родителям

Тимохина Нина  Евгеньевна

заповеди родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родителям457.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ

Уважаемые родители!

Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером и авторитетом, чтобы в вашей семье царили взаимные любовь и уважение. Но ваши устремления достигнут цели, если Вы:

  1. Знаете, что доверие - основное правило.
  2. Всегда своим детям говорите правду.
  3. Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  4. Советуетесь с малышом.
  5. Не обманываете ребенка.
  6. Учитесь правильно оценивать свои поступки и поступки детей.
  7. Не добивайтесь полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  8. Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.
  9. Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, будто его нет рядом.
  10. Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.
  11. Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

КАК НАДО ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА

  1. Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами - они должны быть просто детьми.
  2. Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
  3. Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, то это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  4. Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  5. Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно: требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
  6. Для установления взаимосвязи с детьми, чтобы найти с ними общий язык, почаще смотрите детям в глаза! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
  7. Для ребенка важен физический контакт. Не обязательно целовать или обнимать ребенка - достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы - ваши прикосновения делают его уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
  8. Важно не количество времени, проведенное с ребенком, а качество ощущения. Надо уметь понять что ребенок хочет, вслушаться в его слова.

МАТЕРИНСКИЕ ЗАПОВЕДИ

  1. Люби своё дитя, но не балуй, не губи. Избаловать дитя можно и в бедности. При ласковой строгости можно вырастить настоящим человеком и в богатстве.
  2. Воспитывай благодарность: если нет ответной любви на твою самоотверженность, считай, что дети только потребляют твою любовь. Пусть будет хорошо не только детям, но и тебе.
  3. Тебе не будет счастья без счастья твоих детей, но их тоже пусть трогают твои беды.
  4. Будь другом детям, но не приятельницей. Будь рядом с ними, но выше. Будь доброй, но не добренькой.
  5. Учи детей думать не о вещах, а о делах: трехлетняя дочь пусть помогает матери, трехлетний сын пусть защищает её. Никто не может сидеть без дела, когда трудится мать.
  6. Мать, помни: лучшее - детям, но не забывай и о себе. Всё исходит от тебя, всё подчиняется тебе.

«ЛАСКОВОЕ» ВОСПИТАНИЕ

Контакт глаз. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

Физический контакт. Это и «телячьи нежности», и «медвежьи шалости». Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Младенец нуждается в поглаживании и нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.

Пристальное внимание. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 30 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть игра, беседа, чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители смогут добиться дисциплины, самостоятельности.

Вспомните, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день вы применяли «ласковое» воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих, то стоит задуматься и постараться изменить отношение к ребенку, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает!

СОВЕТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ВНУКОВ

Дорогие бабушки и дедушки! Познакомьтесь, пожалуйста, с этими советами по воспитанию внуков и внучек.

  1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
  3. Не балуйте внуков бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
  4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  5. Рассказывайте детям почаще о себе, о своем детстве, о работе.
  6. Раскройте детям свою душу, доверяйте свои сомнения, горести, переживания.
  7. Секретничайте с внуками, рассказывайте и читайте им сказки, гуляйте вместе с ними.
  8. Показывайте детям примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
  1. Давайте возможность трудиться рядом и вместе с вами.
  2. Не напоминайте внукам о том, что они еще маленькие. Старайтесь вовлечь их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  3. Будьте, пожалуйста, подчеркнуто вежливы, последовательны в общении с внуками.

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОГО РЕБЕНКА

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:

  1. деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
  2. никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяете в виде воспитательной меры физические наказания;
  3. не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;
  4. предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их отсутствие;
  5. требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняете их сами;
  6. уважаете достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты ещё маленький», «Тебе еще рано»;
  7. не забываете говорить ребенку «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь», а также часто используете похвалу;

-        правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

ЧТОБЫ РЕБЕНОК СЛУШАЛСЯ

Если Вы хотите добиться того, чтобы ребенок Вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

  1. оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похожим и на упрашивание;
  2. оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения;
  3. оно должно быть разумным, не должно противоречить здравому смыслу;
  4. если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено;
  5. там, где Вы должны требовать, никаких теорий не надо разводить, а требовать и добиваться выполнения этих требований.

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?

  1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахивайтесь от них.
  2. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос. Постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
  3. Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы, при этом избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
  4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
  5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А как ты думаешь? »
  6. В ответе на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдение за окружающей жизнью, прочитайте ему книгу, рассмотрите вместе иллюстрированный материал.
  7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям.
  8. Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Научишься читать, пойдешь в школу, и сможешь сам ответить на свой вопрос».

КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Следует предлагать ребенку самому сделать что-то очень интересное: постирать белье кукле, свои носочки и порадоваться, какими они становятся чистыми; самому сложить книжки на полке - сказки со сказками, а раскраски - с раскрасками; самому убрать игрушки и самому построить «гараж» и поставить туда все машины. Можно незаметно помогать ребенку, не давая угаснуть его интересу к самостоятельным действиям, и громко радоваться вместе с ним всему, что он делает «сам».

КАК ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ТРУДОЛЮБИЕ?

Чтобы ребенок рос трудолюбивым, нужно:        

 1. Дать ребенку постоянное поручение, за которое он должен нести ответственность в семье.

  1. Научить его правильно выполнять поручение: терпеливо разъяснять, советовать, показывать, помогать ему в работе.
  2. Добиваться того, чтобы ребенок начатое дело доводил до конца.
  3. Вызывать у ребенка чувство удовлетворения, дать ему почувствовать радость труда, успеха в работе.
  4. Внимательно подходить к оценке его работы, поощрять за старание.
  5. Рассказывать ребенку о своей работе и товарищах по работе.
  6. Не наказывать ребенка за плохую или неправильно сделанную работу. Дать ему возможность самому исправить допущенные просчеты и ошибки.

8.        Склонять ребенка к добровольной помощи. Вместо: «Помоги-ка, иди сюда! Сколько раз тебя звать?» Скажите:«Не успеваю приготовить ужин. Забыла как, сервировать стол», т.е показать себя слабой и неумелой.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?

  1. Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  2. Оставайтесь во время приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
  3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять.
  4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

КАКИЕ УСИЛИЯ ТРЕБУЮТСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ?

  1. Надо изменить свое отношение к ребенку, отказаться от привычной позиции: «Всегда прав взрослый».
  2. Необходимо научиться относиться к ребенку не как к полностью зависимому и подчиненному вам существу, а как к человеку, имеющему определенные права и собственное мнение, которое заслуживает уважения.
  3. Можно попробовать договориться с ребенком, пойти иногда на компромисс, но действовать надо не свысока, а наравне.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ СТРАДАЮТ ИСТЕРИКАМИ

  1. Дать возможность ребенку играть вне дома, где вы можете не следить за ним строго.
  2. Иметь дома предметы, которые ребенок может толкать, носить, то есть, с которыми он может обращаться достаточно бесцеремонно.
  3. Иметь достаточно игрушек и предметов домашнего обихода для игры.
  4. Реже запрещать ребенку «всё трогать».
  5. Не просить его, например, подойти надеть рубашку, а просто надеть ее на него.
  6. Не прерывать бесцеремонно игру ребенка.
  7. Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
  8. Разрешать смотреть ребенку только определенные программы телевидения, а не все подряд.
  9. Приглашать в гости друзей только по определенным дням.

10 Не переутомлять ребенка интеллектуальными занятиями.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?

Сначала нужно понять причины капризов и упрямства.

Ими могут быть:

  1. нарушения режима дня,
  2. обилие новых впечатлений,
  3. плохое самочувствие во время болезни,
  4. переутомление (физическое и психическое).

Преодолеть капризы можно, если все члены семьи:

  1. будут иметь единые требования к ребенку,
  2. будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя»,

-        научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели,

-        будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.

ВЕЧЕР В СЕМЬЕ

  1. Острые этические разговоры не переносите на позднее время.
  2. Не давайте ребенку перед сном кофе, крепкий чай и острые блюда.
  3. Укладывайте ребенка в одно и то же время, не позже 21 часа.
  4. Не рассказывайте детям перед сном страшных историй, не смотрите остросюжетные фильмы.
  5. Не разрешайте конфликты взрослых при детях.
  6. Не допускайте перевозбуждения ребенка.
  7. Совершайте прогулки на свежем воздухе, разговаривая о дне прошедшем, завтрашнем.
  8. Сочиняйте и рассказывайте ребенку перед сном сказки о том, какой он умный, добрый, храбрый, вежливый.

КАК ЗАУЧИВАТЬ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ С ДЕТЬМИ?

  1. Сначала следует прочитать стихотворение.
  2. Выяснить все непонятные слова и выражения.
  3. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно.
  4. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
  5. Предложить ребенку представить себе описываемые события и выразительно прочитать стихотворение, а затем перед сном вновь повторить его.
  6. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребёнка.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОВИНИЛСЯ...

