Главные вкладки

    «Волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»

    Гамолка Светлана Юрьевна

     

    «Волонтерское движение в детском саду как средство   формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников»

     

    В основе взрослого волонтерского движения, старый  принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому Волонтёрство – это проявление инициативы в чистом виде, поэтому принцип добровольной безвозмездной помощи: сам захотел, и сам выбрал что делать..  Волонтёр - это тот, кто действует добровольно, т.е. по своей инициативе.

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:   «...ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности». (п.4.6.)

               Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

            Актуальность    волонтерского движения в дошкольном учреждении,  объединяющего родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

     - к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

    - к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;

    - к повышению рейтинга образовательного учреждения.

    Так как всеми участниками добровольческого движения осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».                      

            Воспитание личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самостоятельности, гармоничному взаимодействию с другими людьми, стало целью волонтёрской деятельности, а  её реализация осуществляется  через решение задач:

    - создать условия для повышения социальной активности, инициативы и самореализации

      дошкольников;

    - сформировать отряд волонтерского движения «Дорогою добра» с привлечением школьников,   

       родителей и систематизировать его  работу;

    - мотивировать детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников.

         Создание волонтёрского отряда  начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы в качестве которого взяты силуэты ладоней взрослого и ребенка в виде голубя,  с мотивирующим призывом  «Хочу помочь!», символизирующим суть волонтёрского движения.

    В  целевых ориентирах, в качестве возможных достижений дошкольника отмечены:

    - проявлять эмпатию  по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в    

      этом нуждается;

    - проявлять уважение к старшим и заботу о младших.

    Всё это на языке детей означает:  ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА! Отличным местом для их реализации является  «Неделя добрых дел». Своим примером и конкретной помощью волонтёры, во время операции «Помогайка», учат малышей навыкам самообслуживания. «Научим тому, что умеем сами», - так говорят ребята волонтёрского отряда «Дорогою добра», когда изготавливают с младшими дошкольниками  подарки к Дню матери, игрушки на Ёлку, раздаточный материал для обучения счёту, рисуют на прозрачном стеклянном мольберте  и т. д.

    Любимой волонтёрами операцией является «Поиграйка». Ведь старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: и подвижные, и сюжетно-ролевые, и игры по правилам, и игры с использованием степ-аэробики, где они понимают свою значимость в качестве наставника: научить партнёра игре. Делают горку для малышей, ремонтируют книжки, ухаживают за комнатными растениями-всё это трудовой десант «Недели добрых дел».

          Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом - акция с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна , но необходимо соблюдать правило - она  должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума. Такие, как  «Дорогие, мои, старики! », «Движение с уважением», «Помоги птицам» и т.д.   В рамках сетевой кооперации с центром социальной защиты населения отряд волонтеров «Дорогою добра» представил для мам  детей с ограниченными возможностями музыкальное поздравление с песнями и танцами, а со школьниками осуществляет проведение  праздников и спортивных мероприятий, участвуя в совместных творческих группах. Организуя работу по данному направлению в тесном контакте с волонтерским  отрядом СОШ № 41  поступая в первый класс начальной школы, волонтеры - дошкольники плавно вливаются в деятельность школьного волонтерского движения.

             Волонтёры нашли место для применения способностей и  в проведении совместных фольклорных праздников: «Весёлые посиделки»,  «Праздник русского платка», «Масленица» и т.д.,  где знакомили малышей с бытом, традициями,  обычаями русского народа и своим примером мотивируя их к изучению культурных ценностей.

             Ведём работу по активному включению родителей  в жизнь ДОУ, поэтому стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал как традиционных форм взаимодействия с семьей, так и актуальную форму сотрудничества -  волонтёрство.  Для участия в конкурсе снежных фигур «Зимняя сказка нашего двора», волонтёрский отряд оказал помощь в изготовлении скульптур на участках младшей и средней групп совместно с родителями-волонтёрами.

         Получены положительные эффекты образовательной практики - волонтёрство:

    - дошкольники научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, то есть развивать коммуникативную компетентность;

    - позитивные отклики детей, родителей, педагогов и школьников, общественности;

     - волонтёры осознают свою важную миссию - считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь;

    - педагоги учат дошкольников проявлять инициативу, затем у них формируется потребность в её проявлении по выбору мероприятий и их количеству;

    -  педагоги и родители, объединив усилия, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности – повысили свою педагогическую компетентность.

    Анализируя опыт проживания образовательной практики - волонтерское движение «Дорогою добра»,  планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта,  отслеживанием промежуточных результатов работы отряда «Дорогою добра».

              Опыт работы в этом направлении оцениваю как положительный, показывающий эффективность, многофункциональность используемых форм и возможность их применения.   Волонтёрское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему, а именно инициативными и самостоятельными в выборе  проявления своих интересов.