Построение предметно-пространственной среды группы

Гальцова Александра Ивановна

 

Вопрос построения предметно-развивающей среды является очень важным, т.к. правильно организованная среда обеспечивает возможность педагога ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка по всем направлениям развития, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

При построении предметно-развевающей среды я опираюсь на требования ФГОС ДО, в которых говориться, что среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Помимо этого учитываю такие факторы как: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и физиологии детей.

Организовывая среду группы, я стараюсь обеспечить все виды детской деятельности. Неоценимую помощь оказывает в этом использование такого приёма, как зонирование группового пространства. Наличие игровых и развивающих центров обеспечивает эмоциональное благополучие детей и возможность самовыражения и проявление индивидуальности и творчества.

В качестве центров развития в группе выступают:

Центр конструирования «Юные строители»

Игровой центр оснащен различными видами конструктора: конструкторы типа «Лего»; деревянный, магнитный конструктор; пластмассовый конструктор разных размеров. Все находится в доступном месте и каждый ребенок в свободное время может построить то, что хочет. Рядом с конструктором располагаются мелкие игрушки. Игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для конструирования - однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи – куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют разыгрывать разнообразные сюжеты: сказочные, бытовые, увиденные на улице и дома или самостоятельно придуманные.

Центр ПДД (ОБЖ) «Будь осторожен!»

Безопасность детей - забота и ответственность взрослых. В целях пропаганды безопасности мы создали в группе уголок правил дорожного движения и безопасности жизнедеятельности. Уголок оснащён дидактическим материалом, отражающим правила безопасного поведения в различных местах. Для знакомство детей с ПДД создан макет дороги, с дорожными знаками и мелкими машинами. 

Музыкальный центр «В мире музыки»

Центр располагает большим набором детских инструментов: барабаны, бубны, маракасы, треугольник, дудки, металлофон, деревянные ложки, гармонь.

Различать жанры музыкальных произведений, высокие и низкие звуки, развивать чувство ритма помогают имеющиеся музыкально-дидактические игры: «Отгадай какой инструмент звучит», «Музыкальная экскурсия», «Найди и покажи», «Музыкальные фотографии».

В музыкальном центре имеется аудио магнитофон, подобраны аудиозаписи: А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский цикл «Времена года», «Гимн России» (А. Александров, слова С. Михалкова). Сборник «Русские народные сказки», сборник «Волшебные сказки», записи звукошумовых эффектов, диски: «Коллекция детских песен», «Детская дискотека», «Караоке для детей».

Центр художественного творчества «Царство Кисточки»

В данном уголке дети имеют возможность самостоятельно заниматься развитием творческих умений, используя принадлежности для рисования, лепки, аппликации. Помимо необходимых материалов для детского творчества (карандаши, мелки, краски, кисти, клей, пластилин и т.д.) в центре имеются альбомы с репродукциями картин разных художников, схемы поэтапного рисования, трафареты, раскраски, малые скульптурные формы народно-декоративных игрушек, материалы для нетрадиционного рисования (тычки, щётки, свечи, крупы).

Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки»

Театрализованная деятельность играет большую роль в формировании личности ребенка, помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне. Поэтому я активно провожу работу по оснащению театрализованного уголка. Центр оборудован настольным, пальчиковым, теневым театром, атрибутами и деталями костюмов, масками. Атрибуты, реквизит, разные театры по сказкам выставлены на полки или разложены в маркированные цветные коробки, что удобно в использовании детьми.

Центр сюжетно-ролевых игр

         Игровой центр всегда максимально подвижен, дети самостоятельно используют детскую игровую мебель, наборы для игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Цирк», «СТО», «Аптека», «Салон красоты». Имеющиеся в наличии игровое оборудование помогает ребятам совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения, развивает эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий с персонажами, создаёт условия для творческого самовыражения, для возникновения новых игр и их развития.

Экологический центр «Волшебная природа»

Имеющийся в группе экологический центр - это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Он помогает знакомить детей с комнатными растениями, закрепляет у ребят умение выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями. В экологическом центре имеются: комнатные растения; творчески оформленный огород на окошке; календарь природы; картотека наблюдений, познавательных вопросов, экологических игр.

