Обобщение опыта работы по речевому развитию.

Выкладываю таблицы для вас по обобщению моего опыта по речевому развитию дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ ПОПОВОЙ Н.В.

ПО  РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ   ДОШКОЛЬНИКОВ

Автор

Тема

Актуальность

Содержание

Названия приложений

Адрес размещения опыта

Попова Наталья Васильевна

воспитатель высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка-детский сад №128 г.Воронежа»

Формирование связной речи у дошкольников

Актуальность обусловлена следующим:

значимостью проблемы речевого развития детей дошкольного возраста как важнейшего условия успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества.

 Возникла необходимость поиска наиболее эффективных форм речевой работы с детьми, необходимость  найти способы педагогического воздействия, позволяющие поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

Системный подход

в обучении, использование соответствующей наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом особенностей речевого и познавательного развития детей, дает положительный результат и очевидную динамику речевого развития каждого ребенка.

В организованной и в самостоятельной детской деятельности я с успехом использую наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников (мнемотехнику, технологию ТРИЗ,  картографические схемы В.К.Воробьевой, структуру цепного рассказывания, опорные схемы для составления описательных рассказов Т.А.Ткаченко)..

Использование разнообразных образовательных ситуаций для организации детей позволяет осуществить дифференцированный подход, в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Помимо образовательных ситуаций, я проектирую ситуации общения.

Моя статья «Развитие речи- важная задача обучения дошкольника родному языку» напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно- практической конференции

«Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования(Воронеж 2016 год).

Выступала с мастер-классами в ВИРО.

  ООД для слушателей курсов ВИРО, для воспитателей района и детского сада №128.

С целью обмена опытом работы  выступала в постоянно действующем семинаре, на заседаниях педсоветов.

Приложение 1. Статья  в материалах научно-практической конференции (Воронеж 2016 год)

.

Приложение 2. Презентации (для мастер-классов).

.

Приложение 3. Конспекты мастер-классов (для ВИРО)

Приложение 4. Конспекты ООД (для слушателей курсов ВИРО, для воспитателей района и детского сада №128).

Приложение 5. Тексты выступлений для постоянно действующего семинара и заседаний педсоветов.

Приложение 6. Подборка речевых игр и  лексических упражнений,

Приложение 7. Мнемотаблицы, карточки для системного оператора (ТРИЗ), картографические схемы для пересказа

(вертикальная модель В.К.Воробьевой, опорные схемы для составления описательных рассказов Т.А.Ткаченко).

Приложение 8.

 Игры, пособия для творческого рассказывания:

  • «Сочинялочка»
  • «Сказочный

  калейдоскоп»

  • «Сочиняем сказки».

http://nsportal.ru/natalya-vasileva-popova



Предварительный просмотр:

                                                                           

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

МБДОУ «ЦРР – Д/С № 128»

ПОПОВОЙ НАТАЛЬИ ВАСИЛЬЕВНЫ

ТЕМА «Развитие связной речи у дошкольников»

Должность

Воспитатель

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «ЦРР -  детский сад №128» г. Воронежа

Стаж работы в должности

30 лет

Тема педагогического опыта

«Формирование связной речи у дошкольников»

Сущность методической системы воспитателя, отражающей ведущие идеи опыта

Актуальность работы обусловлена следующим: значимостью проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, как важнейшего условия успешности  ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а так же в освоении детских видов деятельности и творчества; задача всестороннего развития ребенка-дошкольника является центральной в программе, реализуемой  в детском саду , в группе.

Цель работы: активизировать воспитательный и образовательный процесс по развитию связной речи детей группы.

В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:

  • Изучить литературу по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста, содержащей описание новых развивающих и игровых технологий , стимулирующих речевое творчество и самостоятельность ребенка.
  • Выявить и проанализировать особенности  развития речи детей группы.
  • Разработать перспективный  план  работы  по развитию речи детей на основе комплексного подхода.
  • В ходе работы по данной теме проверить целесообразность и успешность   действий педагога по совершенствованию связной речи детей.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз , благозвучных словосочетаний ? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, переживать и воспроизводить содержание услышанной речи?

Таким образом, возникла необходимость поиска наиболее эффективных форм речевой работы с детьми , найти способы педагогического воздействия , позволяющие поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.

В организованной и в самостоятельной детской деятельности я с успехом использую наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников (мнемотехнику, ТРИЗ-технологию, картографические схемы В.К.Воробьевой , структуру цепного рассказывания ,опорные схемы для описательных рассказов Т.И.Ткаченко).

Использование разнообразных образовательных ситуаций для

 организации , позволяет осуществить дифференцированный подход к детям, в большей степени индивидуализировать процесс обучения. В рамках различных сюжетов мне удается организовать  образовательные ситуации, направленные на решение постепенно усложняющихся задач.

Помимо образовательных ситуаций, я проектирую ситуации общения.

Стараюсь идти «от детей», т.е. подмечать данные ситуации  в детской деятельности.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты)

*Статья «Развитие речи - важная задача обучения дошкольника родному языку» (сборник материалов межрегиональной научно- практической конференции «Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования») - 2016 год

*Выступления на педсоветах:

  - «Новые формы и модели дошкольного образования.Речевое развитие» - 2015 г.

  - «Использование мнемотехники при обучении

 дошкольников творческому рассказыванию» Пр. № 2 от 15.11.2016 г.

  - «Внедрение в образовательное пространство ДОУ

методов и приемов ТРИЗ как средства       формирования ключевой компетентности        дошкольников» 28.02.2017 г.

*Постоянно действующий семинар для воспитателей детского сада

 «Формирование коммуникативной компетентности у

   дошкольников  -17.11.2016 г.

 ВИРО

* Мастер-класс «Использование методов и приемов мнемотехники в речевом развитии детей» (ВИРО)

14.11.2016 г.

* Мастер-класс «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников» (ВИРО) – 08.02.2017г.

* ООД (для слушателей курсов ВИРО) «История осеннего листочка»

(системный оператор, наглядное моделирование)-17.11.2015 г.

   *ООД «Листопад, листопад!       Листья разноцветные летят!» (мнемотехника, ТРИЗ-технология) -30.11.2015г.

   

*ООД «О чем поведала сосна»

(системный оператор, мозговой штурм)-15.02.2016г.

    -ООД «Сконструируем ракету, облетит она планету»

(метод наглядного моделирования) – 20.04.2016 г.

   

ООД (для воспитателей детского сада):

  *«Заучивание стихотворения «Ели» И.Токмаковой»

(с использованием мнемотехники) -2014 г.

   *«У кого растут усы?»

      ( метод наглядного моделирования) – 2015 г.

       

    *«Составление рассказа по сюжетной картинке»

      (метод наглядного моделирования)-2015 г.

    *«Составление рассказа «Приметы осени»

      (ТРИЗ-технология, мнемотехника) – 22.11.016 г.  

Результативность реализации методической системы                                  

Анализ результатов показал следующее:

системный подход в обучении, использование соответствующей наглядности, разнообразных , дополняющих друг друга приемов , видов и форм обучения с учетом особенностей речевого и познавательного развития детей, дает положительный результат и очевидную динамику речевого развития каждого ребенка.

Также положительным результатом считаю снятие эмоционального напряжения при общении, вера  детей в себя, активность в жизни группы.

Таким образом, использование нетрадиционных методов развития речи, активизация педагогического процесса способствуют динамике речевого развития  детей дошкольного возраста и формированию предпосылок для школьного обучения.