Моя профессия учитель-дефектолог

Кулагина Мария Константиновна
Вот уже более 10 лет я работаю учителем – дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Проводя родительские собрания, общаясь с людьми других профессия, я часто сталкиваюсь с тем, что не всем понятно, чем занимается учитель-дефектолог. Воспитатель воспитывает, логопед исправляет речь детей, а что делает дефектолог? Так кто же такой учитель-дефектолог, работающий с детьми с нарушениями зрения? Это, прежде всего, конечно,грамотный специалист, обладающий определенным запасом знаний в области коррекционной педагогики и психологии. Человек, умеющий построить образовательную деятельность для воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей,знающий как «видит» каждый ребенок, способный восполнить искаженное вследствие заболевания изображение, подобрать игры и упражнения для восстановления целостности образа, развития зрительного восприятия. Все это конечно очень точно отражает деятельность коррекционного педагога, его профессиональные качества, направления работы. Но чтобы лучше понять, как работает учитель – дефектолог, все важность этой непростой профессии предлагаю «заглянуть» в один из дней моей профессиональной жизни. Прочтя мое эссе вы сможете познакомиться с этой удивительной профессией изнутри.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_esse.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Моя профессия учитель-дефектолог или один день из жизни…

Вот уже более 10 лет я работаю учителем – дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Проводя родительские собрания, разговаривая с людьми других профессия, я часто сталкиваюсь с тем, что людям не всегда понятно, чем занимается  учитель-дефектолог. Вот воспитатель воспитывает, логопед исправляет речь, а дефектолог что делает?

 Так кто же такой учитель-дефектолог, работающий с детьми с нарушениями зрения.

Это, прежде всего, конечно – грамотный специалист, обладающий определенным запасом знаний в области коррекционной педагогики и психологии, определенных медицинских знаниях.

Это человек знания, которого помогают организовать непрерывную образовательную деятельность для воспитанников с учетом их  индивидуальных возможностей, создать условия для гармоничной социализации детей с ОВЗ в среду сверстников. Человек, знающий как «видит» каждый ребенок, как восполнить искаженное вследствие заболевания изображение. Какие игры и упражнения подобрать для восстановления целостности образа, развития зрительно моторной координации, зрительного восприятия.  Это, несомненно, человек умеющих точно оценивать ситуацию, спланировать коррекционные мероприятия и результаты коррекционного воздействия,

оказать помощь не только  воспитанникам, но и их семьям, а также педагогам, работающим с детьми.

Все это конечно очень точно отражает деятельность коррекционного педагога, его профессиональные качества, направления работы. Но чтобы лучше понять, как работает учитель – дефектолог,  все важность этой непростой профессии предлагаю «заглянуть» в один из дней  моей профессиональной жизни.

                Утро. Иду на работу, и как всегда думаю, с  чего я  начну рабочий день.

Захожу в группу. В группе уже несколько ребят. У окна стоит мальчик Егорка.

Спрашиваю, что делаешь?

-Грущу.

Медленно получаю «информацию». Сегодня Дима пришел с новой игрушкой – белым медвежонком Умкой. Игрушка новая, привлекательная. Но Дима не собирается делиться ей с ребятами. Покажет, даст погладить, но из рук своих не выпускает. Как разрешить данную ситуацию,  как мирно, не обижая никого из ребят  уладить конфликт. Настроить детей на плодотворное сотрудничество. Эта ситуация усложняется еще и тем, что ребята в группе не простые, а «особенные». Сложные зрительные диагнозы, нарушения речи, сопутствующие соматические заболевания накладывают отпечаток на возрастную характеристику детей. Зрительные нарушения искажают восприятие окружающей действительности, замедляют развитие психических функций ребенка. Отсюда у ребят проявляется незрелость психических процессов. Им зачастую не объяснить нравственные нормы и на пример взрослых они не всегда обращают внимание. У каждого из них свой особенный, уникальный мир, очень часто закрытый для других.

           Ребят в группе становится больше, ситуация повторяется. Влада реагирует более бурно, чем Егор. На отказ дать ей игрушку, кричит и стучит ногами.

И тут  я предлагаю ребятам попробовать каждому найти Своего Медведя. Дети с удивлением смотрят на меня.

-А где?

    Организую  поисковую деятельность. Пока дети делают зарядку и завтракают, срочно корректируем план работы. В методическом кабинете собираю энциклопедии, картинный материал, связанный с белыми медведями.

Свой поиск начинаем  с книг, энциклопедий, иллюстраций. Найденную информацию изучаем, читаем, разглядываем. Затем начинается созидательный процесс. Мы лепим, своих медвежат. Конечно, в ходе поисковой деятельности мы не могли забыть про коррекционный процесс, поэтому выполняем запланированную деятельность. Но вся она посвящена медвежатам. Дети учат медвежат делать зрительную и пальчиковую  гимнастики, выкладывают  из палочек угощение для медведей, составляют узор из геометрических фигур для своих друзей. Многие ребята стесняются носить очки, поэтому из проволоки мы многим медведям тоже сделали очки. Такая совместная работа очень увлекла детей, и даже Дима выпустил из рук свою игрушку и мастерит ему друга. Таким образом, мир восстановлен, каждый ребенок не только получил своего Мишку, научился сотрудничать друг с другом, но и получить необходимые знания, предусмотренные коррекционным процессом.

      А вечером у нас встреча с родителями. Дети с восторгом рассказывают им о наших поисках и просят  взрослых принять участие в них. Мы предлагаем родителям смастерить своего медвежонка, провести его по лабиринту, сложить ему домик. Но не просто так, а в волшебных очках. С воспитателями группы мы смастерили специальные очки, надев которые родители на себе ощущают, как это плохо видеть. Стекла в них мутные, чьи дети, нося окклюдер, делаем его родителям. Выполняя задания в таких очках, взрослые начинают понимать, как сложно это делать детям, начинают понимать и ценить работу  учителя-дефектолога  и воспитателей  в группе. Перед уходом  домой мы просим родителей вместе с детьми составить интересную историю о своих медвежатах. Тем самым поддержать творческую инициативу детей, расширить их словарный запас.

Вот такой он один день из моей профессиональной  жизни. День, позволяющий увидеть эту удивительную  профессию изнутри,  понять правильность моего выбора профессии. Профессии, научившей  меня понимать и принимать детей такими, какие они есть. Ставить себя на место ребенка или всей его семьи, вместе добиваться результатов и радоваться им как своим.

И конечно любить – любить своих воспитанников, свое дело, свою профессию.