Главные вкладки

    Культура и безопасность. А.Мелик-Пашаев

    В Российской Академии Художеств прошел Круглый стол под названием "Культура как фактор обеспечения национальной безопасности" (10 декабря 2015 г.). Правда, в начале выяснилось, что предмет обсуждения смутен, связный текст не представлен, и авторы его отсутствуют. Тем не менее, обсуждение состоялось, поскольку некий процесс идет, вот-вот будут приниматься судьбоносные решения и нужно вносить свои предложения … Как бы то ни было, и что бы из этого ни получилось, сама формулировка темы Круглого стола примечательна.

    Слова «культура» и «национальная безопасность» встали рядом. Наверное, впервые. Это и  пугает, и обнадеживает: может, еще не поздно опомниться? Понять, что бескультурье убивает?

    Кажется, Фазиль Искандер сказал: если культура не займет главное место, человечество не выживет. А человечество состоит, как известно, из народов, в том числе нашего.

    С колокольни культуры отчетливо видны две главные «угрозы национальной безопасности», две причины, по которым народ, общество, государство могут быть стерты с культурной карты мира, а следом, неизбежно, с карты как таковой. А произойдет это немного раньше или позже – не так уж и важно.

    Обе причины – наши, внутренние, и обе связаны с культурой в широком ее понимании.  Одна - нарастающее от поколения к поколению душевное одичание; вторая- отсутствие смысла жизни у все большего числа людей. Все остальное – от неисправных самолетов, бессердечных врачей и мздоимцев разных уровней до детской и подростковой преступности, наркомании, психических заболеваний и суицида – производное. Пока причины не устранены, пока эти тенденции не повернуты вспять, никакие концепции развития культуры до такого-то года, никакие стратегии  и законы, ничьи подписи под ними не будут иметь никакого значения.

    С колокольни художественной культуры отчетливо видно, что могло бы реально помочь от обеих болезней: всеобщее, полноценное, раннее приобщение детей к художественному творчеству. Легко представить, с какой усмешкой или с каким откровенным недоумением встретит эти слова специалист по безопасности! И будет глубоко неправ.

    Поскольку это творчество художественное, оно предохраняет от душевного одичания. Поскольку оно – творчество, оно наполняет жизнь человека смыслом. Человек тем и отличается, что может творить:  создавать в окружающем мире и в человеческих взаимоотношениях нечто такое, чего без него бы не существовало. Кто с детства этого лишен, тот не знает, для чего он, не чувствует, что он нужен этому миру, а мир – ему. Ребенок, лишенный творчества – или начинающий больной, или начинающий преступник.  Говорю о всяком творчестве, не только о художественном, но существует неоспоримый факт:  ранний опыт творчества дети лучше всего приобретают, занимаясь искусством.

    И при этом именно гуманитарно-художественное образование в массовой школе, через которую проходят все дети, то есть весь народ, систематически вытаптывается. И в общественную жизнь вливается все больше число людей бездушных, чуждых человеческим ценностям, чуждых живой природе, не помнящих родства, не чувствующих себя частицей единого мира. Чем более «компетентными» такие люди окажутся в химии и информатике, в экономике или карате – тем ощутимее угроза национальной безопасности. Это, кажется, понятно  без разъяснений.

    Первое, что нужно сделать, и очень срочно: полностью, реально изменить статус общего художественного образования в нашем обществе. Это подразумевает многое. И престиж профессии учителя искусства, и материальное обеспечение, и количество учебных часов, и поддержка передовых методов обучения, соответствующих научных исследований и печатных изданий. Это пропаганда массового детского творчества (а не только  «конкурсы талантов») - творчества изобразительного, актерского, литературного, музыкального, мультипликационного…Это реальное взаимодействие с мастерами культуры, а также с медициной и правоохранительной системой, которое покажет, каково влияние раннего творчества на здоровье и поведение растущих детей. Нужно помогать родителям, которые сами не приобщены к культуре, понять, что для их любимого чада художественное творчество - не бесполезная трата времени, а залог душевного здоровья на всю его долгую жизнь. Категорически необходимо, чтобы так называемое дополнительное художественное, и не только художественное образование стало повсеместным, вариативным и общедоступным, то есть бесплатным…


    Автор статьи: А.Мелик-Пашаев, д-р психол.н., член СХ, главный редактор журнала «Искусство в школе».

     

    Комментарии

    Очень интересная статья. Наводит на размышления.
    "бескультурье убивает" - но его тоже можно, и очень даже успешно объявить культурой!!! Сколько примеров в истории.
    "С колокольни художественной культуры отчетливо видно"- в том -то и дело, что видно, а сделать ничего не можешь. Поскольку ты - на колокольне. Разве что позвать. Если колокол хороший. И пока тебя не стащат с этой колокольни.
    Пока культура только взирает с высоты колокольни, будет и душевное одичание "копошащихся внизу", и отсутствие смысла жизни у взирающего с высоты.
    Просто сравнения неудачные, правда? Они грешат тем же, против чего выступает автор. Идеи-то правильные: даёшь культуру в массы! Потому что реально "творчество художественное предохраняет от душевного одичания". Все давно это знают.
    Художественно-гуманитарное образование вытаптывается. Согласна. Но, может, поздно в школе учить рисованию или технике игры? Может, стоит обратиться именно к массам, научить ПОНИМАНИЮ? Не осмеливаюсь же я учить стихосложению. Хотя в Лицее учили. Но там были хорошо подготовленные студенты, а не обычные ученики.
    Даёшь историю мировой культуры в детские сады и роддома! Воспитаем новых родителей с пелёнок!

    Мажанова Елена Александровна

    Какие правильные слова: Кто с детства этого лишен, тот не знает, для чего он, не чувствует, что он нужен этому миру, а мир – ему. Ребенок, лишенный творчества – или начинающий больной, или начинающий преступник. Ребенок, растущий в хаосе, в "грязи" и лжи, среди пьянства и разврата никогда не вырастет культурным, и интеллигентным. Он всегда будет зол на мир, который ( в лице его родителей) недодал ему, не до воспитал его и т.д.Он не сможет оценить красоту мира искусства и красоту живого, окружающего его. Я часто бываю в художественной школе, где дети с 5 лет учатся петь, рисовать, слушать музыку, и вижу как они отличаются от тех детей, родители которых очень "заняты", чтобы заниматься образованием своих детей...Эти дети -ДРУГИЕ. Музыка и живопись делают их добрее, чутче, мягче. Они смотрят на мир другими глазами, спасибо за это педагогам, научившим их этому!! Так почему не дать возможность всем детям, в общеобразовательной школе, на уроках музыки и рисования хотя бы заглянуть в этот мир- мир красок и душевной красоты. Но помочь это сделать могут только специалисты- с опытом и знаниями в области музыки и живописи.В общеобразовательной школе теперь нет учителей музыки-видимо считается что этому не стоит учить всех, кто сильно заинтересован-может пойти в музыкальную школу.... А как же "остальные"??? Разве не нужно им прививать любовь к классике, знакомить их с мировой культурой? это так грустно.. Фазиль Искандер был прав, когда сказал: если культура не займет главное место, человечество не выживет. И мы это уже видим - человечество гибнет, и губит будущее своих детей.

    Мандрикова Людмила Андреевна

    В идеале, на мой взгляд, и в начальной школе каждый предмет должен вести узкий специалист (но обязательно знающий особенности младшего школьного возраста), и уж точно - ИЗО, музыку, технологию...