Тема: «Звук [О]»

Асауленко Надежда Викторовна

 

Цель: познакомить детей с новым гласным звуком О; совершенствовать умение выделять звук О в начале ряда; учить выделять звук О в конце слова. Активизировать в речи понятие «в конце слова»; закрепить знания по теме «Овощи», умение образовывать существительные в винительном падеже; развивать память, слуховое восприятие; воспитывать настойчивость.

Ход ОД:

Экскурсия в город Звуков.
- Сегодня мы полетим в город Звуков на облаке.
Пальчиковая гимнастика «Мы на облаке летим»:
Мы на облаке летим – скрестить пальцы в замок, поднять прямые руки вверх
Словно ласточки парим – плавно поднимать и опускать руки
Раз, два, три, четыре, пять – загибать поочередно пальцы левой руки
Как нам весело летать – разжимать и сжимать пальцы левой и правой рук 
- Вот мы и прилетели в город звуков.

(картинка домики)
- Какой первый звук в слове облако? (Первый звук О).
- В городе Звуков нас встречает звук О.

(картинка девочка)
- Произнесите правильно звук. На что похожи наши губы, когда мы произносим звук О? (На овал).
- Звук О – гласный, потому что мы можем его петь. Пропойте звук (О-О-О)
- Звук О хочет, чтобы вы спели песенку гласных звуков с ним:
АОИ, ООУ, ИОА, УИО (показ звуков в городе Звуков).

– Прочитайте звуковой ряд по карточке: УОА, ИУО, ОУИ, ИУА (У каждого ребенка карточка с изображением артикуляции трех гласных звуков).
- Хлопни в ладоши, услышав звук О: Оля, утка, осень, Алла, кот, окно, игрушки, стул, стол..
- Запомни картинки, в названии которых есть звук О:
ослик, окна, лето, осень, облако, пальто
- Где стоит звук О в слове осень? (В начале слова).
- Где стоит звук О в слове пальто? (Последним).
- Если звук О стоит последним, он стоит в конце слова.
- Где стоит звук О в слове пальто? (Звук О стоит в конце слова).
- Где стоит звук О в слове ведро? (В слове ведро звук О стоит в конце слова). 
Физкультминутка:
Осень в гости к нам пришла – дети идут на месте, расставив руки в стороны
Облако с собой взяла – дети кружатся вокруг себя
Дождик овощи полил – приседают, поднимая и опуская руки
Олю ими угостил – вытягивают перед собой прямые руки

– Звук О дружит с куклой Олей и хочет сделать для нее подарки. Какие овощи мы положим в ведро для Оли? (Я положу огурец. Я положу картошку. Я положу помидор. Я положу лук и т.д.)
- Целое ведро овощей мы набрали для Оли.
- Давайте опишем овощи, чтобы Оля знала о них все: (Описание овощей по таблице).
1) Назови овощ
2) Какой формы, цвета, размера овощ
3) Каков овощ на вкус
4) Каков овощ на ощупь 
5) Как можно есть овощ
6) Что из него приготовим
 – Научим Олю делать звуковой анализ ряда ОА. Какой первый звук в ряду ОА? (Первый звук О).
- Положите символ со звуком О. Произнесите этот звук (О-О-О). Звук О, какой? (Звук О – гласный).
- Какой следующий звук в ряду ОА? (Звук А).
- Положите символ звука А рядом со звуком О. Соедините звуки с помощью правого указательного пальца (О-О – А-А).
- Где стоит звук О в ряду ОА? (Звук О стоит в начале ряда).
- Какой первый звук в ряду ИО? (Первый звук И).  Положите символ звука И. Назовите звук (И-И).
- Какой следующий звук в ряду ИО? (Следующий звук О).
- Положите символ со звуком О рядом со звуком И. Соедините звуки и прочтите ряд (И-И – О-О).
- Где стоит звук О в ряду? (Звук О стоит в конце ряда).

 – Выучим стихотворение Маршака на Звук О:
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осел.
 – Поиграем в игру «Закончи предложение словом со звуком О» (по картинкам).
- Наступила … осень. По небу плывет серое …. облако. Оля надела осеннее … пальто. Оля любит … осень.
Итог.
- Подари Оле слово со звуком О.