Смысл каждого человека - найти себя в любимом деле!

Cавенкова Галина Анатольевна

     Лет пятнадцать тому назад моя хорошая знакомая, которая уже училась в педагогическом университете, в разговоре обмолвилась о «Педагогической поэме» Антона Семёновича Макаренко. Будучи ещё школьницей, я не совсем понимала её. Кто такой Макаренко? И чем так славится его труд «Педагогическая поэма»? Эти вопросы подтолкнули меня сходить в сельскую библиотеку и взять «Педагогическую поэму» с биографией автора. Читала я это произведение, затаив дыхание. Завораживала и тревожила меня история «трудных» подростков, которые не хотели воспринимать своих воспитателей никаким образом. Автор с каждым днём всё больше и больше терял контроль над ними, но не покидала его надежда найти общий язык с колонистами. Меня это очень поражало. Насколько надо быть человеком любящим, верующим в порядочную душу детей, чтобы так терпеть унижения и хамство подростков? До этого мне казалось, что воспитывать детей – просто.

    Спустя несколько лет я поступила в педагогический университет. После его окончания с искрящимися глазами вошла в прекрасный мир детства. Я устроилась работать воспитателем в коррекционный детский сад.  Мною владело желание видеть становление личности ребёнка, участвовать в формировании его самосознания, быть частью его успехов, помогать ему справляться с жизненными трудностями. 

    Так, в общении с детьми, проходил день за днём, каждый из которых учил меня быть более внимательной, вежливой, серьёзной и артистичной, активной, требовательной и великодушной.  Но в один момент я стала замечать, что мне чего-то не хватает… я перестала испытывать моральное удовлетворение от своей деятельности… Что случилось? У меня ведь хорошо получается ладить с детьми, с родителями веду конструктивный диалог. Да и в профессиональных конкурсах занимаю первые места. Казалось бы, чего не хватает? Анализируя сложившуюся ситуацию, мною было принято решение: надо идти дальше! Стремиться к высшему и не останавливаться на достигнутом! Когда я поделилась своими планами с семьёй, меня дружно поддержали и вдохновили на дальнейшие действия. Тогда я твёрдо решила: я буду не просто воспитателем, я буду учителем, учителем-дефектологом! Я буду оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, раскрывать их сохранные возможности, создавать оптимальные пути для их развития. Всё это продвигало меня вперёд.

    Незаметно пролетело время, словно птица, унося меня на своих крыльях вперёд к мечте. В один прекрасный день я переступила порог специальной коррекционной школы г.Усть-Илимска. Войдя в учреждение, в моей голове промелькнула мысль: «А готова ли я работать с такой категорией детей? Смогу ли морально справиться с чувствами, возникающими при виде детей с физическими отклонениями?» И тут же я дала себе твёрдую установку, что я смогу, я сильная, я справлюсь, тем более что в работе с такими детьми важна не жалость, а любовь к ним и вера в их возможности.

    В школе мне дали возможность работать с детьми с умеренной умственной отсталостью. В самом начале, я ещё не совсем понимала, какие это дети, имеющие такой диагноз. Конечно, всё приходит с опытом. Сегодня я могу дать характеристику таким обучающимся, рассказать о их особых образовательных потребностях, о том, как выстраивается образовательный процесс с ними, как разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития на каждого ребёнка.

    Знаю, что ранее такие дети считались необучаемы, но с введением ФГОС, они получили право на получение образования, пусть даже и нецензовое, но направленное на развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Я считаю, что это правильное решение. Дети должны иметь возможность получать специализированную помощь, считаю, что в каждом обучающемся можно найти за что зацепиться, можно корректировать недостатки, развивать его. На примере своих занятий по коррекционному курсу «Предметно-практическая деятельность», могу сказать, что даже сложные дети, имеющие не только интеллектуальные нарушения, но и нарушения опорно-двигательного аппарата, спустя несколько месяцев упорной работы научаются захватывать предмет, перекладывать его. Некоторые дети спустя полгода изнурительных занятий начинают нанизывать кольца пирамидки, большие бусины на стержень. Конечно, всё долго и индивидуально, но даже по таким малым шажкам можно наблюдать за развитием ребёнка.

     Прежде чем приступить к работе с детским коллективом, мною были ещё раз тщательно изучены нормативно-правовые документы, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Я познакомилась с алгоритмом разработки СИПР, его структурой. Этот документ очень важен в моей работе, так как занимаюсь я с детьми, обучающихся по второму варианту АООП, учитывающая индивидуальные образовательные потребности детей.

     Далее администрацией было принято решение, что вести я буду коррекционный курс «Предметно-практическая деятельность». Тогда же встал вопрос о наличии программы по данному курсу, но программы не оказалось. И мне было поручено её написать. Спустя некоторое время я справилась и с этой задачей, моя авторская комбинированная педагогическая разработка «Программа коррекционного курса «Предметно-практическая деятельность» для учащихся с умеренной умственной отсталостью» была рассмотрена на научно-методическом совете школы и утверждена директором. В соответствии с ней я смогла составить календарно-тематическое планирование.

