Главные вкладки

    ФОТОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

    Можжухина Юлия Михайловна

    В данной публикации представлен личный опыт по организации системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников, родителей и педагогов с применением техник фототерапии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отражены различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии. Представлена авторская проективная методика «Облака». Показаны возможности применения фотообразов в качестве игрового и диагностического материала для всех возрастных групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon annotatsiya_i_tezisy_publikatsii_mozhzhuhina_yu.m.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФОТОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

    ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Ю.М. Можжухина

    Россия, Воронеж, МБДОУ «Детский сад №1»

    mozhzhuhina.iulia@yandex.ru 

    Аннотация: в данной публикации представлен личный опыт по организации системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников, родителей и педагогов с применением техник фототерапии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отражены различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии. Представлена авторская проективная методика «Облака». Показаны возможности применения фотообразов в качестве игрового и диагностического материала для всех возрастных групп.

    Abstract: this paper presents personal experience on the organization of psycho-pedagogical support of pupils, parents and teachers with the application of the techniques of phototherapy in the conditions of preschool educational institution. Reflected different variants of ' healthy and correctional and educational influence photo. Presents the author's projective technique "Clouds". The possibility of using photographic images as a game and a diagnostic material for all age groups.

    Ключевые слова: фототерапия, здоровьесбережение, детско-родительские отношения.

    Key words: phototherapy, health care, parent-child relationships.

    Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

    Детский сад – это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ должно быть направлено на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы, поддержку детской инициативы, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

    В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый специалист находится в поиске новых форм и методов работы. Использование техник фототерапии в процессе организации психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении делает этот поиск плодотворным и практически значимым. Работа с использованием фотографии показала стабилизацию эмоционального состояния, развитие эмпатии и эффективную проработку прошлого опыта во всех возрастных группах.

    Проект «Фототерапия в практике работы ДОУ», который длится уже четвертый год на базе МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1» Новохоперского района Воронежской области, показал высокий результат по всем показателям и направлениям, где были применены техники фототерапии. Мы увидели различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии в детско-родительских отношениях, познавательной и эмоциональной сферах. Оказалось, что использование имеющихся фотографий и создание новых фотографий – это хороший инструмент для психологической диагностики и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. На данном методе может быть выстроена деятельность любой из пяти образовательных областей.

    Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Сравнительное исследование показало, что организацией фото-уголков «Моя мама», «Моя семья», удалось снизить тревожность  детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А организация совместной деятельности со взрослыми «Познакомьтесь – это моя семья», где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.

    Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие – создание фотоколлажей («А я воспитываю так…», «Мы и наше будущее», «Счастье материнства» и др.), работа с личными фотографиями – это поиск решений существующих проблем, формирование новых эффективных паттернов поведения.

    Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на профилактику синдрома эмоционального выгорания. В практике работы существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением («Природа», «Чувства и эмоции», «Дети», «Семья», и др.). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов и автопортретов.

    Особое место занимают выставки фоторабот взрослых и детей в помещении детского сада, оказывая положительное воздействие на всех участников образовательного процесса.

    Авторская проективная методика «Облака», которая уже несколько лет применяется в практической работе, давая возможность быстрого получения интересного материала, обходящего механизмы защиты личности, как у взрослых, так и у детей, уникальна в возможности применения именно у дошкольников. Многочисленные фотографии облаков стали отличным игровым и диагностическим материалом.

    Развивающая предметно-пространственная среда в стиле «Облака» - это самостоятельно изготовленное оборудование, используемое при организации взаимодействия со взрослыми, развлечений и досугов, а также в непосредственной образовательной деятельности. Просторное помещение, стилизованное под облачное небо: «подушки-облака», «коробочки-облака» с играми, «потолочные модули – облака», а также «волшебные окошки», изготовленные из фоторамок с акриловыми стеклами и меняющимися фотографиями, применяются в диагностике и коррекционно-развивающей работе.

    Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что использование техник фототерапии в психолого-педагогическом сопровождении – это своего рода инновационный подход не только к организации развивающей предметно-пространственной среды разновозрастных групп, но и к организации образовательной деятельности в целом в соответствии с ФГОС ДО.

    Трудно переоценить роль психологии в жизни современного общества. Задача практикующего психолога – формирование культуры потребления психологических услуг среди населения, использование психолога как инструмента помощи в улучшении качества жизни человека. И моя позиция – профессионально и личностно быть причастной к этому!

    Литература

    1. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб., 2010.
    2. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М., 2012.
    3. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М., 2009.


     

    Комментарии

    Можжухина Юлия Михайловна

    С удовольствием отвечу на все вопросы по данному опыту работы!

    Овкаджиева Данара Тальевна

    Понравилась ваша идея с созданием фотоколлажей.Приму на заметку.

    Можжухина Юлия Михайловна

    Спасибо за отзыв!

    Черных Екатерина Сергеевна

    Юлия Михайловна, хотелось бы узнать подробно о вашей авторской методике, чтобы тоже попробовать её на практике. Или может вы можете поделиться подробным конспектов какого-либо проведенного вами мероприятия или проекта, если вы этим занимаетесь несколько лет.