ПДС в детском саду

17 ноября 2016 года я приняла участие в постоянно действующем семинаре в детском саду.Тема моего выступления "Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников". Я поделилась опытом работы по данной теме с воспитателями.,ответила на вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников»

                                                                                     

                                                                             Воспитатель - Попова Н.В.,ВКК

                                                                              протокол № 2 от 17-18.11.2016

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых , т.е. имеющих особую значимость в жизни человека , поэтому ее формированию следует уделять внимание уже в дошкольном детстве.

    Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач : определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.

    Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных играх , конструировании , детского художественного творчества и пр.

    Для формирования коммуникативной компетентности выделяются две группы методов воспитания : методы накопления содержания детской речи и методы , направленные на закрепление и активизацию словаря , развитие его смысловой стороны.

    Первая группа включает методы :

  • непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание и обследование предметов , наблюдение , осмотры помещения детского сада , целевые прогулки ;
  • опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием , чтение художественных произведений , показ видеофильмов .

    Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек , рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием , дидактические игры и упражнения.

    Среди средств , способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения , можно отметить :

-  диалог

- создание сюжетных ситуаций

- дидактические игры

- речевые игры

- лексические упражнения

    Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения , при организации активной творческой деятельности , в коллективных формах работы , в проблемных ситуациях , в речевых играх , в творческих заданиях , предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность , результатом которой является коммуникация.

    В группе , в которой я работаю , у детей большой популярностью пользуются  развивающие настольно-печатные игры : «Подбери по ассоциации» , «Что к чему и почему» , «Логические таблицы» , «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей».

    Дети самостоятельно организовывают игры , приглашают сверстников , объясняют правила , следят за выполнением действий.

    Я стараюсь воспитывать у них доброжелательное отношение к партнерам по игре даже в тех случаях , когда кто-то из них ошибается.

    С удовольствием дети участвуют в предлагаемых мною речевых играх и лексических упражнениях , например , «Как слова дружат» , «Кто придумает конец , тот и будет молодец» , «Цепочка слов» , «Один – одна – одно» , «Назови одним словом» и др.

    Дети сопровождают речью и самостоятельную конструктивную , изобразительную деятельность. Каждый из них ,  конструируя , рисуя ,создавая аппликацию или поделку из пластилина , комментирует свою работу , обращаясь к партнеру-сверстнику или ко мне. В процессе такой творческой работы возникает непринужденная беседа.

    У детей очень пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок ( «Теремок» , «Колобок» , « Заюшкина  избушка», «Три медведя» и др.), в которых разыгрываются импровизированные диалоги.

    В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра , которую любят дети –дошкольники . «Семья» , «Детский сад» , «На приеме у врача» , «Магазин игрушек» , «Мы едем в театр» , «Салон красоты» -это только часть сюжетно-ролевых игр , в которые с удовольствием играют дети. Наблюдая за игрой детей , я все больше убеждаюсь , что игра , как коммуникативная ситуация , побуждает детей к вступлению в контакт , является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей , происходит усвоение норм общения.

    Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта , психических процессов , личности в целом.      Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра , сказка , игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность , выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые , казалось бы , неразрешимые вопросы  в общении с ребенком легко решаются через игру , игрушку.

    Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения , средство обмена информацией.  Он выстраивает  свою речь , делая ее понятной не только для себя , но и для других , свободно выражая свои мысли , суждения , чувства , проявляет начальную коммуникативную компетентность , которая является показателем его речевого развития,

    Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия :

  • создавать ситуации коммуникативной успешности
  • стимулировать коммуникативную деятельность , используя проблемные ситуации
  • устранять коммуникативные трудности
  • ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности
  • мотивировать ребенка к выражению своих мыслей , чувств , эмоций , характерных черт  персонажей при помощи слова и мимики
  • обеспечивать баланс между организованной образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей
  • моделировать и создавать игровые ситуации , мотивирующие к общению со взрослыми и сверстниками
  • признать семью  и социальные ситуации , в которых протекает ежедневная жизнь ребенка  факторами , оказывающими равное влияние на результат развития детей и начал коммуникативной компетентности

    Компетентность, как  личностная характеристика , включает в себя имеющиеся у ребенка знания , опыт их приобретения и использования , особенности действий ,  отношения к деятельности и действительности ,  и проявляется как успешная результативная деятельность в конкретной ситуации.