  1. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
  2. Ясно определите, что Вы хотите от ребёнка и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Не показывайте готовых решений.
  4. Не унижайте ребенка словами типа: «А у тебя вообще голова на плечах есть? »
  5. Не угрожайте: «Если ты еще раз сделаешь - ты у меня получишь».
  6. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.
  7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу. Оценивайте поступок, а не личность: не - «Ты плохой», а - «Ты поступил плохо».
  8. Не наказывайте ребенка, когда он ест, перед сном и после сна, во время игры, когда что-то не получается, когда болен, сразу после душевной и физической травмы.
  9. После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что Вы его по прежнему любите, верите в него.

Помните!

Физические наказания запрещены по закону.

НАКАЗЫВАЯ РЕБЁНКА, НУЖНО ПОМНИТЬ ...

  1. Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести.
  2. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
  3. Наказывать следует за проступок, а не потому, что у вас плохое настроение.
  4. Не стоит читать длинных нотаций.
  5. Не нужно впоследствии напоминать о проступке.
  6. Нельзя пугать ребёнка бабой-ягой, милиционером, волком.
  7. Не стоит всегда наказывать ребёнка после проступка сразу. Иногда лучше сказать: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».

8.        Разговор о проступке следует вести только наедине.

ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ВЫПОЛНЕНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Уважаемые родители!

Обучите ребёнка выполнению элементарных правил безопасности.

  1. Не бросаться камнями и твердыми снежками.
  2. Не дразнить животных.
  3. Не прикасаться к проволоке, лежащей на земле, к утюгу.
  4. Не трогать газовые краны„
  5. Не высовывать голову из окон транспорта.
  6. Резко не открывать и не закрывать двери.

КАК ИЗБАВИТЬ РЕБЁНКА ОТ СТРАХОВ?

Не следует:

  1. Запирать его одного в темной или тесной комнате. 
  2. Бить по рукам, по голове и лицу.
  3. Строго наказывать и угрожать:«Позову доктора, пусть тебе сделает укол».
  4. Пугать его животными.
  5. Заставлять неподвижно лежать, стоять и т.п.
  6. Объявлять ребёнку бойкот.

Помните: к страхам приводит большое количество запретов и малое - тепла и ласки.

Если ребёнок испытывает страх, то нельзя:

  1. Смеяться над ним, называть «трусишкой».
  2. Высмеивать, особенно при других детях.
  3. Наказывать за страх.

Как преодолеть страх перед бабой-Ягой.

Если ребёнок боится Бабу-Ягу, ведьму и т.д., то нужно:

  1. Предложить нарисовать их.
  2. Поиграть в сказочных героев.

Если ребенок боится темноты:

  1. Не надо плотно закрывать двери в его комнату.
  2. Можно совершить путешествие по тёмной комнате вокруг его кровати, прокладывая пути к предметам, которые понадобятся ночью.
  3. Придумать игру, в ходе которой нужно войти в тёмную комнату, например: спрятать в квартире лакомства, а самые любимые - в тёмной комнате.

Если ребёнок боится собак:

1. Купите ему игрушечную собаку, которую он может бросать, трогать, играть.

Подзовите к себе забавного щенка и дайте ребёнку возможность вдоволь насмотреться на его выходки, оставаясь рядом с ребёцком, чтобы он не тревожился.

Перед сном нельзя:

  1. Устраивать шумные игры.
  2. Смотреть страшные фильмы.

3.        Читать сказки про волков, людоедов, злых волшебников.
Предлагать ребенку занятия, требующие умственного на-
пряжения: интеллектуальные игры, чтение, счет, письмо.

Перед сном нужно:

  1. Приглушить свет (бра, торшер).
  2. Сделать точечный массаж подушечек пальцев, плечевых суставов.
  3. Придумать и рассказать добрую историю из жизни белочки, зайчика, гнома.

4.        Провести релаксацию.
« Волшебный сон ».

Сейчас, когда я буду читать стихи, закройте глаза и не двигайтесь. Спокойно отдыхайте, засыпайте и тогда вам приснятся волшебные сны, интересные сказки, любимые игрушки. Чем быстрее вы уснёте, тем раньше начнется волшебный сон. (Родители читают слова монотонно, негромко, в абсолютной тишине ).

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем. (2 раза)

Дышится легко,

Ровно, глубоко,

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают,

Шея не напряжена

И расслаб-ле-на.

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке,

Светит солнышко сейчас,

Руки теплые у нас.

Ярко солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас,

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Дышится легко, ровно, глубоко

 Мы спокойно отдыхаем,

 Сном волшебным засыпаем.

