Фототерапия в практике работы педагога-психолога в условиях дошкольной образовательной организации

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

В данной публикации представлен личный опыт по организации системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников, родителей и педагогов с применением техник фототерапии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отражены различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии. Представлена авторская проективная методика «Облака». Показаны возможности применения фотообразов в качестве игрового и диагностического материала для всех возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_i_tezisy_publikatsii_mozhzhuhina_yu.m.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОТОТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.М. Можжухина

Россия, Воронеж, МБДОУ «Детский сад №1»

mozhzhuhina.iulia@yandex.ru 

Аннотация: в данной публикации представлен личный опыт по организации системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников, родителей и педагогов с применением техник фототерапии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Отражены различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии. Представлена авторская проективная методика «Облака». Показаны возможности применения фотообразов в качестве игрового и диагностического материала для всех возрастных групп.

Abstract: this paper presents personal experience on the organization of psycho-pedagogical support of pupils, parents and teachers with the application of the techniques of phototherapy in the conditions of preschool educational institution. Reflected different variants of ' healthy and correctional and educational influence photo. Presents the author's projective technique "Clouds". The possibility of using photographic images as a game and a diagnostic material for all age groups.

Ключевые слова: фототерапия, здоровьесбережение, детско-родительские отношения.

Key words: phototherapy, health care, parent-child relationships.

Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.

Детский сад – это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ должно быть направлено на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы, поддержку детской инициативы, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.

В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый специалист находится в поиске новых форм и методов работы. Использование техник фототерапии в процессе организации психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении делает этот поиск плодотворным и практически значимым. Работа с использованием фотографии показала стабилизацию эмоционального состояния, развитие эмпатии и эффективную проработку прошлого опыта во всех возрастных группах.

Проект «Фототерапия в практике работы ДОУ», который длится уже четвертый год на базе МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1» Новохоперского района Воронежской области, показал высокий результат по всем показателям и направлениям, где были применены техники фототерапии. Мы увидели различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия фотографии в детско-родительских отношениях, познавательной и эмоциональной сферах. Оказалось, что использование имеющихся фотографий и создание новых фотографий – это хороший инструмент для психологической диагностики и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. На данном методе может быть выстроена деятельность любой из пяти образовательных областей.

Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Сравнительное исследование показало, что организацией фото-уголков «Моя мама», «Моя семья», удалось снизить тревожность  детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А организация совместной деятельности со взрослыми «Познакомьтесь – это моя семья», где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.

Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие – создание фотоколлажей («А я воспитываю так…», «Мы и наше будущее», «Счастье материнства» и др.), работа с личными фотографиями – это поиск решений существующих проблем, формирование новых эффективных паттернов поведения.

Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на профилактику синдрома эмоционального выгорания. В практике работы существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением («Природа», «Чувства и эмоции», «Дети», «Семья», и др.). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов и автопортретов.

Особое место занимают выставки фоторабот взрослых и детей в помещении детского сада, оказывая положительное воздействие на всех участников образовательного процесса.

Авторская проективная методика «Облака», которая уже несколько лет применяется в практической работе, давая возможность быстрого получения интересного материала, обходящего механизмы защиты личности, как у взрослых, так и у детей, уникальна в возможности применения именно у дошкольников. Многочисленные фотографии облаков стали отличным игровым и диагностическим материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда в стиле «Облака» - это самостоятельно изготовленное оборудование, используемое при организации взаимодействия со взрослыми, развлечений и досугов, а также в непосредственной образовательной деятельности. Просторное помещение, стилизованное под облачное небо: «подушки-облака», «коробочки-облака» с играми, «потолочные модули – облака», а также «волшебные окошки», изготовленные из фоторамок с акриловыми стеклами и меняющимися фотографиями, применяются в диагностике и коррекционно-развивающей работе.

Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что использование техник фототерапии в психолого-педагогическом сопровождении – это своего рода инновационный подход не только к организации развивающей предметно-пространственной среды разновозрастных групп, но и к организации образовательной деятельности в целом в соответствии с ФГОС ДО.

Трудно переоценить роль психологии в жизни современного общества. Задача практикующего психолога – формирование культуры потребления психологических услуг среди населения, использование психолога как инструмента помощи в улучшении качества жизни человека. И моя позиция – профессионально и личностно быть причастной к этому!

Литература

  1. Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб., 2010.
  2. Копытин А.И. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М., 2012.
  3. Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М., 2009.


 

Комментарии

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

С удовольствием отвечу на все вопросы по данному опыту работы!

Овкаджиева Данара Тальевна

Понравилась ваша идея с созданием фотоколлажей.Приму на заметку.

Черных Екатерина Сергеевна

Юлия Михайловна, хотелось бы узнать подробно о вашей авторской методике, чтобы тоже попробовать её на практике. Или может вы можете поделиться подробным конспектов какого-либо проведенного вами мероприятия или проекта, если вы этим занимаетесь несколько лет.

Тесакова Светлана Валентиновна

Добрый день! Очень интересная проведена работа, обязательно буду использовать в работе

очень интересная работа и необычная. Надо обязательно попробовать в своей работе.

Долбинина Елена Александровна

Вы молодец!Это очень интересно.

Давлетбердина Гульназ Фаритовна

При нашей работе мы частенько делаем различные фотоотчеты, а вот так применить как необычная технология - это очень интересно и здорово. Спасибо за инресную идею)))

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Спасибо, что обратили внимание)

Антонова Ольга Тарасовна

Спасибо за Вашу идею! Очень необычно и пока еще ново! Беру на заметку!

Тарасова Ирина Валентиновна

Спасибо! Замечательная идея не только для детского сада, но и для школы! Четвероклассники прекрасно обращаются с гаджетами, но как применить результат? Теперь есть идея!

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Спасибо, можно использовать для любого возраста)

Мелешко Олеся Геннадьевна

Юлия Михайловна, спасибо за то, что поделились вашим опытом. Думаю, что данную методику можно применить не только с малышами.

Архипова Ирина Александровна

Вы просто молодец!!! Идея замечательная.Мне очень понравилось.

Вы молодец!Совместная работа сближает.

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Спасибо за отклики, коллеги! Всем творческих и педагогических успехов!