ПДС в детском саду
17 ноября 2016 года я приняла участие в постоянно действующем семинаре в детском саду.Тема моего выступления "Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников". Я поделилась опытом работы по данной теме с воспитателями.,ответила на вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentnosti_u_doshkolnikov.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников»
Воспитатель - Попова Н.В.,ВКК
протокол № 2 от 17-18.11.2016
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых , т.е. имеющих особую значимость в жизни человека , поэтому ее формированию следует уделять внимание уже в дошкольном детстве.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач : определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных играх , конструировании , детского художественного творчества и пр.
Для формирования коммуникативной компетентности выделяются две группы методов воспитания : методы накопления содержания детской речи и методы , направленные на закрепление и активизацию словаря , развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы :
- непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание и обследование предметов , наблюдение , осмотры помещения детского сада , целевые прогулки ;
- опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием , чтение художественных произведений , показ видеофильмов .
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря : рассматривание игрушек , рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием , дидактические игры и упражнения.
Среди средств , способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения , можно отметить :
- диалог
- создание сюжетных ситуаций
- дидактические игры
- речевые игры
- лексические упражнения
Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения , при организации активной творческой деятельности , в коллективных формах работы , в проблемных ситуациях , в речевых играх , в творческих заданиях , предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность , результатом которой является коммуникация.
В группе , в которой я работаю , у детей большой популярностью пользуются развивающие настольно-печатные игры : «Подбери по ассоциации» , «Что к чему и почему» , «Логические таблицы» , «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей».
Дети самостоятельно организовывают игры , приглашают сверстников , объясняют правила , следят за выполнением действий.
Я стараюсь воспитывать у них доброжелательное отношение к партнерам по игре даже в тех случаях , когда кто-то из них ошибается.
С удовольствием дети участвуют в предлагаемых мною речевых играх и лексических упражнениях , например , «Как слова дружат» , «Кто придумает конец , тот и будет молодец» , «Цепочка слов» , «Один – одна – одно» , «Назови одним словом» и др.
Дети сопровождают речью и самостоятельную конструктивную , изобразительную деятельность. Каждый из них , конструируя , рисуя ,создавая аппликацию или поделку из пластилина , комментирует свою работу , обращаясь к партнеру-сверстнику или ко мне. В процессе такой творческой работы возникает непринужденная беседа.
У детей очень пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок ( «Теремок» , «Колобок» , « Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.), в которых разыгрываются импровизированные диалоги.
В качестве одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступает сюжетно-ролевая игра , которую любят дети –дошкольники . «Семья» , «Детский сад» , «На приеме у врача» , «Магазин игрушек» , «Мы едем в театр» , «Салон красоты» -это только часть сюжетно-ролевых игр , в которые с удовольствием играют дети. Наблюдая за игрой детей , я все больше убеждаюсь , что игра , как коммуникативная ситуация , побуждает детей к вступлению в контакт , является мотивом к коммуникативной деятельности. В игре осуществляется речевое развитие детей , происходит усвоение норм общения.
Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта , психических процессов , личности в целом. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра , сказка , игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность , выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые , казалось бы , неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру , игрушку.
Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения , средство обмена информацией. Он выстраивает свою речь , делая ее понятной не только для себя , но и для других , свободно выражая свои мысли , суждения , чувства , проявляет начальную коммуникативную компетентность , которая является показателем его речевого развития,
Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия :
- создавать ситуации коммуникативной успешности
- стимулировать коммуникативную деятельность , используя проблемные ситуации
- устранять коммуникативные трудности
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности
- мотивировать ребенка к выражению своих мыслей , чувств , эмоций , характерных черт персонажей при помощи слова и мимики
- обеспечивать баланс между организованной образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей
- моделировать и создавать игровые ситуации , мотивирующие к общению со взрослыми и сверстниками
- признать семью и социальные ситуации , в которых протекает ежедневная жизнь ребенка факторами , оказывающими равное влияние на результат развития детей и начал коммуникативной компетентности
Компетентность, как личностная характеристика , включает в себя имеющиеся у ребенка знания , опыт их приобретения и использования , особенности действий , отношения к деятельности и действительности , и проявляется как успешная результативная деятельность в конкретной ситуации.