  1. Создать обстановку мира, покоя и уюта.
  2. Прочитать произведение одного из авторов о природе и животных: В.В.Бианки, Е.И. Чарушина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.М. Пришвина, Л. Н. Толстого, Н. И. Сладкова, Г.А. Скребицкого, Б. С. Житкова, К.Г. Паустовского, стихи С. А.Есенина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

ЕСЛИ РЕБЕНОК МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ...

  1. таких детей нельзя нагружать дополнительными занятиями в кружках и секциях, чтобы не развивать в них комплекс неполноценности;
  2. следует закладывать больше времени на сборы в детский сад, школу, прогулку, в гости;
  3. помогать собираться без грубых окриков и упреков;
  4. находить и говорить ребенку о положительных сторонах медлительности: «Ты не медлительный, а обстоятельный», «поспешишь - людей насмешишь», «тише едешь -дальше будешь»;
  5. не сравнивать с другими детьми и не ставить ему в вину эту особенность;
  6. не называть его «черепахой»;
  7. чаще вовлекать в подвижные игры: салочки, прятки, лапту;
  8. устраивать викторины с несложными вопросами:«Что бывает красным, пушистым, железным? Что растет в саду, в огороде, в лесу?»

КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

  1. Продумайте режим дня до мелочей: подъем, прогулку, игру. 
  2. Друзей у ребенка должно быть немного, и чтобы они не были такими же гиперактивными.

Приобщайте к подвижным и спортивным играм. Используйте тихие игры: лото, домино, мозаику, читайте сказки и рисуйте.

  1. Не давайте много игрушек для игры.
  2. Поощряйте любое старание ребенка.
  3. В комнате ребенка создайте теплую, комфортную обстановку, продумайте окраску стен и потолка, уберите лишние игрушки, используемые в подвижных играх.
  4. Максимально сократите просмотр телевизионных передач, исключив фильмы ужасов и истории с насилием.
  5. Не приглашайте в дом большое количество гостей.
  6. Не посещайте вместе с ребенком шумные компании.
  1. Не выплескивайте отрицательные эмоции при ребенке, т.к. он вам подражает.
  2. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях.

ЕСЛИ В СЕМЬЕ ПОЯВИЛСЯ ВТОРОЙ РЕБЕНОК

Родителям необходимо:

  1. заранее готовить старшего ребенка к появлению в семье младшего;
  2. дать малышу понять, что в семье ничего не изменилось, что младший ребенок - не конкурент;
  3. не предпочитать новорожденного старшему и не сравнивать их;
  4. не чувствовать себя виноватым в том, что у ребенка появился брат или сестра;
  5. предлагать ребенку оказывать помощь в уходе за малышом;
  6. не обделять вниманием ребенка;
  7. не превращать свою жизнь в сплошной уход за младшим ребенком.

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

  1. Не восторгаться им сверх меры.
  2. Не превращать жизнь ребенка в удовлетворение родительских амбиций.
  3. Не заставлять его все время делать вам приятно.
  4. Не перегружать его.
  1. Учить проигрывать.
  2. Не возвышать его над остальными членами семьи.
  3. Не проецировать на ребенка свои увлечения и интересы.
  4. Уделять большое внимание физической активности.
  5. Создавать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникшего интереса к окружающему его миру.

КАК ВСТРЕЧАТЬ РЕБЁНКА ДОМА?

  1. Не встречайте ребёнка словами: «Ты где шлялся? Посмотри, на кого ты похож?»
  2. Когда бы и откуда ни вернулся ребёнок домой, встречайте его с радостью, даже если у вас гости или дела.
  3. Из многих воспитательных мер нет более сильной по влиянию на судьбу, чем радость ближних, родных, когда человек входит в свой дом.

4. Все дети делятся на тех, кого встречают с радостью, и на тех, кого встречают безразлично, хмуро, сердито, с выговорами и нотациями.

КАК ПРОВОЖАТЬ РЕБЁНКА ИЗ ДОМА?

Не следует:

-        читать нотации, угрожать, ругать...

Лучше всего:

-        доверительно, с любовью и верой, сказать: «Я очень жду...», «встретимся...», «я уверена, ты...»

«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»

Наиболее частые нарушения детей-пешеходов:

  1. переход улицы перед близко идущим транспортом;
  2. неожиданный выход на дорогу из-за транспорта, деревьев, укрытия;
  3. переход дороги в неустановленном месте.