    Полетели трудовые дни, непосредственная работа с детьми. Подготавливаясь к каждому уроку, я стремлюсь найти интересные формы работ для ребят, стараюсь учесть особенности каждого учащегося, подобрать задания по уровню сложности в соответствии с возможностями детей. Не забываю и об обращении к жизненному опыту ребёнка, благодаря этому с говорящими детьми мы можем развернуть диалог, вместе сделать какие-либо выводы, поделиться эмоциями, ведь дети с этим сталкивались уже в жизни, или сталкиваются повседневно. Например, при изучении темы «Предметы посуды. Тарелка» дети могут ответить на вопросы о её назначении, о форме, о том, какие блюда мы едим из глубокой тарелки, какие из плоской. Есть дети, которые не могут ответить на эти вопросы, тогда я им предлагаю вспомнить походы в столовую. Спрашиваю из каких тарелок кушаем супы, в каких тарелках подают макароны с котлетой. И в данной ситуации есть один-два ребёнка, которые затрудняются, тогда я стараюсь пойти с ними на обед и понаблюдать вместе за деятельностью повара и посудой. Для закрепления фотографировала класс за столом во время приёма первого блюда и второго, а на следующем уроке мы рассматривали фотографии и вспоминали прошедший материал. Когда на уроках речь идёт о знакомых событиях, дети охотнее включаются в работу, активнее отвечают на вопросы, с интересом занимаются продуктивной деятельностью, а это важная составляющая при обучении детей с умственной отсталостью.

    Мне нравится играть с учащимися в различные игры, которые я провожу не только для увеселения, но и для развития детей. В.А. Сухомлинский говорил, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В игре ребёнок получает первоначальные представления о мире, определённые представления о значении труда, формируется роль той или иной профессии. Об этом тоже надо помнить, потому что основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по второму варианту является развитие жизненной компетенции, включение в жизнь общества, его социализация.

    Очень часто на уроки дети приходят возбуждённые, этот процесс преобладает в их нервной системе, дети не могут себя контролировать, нарушают дисциплину, отвлекаются и, в связи с этим, некачественно выполняют какие-либо задания, при этом многие даже не стараются. В таких случаях я стараюсь учесть особенности и возможности каждого. Кому-то позволяю полежать на парте, зная, что такое состояние проходит, если на ребёнка не обращать внимание, наблюдая за остальными, а если ещё и интересная работа на уроке, то он обязательно включится в работу. А с некоторыми в беседе я вспоминаю успехи на прошлых уроках, хвалю, тем самым стимулирую на выполнение дальнейших действий. Задания стараюсь давать доступные, чтобы ребёнок с ними справился и получил долгожданную наклейку с похвалой, но в то же время учитываю зону ближайшего развития каждого ребёнка. Если всё-таки обучающийся не справляется, то объём задания уменьшаю, или же предлагаю (по желанию, некоторым нравится брать на себя роль учителя) ребятам, которые «идут впереди» оказать помощь товарищам, тем самым создаю для каждого ситуацию успеха. Один ребёнок будет рад, что он справился с заданием, а второй будет чувствовать свою значимость, возможно, в некоторой степени гордость, что именно он смог помочь однокласснику.

    Конечно, очень много трудностей и огорчений в работе педагога с детьми с интеллектуальными нарушениями, а начинающему педагогу особенно трудно. Мне было очень тяжело в начале учебного года взаимодействовать с ребёнком, который приходит на индивидуальные занятия в сопровождении родителей, и при всех предложенных заданиях ведёт себя агрессивно, проявляет самоагрессию, выражает протесты, сбрасывая всё со стола. После таких занятий я чувствовала себя, как выжатый лимон, беспомощной, неудовлетворённой работой. Но при очередном разговоре со специальным психологом, я сделала вывод, что не стоит так загонять себя в угол, ведь это особенные дети, у них стойкие нарушения, проявляются которые и в особенностях поведения. Теперь на таких занятиях я ставлю пред собой барьер, стараюсь не поддаваться ученику, показывать, что я сильнее, и я диктую правила, потому что очень часто такое поведение возникает из-за попустительского отношения родителей. Встречаются и такие родители, которые при малейших трудностях взаимодействия с ребёнком, гасят его агрессию телефоном, они не привыкли справляться с трудностями, а дети - тем более.

    Также трудно принять тот момент, что зачастую дети приходят на урок и совершенно не помнят то, о чем говорили и что делали на прошлом уроке. Тогда урок начинается с чистого листа. Часто трудно получить эмоциональный отклик детей, многие проявляют равнодушие, или выполняю задания только потому, что от них требует учитель. Но с этим надо смириться и принять таких детей, надо всегда помнить особые образовательные потребности, их особенности. Для меня это было трудно, сейчас я уже приняла их, стараюсь почувствовать каждого и вместе с ними радуюсь даже самому маленькому успеху. А главное – это вера в ребёнка!

    Удалось мне поработать и в классе, где дети имеют лёгкую степень умственной отсталости. Тогда я заменяла некоторое время учителя, отсутствующего по причине болезни. Вот здесь я испытала истинное удовольствие, по сравнению с работой с детьми, имеющими более тяжёлые нарушения. Несмотря на отзывы коллег, что класс трудный, основной коллектив – мальчишки, мне было с ними легко работать. Я как-то сразу влилась в их коллектив, они приняли меня, как будто уже много времени мы проводили вместе. На уроках задания выполняли дружно, помогали друг другу,  дисциплину мало кто нарушал, ребята сами стремились мне рассказать о их жизни и порядке в классе. Я поняла, что все принципы, методы и приёмы обучения, которые мы изучали по дисциплине «Олигофренопедагогика» здесь намного проще реализовывать.

    Таким образом, я считаю, что предпосылки к педагогической деятельности появились у меня с прочтения «Педагогической поэмы» Макаренко и на сегодняшний день я продолжаю её в коррекционной школе, работая с особыми детьми. Сейчас я делаю выводы, что приняла правильное решение уйти с детского сада в коррекционную школу. В детском саду я работала в группе с детьми с задержкой психического развития, а теперь я имею опыт работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, теперь я имею представления о специфике работы в коррекционной школе, что играет немалую роль в успешном получении специального дефектологического образования по профилю «Олигофренопедагогика».

    Я верю, что желание и стремление, любовь и интерес к своей профессии помогут мне преодолеть трудные шаги в обучении. А это ли не смысл каждого человека, найти себя в любимом деле?!