Комната сказки. В.А.Сухомлинский

Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления. Пять, десять раз ребенок может повторять одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. Ребенок прекрасно знает, что в мире нет ни Бабы-яги, ни Царевны-Лягушки, ни Кащея-Бессмертного. Но он воплощает в эти  образы добро и зло и выражает свое личное отношение к хорошему и плохому.

 Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная   чуткость   к человеческому   горю.

В сказке ребенок черпает первые представ­ления о справедливости и несправедливо­сти, познает мир не только умом, но и серд­цем.

С помощью старших школьников мы обо­рудовали в школе «Комнату сказки». Мно­го пришлось потрудиться, чтобы все вокруг навевало ребятам воспоминания о сказке, которую мама рассказывала в раннем дет­стве. Вот жилище злой Бабы-яги — избуш­ка на курьих ножках, окруженная таинст­венными деревьями и пнями, рядом фигурки персонажей — Хитрая лиса, Серый волк, Умная сова. В другом углу — хата дедушки и бабушки, в небе — гуси-лебеди, уносящие на своих крыльях маленького мальчика Ивасика-Телесика. В третьем углу — синее-си­нее море-океан, на берегу которого вет­хое жилище доброго старика и злой стару­хи, у порога — старое корыто, на завалинке сидят старик со старухой, а в море плавает золотая рыбка. В четвертом углу — зимний лес, высокие сугробы, среди которых проби­рается, утопая в снегу, маленькая девоч­ка — мачеха послала ее в зимнюю стужу за ягодами... Из окна избушки выглядывает козлик. А вот огромная рукавичка, в кото­рой живёт мышка... Все это мы сделали сами.

В «Комнату сказки» я вожу детей не ча­сто — раз в неделю, а то и в две. Эстетиче­ская потребность не должна удовлетворять­ся до пресыщения. В этой комнате сказки звучат для детей по-особому. Вот в окош­ках избушки вспыхивает огонек, на небе за­гораются звезды, поднимается из-за леса луна. Комната озаряется слабым светом, а по углам становится еще темнее. Я рас­сказываю народную сказку о Бабе-яге — костяной ноге. Малыши переживают судь­бу героев, ненавидят зло, горячо сочувст­вуют добру. Фигурки злой бабы, доверчи­вой девочки оживают в их представлении.

Сказка для маленьких детей — не просто рассказ о фантастических событиях. Это целый мир, в котором ребенок живет, бо­рется, противопоставляет злу свою добрую волю. Слово находит в сказке реальную форму выражения духовных сил ребенка, как в игре — движение, в музыке — мело­дия. Ребенку хочется не только слушать, но и самому рассказывать, как хочется ему не только слушать песню, но и самому петь.

В «Комнате сказки» для всех ребят нахо­дится любимое занятие. Игра выливается в творчество: малыши превращаются в ска­зочных героев, а куклы в их руках помога­ют лучше передать мысли и чувства.

Меня никогда не смущало, что многие де­вочки и мальчики и в школьные годы про­должают играть в куклы. Каждый ребенок хочет, чтобы у него было что-то бесконеч­но дорогое, родное. Я внимательно слежу за тем, какие духовные отношения склады­ваются между детьми и любимыми кукла­ми, радуюсь, что мальчики на протяжении длительного времени дружат с куклами. У Коли К. ничем не примечательная игрушка — старый рыбак с удочкой. У рыбака несколько раз отламывалась нога, и Коля сделал деревяшку, вырезал, кроме того, ма­ленькую суковатую палку, с которой рыбак отправляется теперь на берег реки. У Ла­рисы Г. любимые куклы — бабушка и внуч­ка. Девочка сделала бабушке очки, под ноги положила теплый коврик, укрыла шалью.

Детская фантазия в «Комнате сказки» не­истощима. Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывает его с другим, известным предметом. Рождается фантастическое представление, мысль ребенка трепещет, речь течет плавным потоком. Поэтому мы заботимся, чтобы в «Комнате сказки» были разнообразные предметы, между которыми можно установить какую-то связь. Вот рядом с цаплей, стоящей на одной ноге, — маленький испуганный котенок. Детское воображение создало несколько интересных сказок, героями которых стали Цапля и Котенок. А вот лодка с веслом, рядом с ней лягушка — все и просится в сказку. Маленький поросенок и... умывальник с мылом — это не только вызывает улыбку, но и пробуждает фантазию.

