Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

Коломыцева Елена Владимировна

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

                                                                                                     Питер Джукер

 

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.

 

картинка взята из поисковика https://yandex.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

сделать что-то новое»

                                                                                                     Питер Джукер

 

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация – это изменение того, что уже существует.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Таким образом, время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию. Поэтому введение новых образовательных стандартов - это требование времени.[1, c.5]

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала работников ДОУ. В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные образовательные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое учреждение.  Инновационные преобразования приобретают системный характер.  К такому мнению приходит ряд исследователей, в числе которых   М. М. Поташник, И. О. Котлярова, Н. В. Горбунова, К. Ю. Белая. [3, c.8]

Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным из них следует отнести:

  • необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
  • стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
  • подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
  • постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
  • возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
  • конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.  Инновация может считаться успешной, если она позволила решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.[1, c.12]

Введение ФГОС кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание образовательного процесса и его образовательный результат. 

Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС дошкольного образования  обеспечивает его участникам:

воспитанникам: повышение уровня индивидуального развития детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, в соответствии с их склонностями развития. Гарантированное достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями к начальному общему образованию;

педагогам: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области использования современных педагогических технологий (технологии развития творческого воображения, информационно-коммуникативных технологий, технологии «педагогическая мастерская», проектных технологий). Овладение новыми формами и методами партнерского взаимодействия с семьями воспитанников;

родителям: получение качественного дошкольного образования, включающего личностное развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития, ориентированного на запросы родителей и государства. Получение возможности активного участия в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

учреждению: повышение имиджа и конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно сказать, что делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, обучении и развитии.

При этом ребёнок должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия, научиться учиться. Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – уважения к другим людям, приверженность к демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребёнка в окружающем мире. [2, c.16]

Миссией дошкольного образования в соответствии с  требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогических условий и учёт аспектов социальной ситуации развития ребёнка, что соответственно требует необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого педагога и от работы методической службы.

В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.

Литература:

1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ», Методическое пособие - М; ТЦ «Сфера», 2010г.

2. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.

3. Михайлова – Свирская « Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Пособие для педагогов ДОУ, М.2013г.

3.  Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 13.06.2013 г. и 07.07.2013 г.