«Экологическое воспитание детей старшего возраста средствами проектной деятельности»

Голубева Наталья Анатольевна

Современный дошкольник растёт в условиях ухудшения экологии нашего региона, страны и всей Земли. В связи с этим в его жизни возникает много запретов: нельзя пить не кипячёную и не очищенную фильтром воду, нельзя бегать под дождём, нельзя купаться летом в реках и озёрах. С телевидения постоянно идёт информация о том, что фрукты и овощи наполнены нитратами, даже молоко, купленное в магазинах, уже не всегда полезно. Живя в таких экологических условиях ,у многих детей имеются проблемы по здоровью.  А это уже и  определяет актуальность данной проблемы.

Актуальность экологического воспитания детей заключается в формировании экологической культуры, экологического мировоззрения у подрастающего поколения.  Это позволит им, став взрослыми, не быть равнодушными к данной проблеме и сделать всё возможное для улучшения экологии.

В наш век технологий современный человек, к сожалению теряет способность чувствовать и сопереживать. Именно экологическое воспитание способно повлиять положительно на эту проблему . На занятиях через беседы, прогулки и наблюдения у детей формируется  любовь к природе ,способность видеть её красоту , воспитывается бережное отношение к живому . Это дает им возможность переносить приобретённый опыт на повседневную жизнь: стать более добрыми, чуткими, внимательными к близким.

Экологическое воспитание немало важно для личностного развития детей. Под руководством педагога правильно организованная и систематическая  работа способна повлиять на активное развитие  логического мышления,  восприятия,  связной речи и воли.  Об этом  в своих работах нам пишут К.Д. Ушинский , Я. А. Каменский.

Анализ современных подходов показывает, что в работах И.Д. Зверева, В. М. Назаренко  экологическое воспитание  так же рассматривается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности.

Мы разделяем мнение данных авторов  о важности экологического воспитания дошкольников. Наиболее эффективной в решении данных задач нам показалась проектную деятельность. Это позволило нам максимально интересно  и разнообразно включить детей в данный вид деятельности.

Мы наблюдаем, обсуждаем, рисуем, лепим, творчески отображаем мир природы, тем самым обогащая внутренний мир детей разными впечатлениями, знаниями и переживаниями. При рисовании природы мы часто используем классические музыкальные произведения , стихи подчёркивающие красоту русской природы. При беседах рассматриваем картины знаменитых художников, что помогает обогатить словарный запас детей. Во время прогулок  изучаем все растения растущие на нашей площадке, их рост, размножение, какую роль они играют в природе и жизни человека. Посвящаем им стихи , водим хороводы и придумываем различные игры.

Во время  проведения проекта дети активны и любознательны, с удовольствием сотрудничают со взрослыми , что значительно улучшает образовательный процесс и  способствует закреплению знаний детей.

Дети нашей группы стали участниками проекта «Путешествие в природу», «Экологическая тропа» по экологическим точкам на участке. Сейчас мы работаем по созданию Экологической сказки «Волшевство природы».

Проектную деятельность в данном направлении может использовать любой воспитатель детского сада, здесь  он может проявить свой имеющийся опыт, накопленные знания, творчество и получить наивысший результат .

 

Литература:

1. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - 2005. 

2. «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А., издательство «Детство-Пресс» 2-е изд., 2006.

3. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - 2009. 
5. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. №10.

6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003.

9.Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. - М.: Просвещение, 1982.