Ребенок, который продумывает сказку, связывая в своем воображении несколько предметов окружающего мира, учится мыслить. С большим трудом приходилось пробуждать мысль и укреплять память Вали С. Девочка долго не могла создать ни одной сказки, это беспокоило меня. А какая была радость для нас, когда сама Валя придумала сказку о жабе, лодке и рыбаке. Сказки, созданные детьми, дороги мне, как яркие огоньки мысли, которые удалось зажечь у ребят. Если бы не творчество, речь многих детей была бы сбивчивой и путанной. Я убедился, что между эстетическими чувствами и словарным богатством речи существует прямая связь. Эстетическое чувство эмоционально окрашивает слово. Чем интереснее сказка и необычнее обстановка, в которой находятся дети, тем сильнее игра их воображения.

Раз в два-три месяца мы обновляем обстановку   в «Комнате  сказки» — вырезаем из фанеры новые фигурки, деревья, кусты, строим теремки, дворцы, рыбачьи лачуги и курени. Ребята научились изготовлять фигурки персонажей из папье-маше. Каждый раз обстановка в одном из уголков «иллюстрировала» новую сказку.

Ребята на всю жизнь запоминают услышанное, хотя никто от них не требует этого. Когда слово волнует ребенка своей неповторимой   красотой,   трепетом оттенков, оно запоминается. Память становится острее, а речь — богаче.

Все, с чем дети знакомятся в «Комнате сказки», навсегда остается в их памяти как удивительный уголок золотого детства. Слово,   раскрывающее благородные идеи, откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых  складывается совесть.

 

Комментарии

Елисеева Ирина Анатольевна

Сказки нравятся детям больше всего из видов художественной литературы. Они их с удовольствием слушают, пересказывают по картинкам, сочиняют сами. Мы с детьми при чтении знакомой сказки придумываем свои концовки (например, не сел колобок лисе на нос, а посоветовал купить слуховой аппарат, чтобы лучше слышать) и сказка приобретает иной исход или преобразуем старую сказку на новый лад с введением новых героев и другим поворотом сюжета (...Красная Шапочка не пошла через лес, а поехала на велосипеде или на самокате, встретила волка и пригласила его в кафе, накормила его, а затем они поехали вместе к бабушке). Мы в этом году отмечали 28 марта Международный день театра, каждая группа представляла свою сказку. Зрителями были сами же дети от 3 до 7 лет. Перед детьми стояла задача стать на время артистами, вжиться в роль, запомнить слова. Все дети были задействованы, хоть по маленькой без слов роли да получили. Им так понравилось это занятие, что ещё долгое время они наряжались и импровизировали. А чтобы иметь "Комнату сказок" это мечта, у нас нет свободных помещений.
Олиферова Надежда Сергеевна

У меня детки очень любят музыкальные сказки,с большим удовольствием инсценируют их!Любят сами придумывать сказки!Так же любят когда им читают,при этом знакомые сказки рассказывают сами,и инсценируют их!
Винокурова Наталья Анатольевна

  Большое спасибо за чудную статью! Согласна с коллегами, которые говорят о детской любви к сказкам. У меня есть внучка Софьюшка, которая обожает сказки, придуманные вместе с ней.Эти сказки она может слушать ежедневно, всякий раз затаив дыхание и предчувствуя счастливый конец.

Олиферова Надежда Сергеевна

Вообще я всё больше и больше убеждаюсь,в том,что детки очень любят фантазировать и придумывать!Нужно поддерживать это желание в них!
Старавойтова Елена Анатольевна

Сказки - это здорово! Они учат добру и справедливости, отличать хорошее от плохого... Сказка и дети понятия неразделимые! Задача педагогов и родителей в том, чтобы не дать угаснуть детскому интересу к сказкам и пронести этот интерес через всю жизнь! «Пусть сказки друзьями заходят в дома. Читать будем их, набираться ума. Сказка верный друг детей, С ней живется веселей.» движущиеся картинки с кодами для вставки В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете, Нам нельзя без них. Терем - теремок~Сказочные картинки Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло! Царевна лягушка анимационная~Сказочные картинки
Каретникова Ульяна Геннадьевна

Сказка- это действительно целый мир! Любимая сказка неотделима от красоты и доброты!!!

