Первые результаты внедрения ФГОС НОО

Гусарова Елена Валентиновна

 

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»

Александр Кондаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.Гусарова,

заместитель директора по учебной работе

ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга  

Первые результаты внедрения ФГОС НОО

(Из опыта работы учителей кафедры начального образования)

 «Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»

Александр Кондаков

Тема стандартов стала самой обсуждаемой среди педагогов нашей кафедры в течение трех последних лет. Мнения разные, и чем больше приходит осмысление, тем больше возникает вопросов.

С введением новых ФГОС революции в образовании не произошло. Преемственность между стандартами первого и второго поколения определяется на основе единства содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт  поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

Важное направление работы - подготовка учителя к новой миссии и профессионально, и морально, чтобы не осталась мысль, что ничего особенно не изменяется.

С 1 сентября 2011г. обучение по новым ФГОС начали три первых класса (88 человек). С этого момента вопросов стало возникать еще больше.  В целом по результатам первого года можно отметить следующее:

  1. Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;
  2. Многие подходы, описанные в стандартах и раньше, и, причем, очень активно использовались в педагогической практике,
  3. Но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.
  4. Система контроля и оценки пре терпевает изменения.        Существует документ, который сопровождает стандарты, — «Планируемые результаты на чального общего образования». Новым является формулирование планируемых результатов по конкретному предмету, т.е. сначала формулируется то, что в результате изучения этого предмета мы хотим получить, и только затем разра батывается его содержание.  
  1. В настоящее время актуален вопрос о введении, дополнительно к традиционным, новых методов, средств оценки предметных достижений учащихся и форм их фиксирования, позволяющих, индивидуализировать процесс оценивания с сохранением в образовании традиционной  5-балльной системы, способствующий конструктивному предметному диалогу между родителем и учителем и получению родителями развернутой информации о достижениях учащихся.
  1. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности, в основе которого лежат УУД.
  2. Достоинством стандартов второго поко ления можно считать то, что его разработ чики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образова ния тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.  

Сегодня, говоря о первых результатах работы в свете новых стандартов, мы хотим обозначить и ряд проблем, с которыми непосредственно столкнулись в ходе реализации ФГОС. Надеемся наш опыт будет значим для вас.

Возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса:

  1. Как интегрировать традиционные методики и развивающие технологии, где в центре образовательного процесса компетентностный подход, а не знаниевая парадигма?
  2. Как расставить акценты в учебной деятельности, определить предметные и метапредметные задачи; методы, приёмы, способы, технологии, формирующие УУД, обеспечивающие учащимся умение учиться? Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь прежде всего на предметные результаты. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты, но опыта работы по формированию такого рода образовательных результатов у учителей нет (не смотря на то, что все они прошли соответствующую курсовую подготовку, проводили районные мероприятия по данному вопросу). В этом, мы видим, одну из важных проблем и не только школьного уровня.
  3. Как правильно организовать мониторинг формирования УУД? Сложность заключа ется в том, что учитель должен прочувство вать универсальность конкретного учебного действия. В этом и состоит главная проблема перехода на стандарты второго по коления. 

Основные направления деятельности на первом этапе работы заключались в следующем (Дорожная карта):  

Организационные условия

  1. Изучение базовых документов ФГОС НОО
  2. Комплектование творческой группы для разработки и реализации единичных проектов изменений образовательной системы в соответствии с требованиями ФГОС
  3. Разработка дорожной карты, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС
  4. Формирование УМК на 2011-2012г в соответствии с Федеральным перечнем учебников
  5. Подготовка и утверждение ООП НОО
  6. Реализация модели ВУД (взаимодействия основного и дополнительного образования детей)
  7. Составление рабочих программ
  8. Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС
  9. Разработана вся соответствующая  требованиям ФГОС нормативная база по системе оценки, которая выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

Кадровые условия

  1. Участие в  практико-ориентированных семинарах, совещаниях
  2. Повышения квалификации учителей начальных классов
  3. Изучение методик, методов, технологий обучения
  4. Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта
  5. Разработка методических рекомендаций, пособий и т.д.(банк инновационных продуктов)
  6. Подготовка и проведение мероприятий различного уровня
  7. Повышение качества обучения  (взаимопосещение уроков, анализ уроков, мониторинг срезов, зачетов и т.д.)

В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в концептуальные идеи,  прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

На наш взгляд, критериями готовности учителя  к внедрению ФГОС, нужно считать следующие показатели:

1. Курсовая переподготовка

(теоретическая – знание идеологии ведущих документов ФГОС, практическая – программ учебных и внеучебных курсов и т.д.);

2. Умение планировать свою деятельность в свете новых требований:

  1. определяет свои цели как образовательные результаты учащихся,
  2. образовательные результаты формулирует в идеологии ФГОС, в идеологии обучения компетенциям, ориентируясь на социальные ожидания и требования к образовательным результатам выпускника;
  3. определяет эффективные педагогические средства достижения результатов (методы, приёмы, технологии - проектные, создание учебных ситуаций…)
  4. составляет сценарий учебного занятия, ориентируясь на программу формирования УУД, осуществляет рефлексию проведённого занятия

4. Умело сочетает традиционные и  интерактивные образовательные технологии

5. Включает учащихся в ситуации, необходимые для освоения УУД.

6. Использует новую систему оценивания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Спасибо, Елена Валентиновна, за материал. В нашей школе в этом учебном году должны 5-классники по ФГОСам учиться. Полезно ознакомиться с опытом коллег.