнь будет на этой планете.

        Эффективной формой работы по нравственно - патриотическому воспитанию является организация проектной деятельности.

      Проектная деятельность широко используется в работе коллег нашего ДОУ по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Это - социальные проекты к государственным праздникам - Дню защитников Отечества, Дню космонавтики, Дню Победы и т.д.

    Самое  главное - мы не ждём  от детей "взрослых форм" проявления любви к Родине. Но, когда в результате  педагогической работы,  наши воспитанники  располагают  знаниями о названии города, страны,  её географии, природе, символике, им известны имена кого-то из тех, кто прославил  наш  город, Отчизну, они проявляют  интерес  к приобретаемым знаниям, то считаем, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.