Андрианова Анастасия Леонидовна

Добрый день, коллеги! Согласна полностью. Значение сказки в воспитании детей переоценить просто не возможно. Сказка с детства учит нас верить, что добро всегда побеждает зло. Учит мечтать и фантазировать, сопереживать, поступать по совести, справедливости. Девочки с детсва мечтают стать принцессами, мальчики рыцарями. Сказка учит детей быть добрее, заботиться о близких, обиженых, одиноких.

Добрый день, коллеги! Как Вы правы!!! Сказки в жизни наших детей и воспитанников всегда играли большую роль. Когда они описывают что-то прекрасное, что поразило их до глубины души, часто слышишь от них: "Красиво, как в сказке", "Все было как в сказке", "Это волшебство" и т.п.... Сказки не только помогают детям сравнивать, но и оценивать, просчитывать ситуацию. Когда своим дошколятам объясняла правила безопасности часто использовала наши русские народные сказки, им нравилось, они друг другу пересказывали, да и запоминали правила быстрее. Учила их говорить «нет» легко понятному им поведению (например, сказать "нет" людям, желающим увести их куда-то без раз-решения родителей). Объясняла, что они должны уметь отказывать другим детям, подросткам, которые хотят вовлечь их в опасную ситуацию (залезть на дерево, разжечь костер, прыгнуть с высоты и т.п.). Разъясняла, что беда может подстерегать их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в подъезд по одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому. Приводила примеры из сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Кот, петух и лиса» и др. как лесть помогала злодеям обманывать доверчивых героев). Для закрепления правил обыгрывали ситуации, используя образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным концом «Сказка об умном мышонке», «Лиса и дрозд» и другие. На примере сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» показала, что нельзя пить некипяченую воду, что это может привести к инфекционным заболеваниям; что надо мыть фрукты и овощи, обязательно мыть руки перед едой. Не зря же существует пословица: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок". Так что сказки - это большое подспорье в нашей педагогической работе!
Захарова Ольга Васильевна

Что за прелесть эти сказки! Но интересный факт: старшеклассники тоже любят сказки, обращаясь при этом к жанру фентези.

Какие замечательные истории придумывают и так интересно рассказывают на уроках и в проектах по литературе.

А ведь. наверное, не задумываются, что всему началом была добрая сказка детства.

Гордеева Елена Олеговна

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Наше поколение много читало, в том числе и сказки. А пятницу ждали всю неделю, помните передачу "В гостях у сказки"? Сейчас дети много знают, но читают мало, а сказки им читают родители только в дошкольные годы. Очень жаль.
Лысова Елена Васильевна

Взрослые тоже любят сказки! И классику, и современные.

Может, потому всем сказки и нравятся, что в них всегда побеждает добро. Нам, в реальной жизни, этого иногда и не хватает! Разве не так?

Может, потому всем сказки и нравятся, что в них всегда побеждает добро. Нам, в реальной жизни, этого иногда и не хватает! Разве не так?
Коробова Ольга Васильевна

Дарит сказка волшебство, Учит быть нас всех добрее. Там добро накажет зло, Кто добрее, тот сильнее! (Т.Прописнова) Да, сказки - это то, без чего нам, педагогам, было бы сложно. Через сказки ребенок может многое понять, прожить, прочувствовать. Сказки помогают не только в детском возрасте, даже нам, взрослым, перечитывая сказки удается по-новому взглянуть на знакомые вещи, и сделать открытия. И пусть порой не вериться в хорошее, но именно с помощью сказок мы обретаем вновь веру, что..."пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро" а вера в чудо - это та сила, которая иногда даже может помочь человеку удержаться в сложной жизненной ситуации. Почаще читайте детям сказки!!! И мир станет добрее.
Овчинникова Валентина Владимировна

К Сказке, в которой добро всегда побеждает зло, сегодня нужно почаще обращаться не только детям, но и нам- взрослым...
Зайцева Ирина Николаевна

Воспитывая маленького ребёнка, часто читаю ей сказки. Книги покупаю, выполненные в современном дизайне, красочные, с игровыми заданиями. Удивляет и возмущает до глубины души то, что современные издательства почему-то взяли на себя право изменять содержание, концовки сказок русских народных ,в которых собрана многовековая мысль народная (Колобок уже уходит и от Лисы), сказки Андерсена, Перро и др. сказочников мировой литературы. Не всегда в сказке побеждает добро. Сказка учит жить.
Галиева Алла Николаевна

Спасибо за хорошую статью! Сказка нужна и взрослым и детям. Искусство рассказывать сказки досталось нам от наших предков! Его надо сохранить и передать нашим детям. Это великий дар!