Центр экспериментирования «Почемучки»

         Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего помогает уголок экспериментирования. Для оформления уголка экспериментирования я использовала различный природный материал, а именно: песок, опилки, камни, ракушки, шишки, сухие листья; некоторые пищевые продукты: соль, сахар, мука, крупы; приборы для проведения опытов: пробирки, магниты, лупы, микроскопы, весы, шприцы без игл, пипетки, деревянные палочки, резиновые груши, линейки. Особый восторг вызывает у детей схемы выполнения опытов и заполнение карточек-заданий, узнав ответов на которые можно только после проделанного эксперимента.

Краеведческий центр «На Камчатке мы живём»

         Организация данного уголка способствует повышению интереса детей к знакомству с родным краем, с родной страной. Здесь дети знакомятся с животным и растительных миром Камчатского края, с особенностями камчатской природы, коренными жителями, национальными традициями. Уголок оснащён литературой о Камчатке, иллюстрациями, альбомами и работами родителей и детей по теме “Мы живем на Камчатке”, “Моя Родина - Россия”.

Центр детской книги «Почитай-ка»

         В этом центре ребята знакомятся с книгами, русскими поэтами и писателями, рассматривают иллюстрации выполненные различными-художниками иллюстраторами. Организовывая работу с детьми в этом центре, я приобщаю ребят к словестному искусству, развиваю их литературную речь, повышаю интерес к художественной и познавательной литературе.

Стимулировать познавательную активность дошкольников позволяет, созданная в уголке книги, интерактивная видео-энциклопедия «Хочу все знать». Она представляет собой коробку с карточками. Весь материал в энциклопедии представлен в виде картинок, систематизирован в соответствии с лексическими темами и образовательными областями.

По своему желанию ребенок может узнать много нового и интересного о каком-либо предмете, явлении или событие, имеющемся в энциклопедии. На каждую карточку заранее подготовлена флеш-карта в виде презентации созданной в программе Power Point. Ребёнок выбирает карточку, подходит к воспитателю, а он в свою очередь включает флеш-карту закреплённую за картинкой на мультимедиа оборудовании: экран, телевизор, доска.

Если у ребёнка появляется желание узнать о чем-либо, чего нет в энциклопедии, то воспитанник зарисовывает данный предмет и оставляет его сказочному герою Знайке. Со временем в энциклопедии появляется данная карточка с закреплённой за ней флеш-картой.

Спортивный центр «Мы спортсмены!»

         Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течении всего дня мне помогает оборудование этого центра: мячи (большие и маленькие), гимнастические палки, шнуры, ленты, скакалки, мешочки с песком, обручи. В центре также имеется оборудование для спортивных игр (боулинг (кегли, шары), настольный теннис (ракетки, мяч)).

Уголок уединения «В гостях у доброго Лёвушки»

В нашей группе уголок уединения оформлен следующим образом: за ширмой стоят детские мягкие кресла и столик. В уголке живет «Добрый Лёвушка». Он помогает детям, у которых грустное настроение. Ребёнок может уединиться, рассказать Лёвушке о своей печали или просто отдохнуть. В уголке так же имеются альбомы для рассматривания, соответствующие лексическим темам. Наличие в уголке альбомов с семейными фотографиями детей и игрушечного телефона, по которому можно позвонить родителям, способствует повышению эмоционального спокойствия ребёнка. Помимо этого, уголок оснащён дидактическими играми, способными отвлечь внимание ребенка на некоторое время: «Шнуровка», игры с прищепками, одень куклу, игры с пластилином.  

Так же в группе имеются домики-экраны настроения, которые используются с целью отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия. Ребятам предлагается три домика (радостный, грустный и сердитый) и дети вещают свою фотографию на тот домик, который отображает его состояние и настроение на данный момент. Особенно ребятам очень нравятся дидактические игры с использованием домиков-настроения «Какое настроение у героя», «Покажи на себе», «Эмоции».

Организованная таким образом предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Для эффективной реализации поставленных целей и задач необходимо систематически проводить анализ состояния предметно-развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.