Главные вкладки

    ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса

    Астафьева Елена Владимировна

       Вчера встретила любопытную статью из журнала "Управление начальной школой" №8 2011 год. Статья называется "ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса"

       Написали данную статью методисты и учителя-практики из нескольких московских школ. Замечательная статья. Все расписано ясно, понятно. Все изменения даются в сравнениии с традиционной деятельностью. Статья сопровождается табличками, которыми очень удобно пользоваться. 
    Прочитав сатью, решила, что таким материалом будет удобно воспользоваться и  в работе МО.  Представленная информация, позволяет это сделать. Конечно, возникли и вопросы.

       В деятельности учителя указывается, что он теперь должен составлять сценарный план урока. Что такое "сценарный план урока"? Поискала информацию в сети, но ничего вразумительного не нашла. Все, что предлагается, это обыкновенные конспекты уроков. Хотелось бы узнать об этом. Может быть кто-то уже использует в своей деятельности такое планирование. 

       В уроке требуется более половины времени отвести на самостоятельную работу учащихся, начиная уже с 1 класса. Сложно представить, как можно самостоятельно работать детям, которые отличаются друг от друга уровнем своей подготовки уже в 1 классе. Хотя, конечно, попытаться сделать это можно. Но будет очень сложно. Ведь учитель не только организует такую деятельность, но еще и научить должен, дать знания, которыми могут воспользоваться дети. 

       Нестандартное ведение урока, как ведение урока двумя педагогами, или ведение урока учителем и родителем, или ведение урока в параллельном классе - это за гранью фантастики. Зная уровень подготовки своих родителей, не могу представить их в такой роли. Вообще, готовы ли родители к такому? Думаю, что нет. Исходя из своей педагогической практики, могу сказать, что опыт проведения внеклассных мероприятий с родителями у меня есть. Проводили мы совместно и классные часы, и внеклассные мероприятия к праздникам, и в походы ходили. Редко, практически никогда, родитель может провести мероприятие на должном уровне (естественно, если сам не педагог, тогда еще что то может получиться).  Всегда предлагаю родителям поучаствовать, провести что-то, но откликов нет.

       В новых стандартах родителям отводится огромная роль. Причем, насколько я понимаю, роль эта не должна сводиться только к контролю за деятельностью учителя по отношению к  ребенку этого родителя.  Родитель должен стать помощником, соратником учителя, участником образовательного процесса. Готовы ли к этому родители? Не знаю. 

      Еще немного о родителях. Родители выступают в роли тьютеров. Они присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям, активно участвуют в организации подвижных игр на переменах, помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.   Даже и не знаю, как к этому относиться. С одной стороны здорово, когда есть помощники, взрослые и образованные. С другой стороны, представила урок, на котором предположим сидит хотя бы 5 родителей, они помогают своим детям. Как будет выглядеть такой урок? Бедный учитель...

      Изменяется не только деятельность учителя, но и деятельность обучающихся. Происходить это должно благодаря расширению ассортимента учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и др.). Я только "ЗА". Но кто же нас обеспечит таким оборудованием? Вопрос вечный. Вчера познакомилась еще с одним интересным документом: Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений. Так вот только на оснащение одного кабинета начального звена потребуются миллионы. Вы верите, что такое возможно? Я - нет. 

       Вот так почитаешь все статьи и понимаешь, что же тогда изменится с введением новых ФГОС. Изменится работа учителя. В статье есть строчка "Замечено, что при подготовке учителя к уроку учитель затрачивает теперь почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами..." 

       Я не против ФГОСов, но учитель - тоже человек. Почему же все изменения в образовании теперь ложатся на него таким тяжким грузом?