Галиева Алла Николаевна

Спасибо за хорошую статью! Сказка нужна и взрослым и детям. Искусство рассказывать сказки досталось нам от наших предков! Его надо сохранить и передать нашим детям. Это великий дар!

Бережная Ирина Ивановна

Как говорят, сказка - ложь. да в ней - намёк. Добрым молодцам - урок! Отличная идея!Пусть у вашей сказки будет продолжение!!!

Захарова Галина Юрьевна

Отличный сайт с авторскими сказками, где можно опубликовать собственную сказку как взрослую, так и детскую.
http://skazka.ucoz.ru/
Рекомендую "Академию сказочных наук". Участие бесплатное, дети за 10 сказок могут получить звание Академика сказочных наук. Для повышения самооценки, развития воображения, поддержки одарённых детей, думаю неплохо.

Зарьянова Марина Кирилловна

Отличная идея. Я возьму на вооружение. Когда приходишь работать в группу, приходится проявлять находчивость и смекалку. Черпаю идеи опытных педагогов. Спасибо!

Сказки развивают у детей добрые чувства, фантазию. Инсценирование-это, конечно, очень здорово! Но где взять столько времени? Какие бывают интересные обсуждения, сравнения с сегодняшним днем! А еще у нас есть традиция изображать картину понравившегося эпизода: быстренько распределяются герои, фон ( да-да, кто-то и дерево) Раз! Изобразили! Застыли! Я в это время зачитываю нужные строки, что- то поправляем, добавляем атрибут. Хвалю за интересные находки. Все! На позитиве переключаемся к другому виду деятельности.

Кротова Елена Викторовна

Замечательная статья! Спасибо! Возьму на вооружение.

Андрюхина Зинаида Александровна

Очень хорошо. Дети любят сказки. Остается главное найти и показать им хорошие и добрые сказки, ведь в наше время много появилось новых и совершенно пустых

Тропникова Екатерина Викторовна

Детки моей группы очень любят слушать сказки. Сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребёнка.Сказка учит отличать хорошее от плохого. Cказки в жизни детей занимают важное место: они помогают расширить словарный запас детей, а также развить их связную речь.Представляя образы героев, дети учатся сопереживать им, верить в силу добра.Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние детей, корректирует и улучшает их поведение. Сказка - это одно из самых доступных средств полноценного развития детей.

Веселова Мария Николаевна

Замечательная статья! Особое внимание уделяем психотерапевтическим сказкам.

Мурзина Эльмира Рашитовна

Оборудовать в школе "Комнату сказки" это большой труд. Желаю Вам благодарных учеников! Успехов и процветания!

Евдокимова Мария Евгеньевна

Сказка это универсальный жанр с огромным педагогическим потенциалом. На любой возраст. На любой случай. Всегда найдется нужная сказка. Научит, утешит, поддержит.

Белова Татьяна Юрьевна

Благодарю автора статьи. В ней поднята очень интересная и важная тема. Желаем всем организаторам и участникам "Комнаты сказки" успехов и достижения поставленных целей!
Поделюсь своим взглядом на эту тему.
Ни для кого не секрет, что работа с детьми с особыми образовательными потребностями требует и особого подхода. Для того, чтобы максимально развить способности таких обучающихся, а также максимально адаптировать их к социальной жизни, используются наиболее понятные и удобные для них формы работы. Сказка, игра, фантазия позволяют в ненавязчивой и интересной форме помочь ребенку понять новую тему, смоделировать жизненную ситуацию, отработать определенные навыки, попробовать пофантазировать. Таким образом, такие формы работы активно используются на занятиях и во внеурочное время.

Спасибо, очень полезная статья. Мы тоже стараемся погрузить детей в "Страну сказок" при помощи чтения, инсценировок, оформления группы. Сказки- это доброта, знания, красота!

Сказка - это гениальное изобретение народа. Педагогическая и психологическая наука и практика использует сказку не только для изучения её содержания, но и как приём и средство развития ребёнка. Спасибо за статью! Методические подходы в работе "Комнаты сказки" может использовать и библиотекарь: "Найти взаимосвязь сказочных предметов и хорошо известных", "... Игра выливается в творчество: малыши превращаются в сказочных героев, а куклы в их руках помогают лучше передать мысли и чувства..." и др.