Чтобы избежать беды на дорогах и улицах, знайте и выполняйте следующие правила:

  1. Никогда не переходите улицу наискосок, а только под прямым углом к дороге.
  2. Не переходите улицу на красный, жёлтый свет.
  3. Не спешите при переходе улицы.
  4. Выходите из автобуса, трамвая впереди ребёнка.
  5. Изучите путь вместе с ребёнком от дома до садика, школы.
  6. Объясняйте свои действия при переходе улицы ребёнку.
  7. Крепко держите за руку ребёнка.
  1. Не разрешайте ребёнку переходить улицу впереди себя.
  2. Не выходите с ребёнком на дорогу из-за стоящих машин, кустов.

Побеседуйте с детьми на темы:

  1. Что такое перекрёсток и как его переходить?
  2. Где и как ходить по дороге, если нет тротуара?
  3. Где можно, а где нельзя кататься на лыжах, санках, велосипеде, играть в подвижные игры?
  4. Как обходить трамвай, автобус?
  5. Почему нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом?
  6. Где ожидать автобус, троллейбус?
  7. Как входить и выходить из общественного транспорта?

КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ

 В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

  1. Разыгрывайте с детьми ваши семейные события и придуманные истории.
  2. Позволяйте ребенку свободно выражать свои чувства, не одергивайте его, не пытайтесь читать нотации, а эмоционально сближайтесь с ним.
  3. Поощряйте детскую инициативу, четко следуйте избранной вами роли в игре и не «соскальзывайте» с нее на свою реальную позицию взрослого.
  4.         Если дошкольник просит многократно повторить какой-либо сюжет, не отказывайте ему в этом, повторяйте столько, сколько потребуется.
  1. Для развития речи детей полезны игры с куклами из варежек. Они могут изобразить не только рассказ из жизни ребенка за день, но и совершить путешествие в зоопарк, цирк или в шутливой форме показать утреннюю ссору во время сборов в детский сад. А используя перчатки, можно сделать целую семью: маму, папу, детей и бабушку.
  2. В ходе игры взрослый показывает, как и о чем можно говорить с другими людьми, как благодарить, прощаться, выражать негодование, не соглашаться, выражать обиду. Можно предложить ребенку поменяться с вами ролями, ему это нравится.
  3. В дошкольном возрасте особенно ценятся вымышленные истории с воображаемыми героями. Ребенок будет придумывать свои истории, передавая, что с ним было в детском саду, во дворе, зоопарке, что понравилось, что вызвало страх или страдание.

-        Систематически проигрывая с ребенком различные ситуации, вы строите доверительные отношения, общаетесь с ним на понятном ему языке, учитесь понимать его, сочувствовать и сопереживать. А он в свою очередь начинает лучше понимать вас.

КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ?

1.        Сюжетно-образные: изображающие людей, животных, предметы труда и быта.

2.        Двигательные: каталки, коляски, спортивные игрушки.

  1. Строительные наборы.
  2. Дидактические: разборные башенки, пирамидки, настольные игры, мозаики.
  3. Игрушки-забавы.
  4.  Игрушки, которые можно доделать самому ребёнку.
    Не покупайте ребенку агрессивные и страшные игрушки и игры.

ЧТОБЫ РЕБЁНОК С ЖЕЛАНИЕМ УБИРАЛ ИГРУШКИ:

  1. Отмечайте его трудолюбие, выдумку.
  2. Предложите ему помощь: «Разреши, помогу!»
  3. Изо дня в день придерживайтесь одних и тех же требований: «Нельзя идти гулять, не положив игрушки на место».
  4. Не давайте в пользование большого количества игрушек. Их должно быть немного, причем каждой определено свое место: звери в зоопарке, машины в гараже, куклы в домике.
  5. Сбор игрушек обыграйте незатейливым сюжетом, придумав какое-нибудь забавное обоснование для этого нужного дела: собрать и увезти игрушки на машине, поезде, корабле, руками-ковшами экскаватора перенести их на место, расчистить дорогу для машины, отвезти зверей в зоопарк, машины поставить в гараж, объявить обед на корабле.

7.        Помочь ребёнку: «Трудно тебе - я пришла на помощь. Будет трудно мне - ты поможешь!», но при этом не делать за малыша того, что он может сделать сам.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ?

Если ребёнка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

Если ребёнок живёт во вражде - он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают - он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.

Если ребёнок живёт в терпимости - он учится принимать других.

Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят - он учится быть справедливым. Если ребёнок растёт в безопасности - он учится верить в людей.

Если ребёнка поддерживают - он учится ценить себя. Если ребёнок растёт в атмосфере понимания и дружелюбия - он учится находить любовь в этом мире.

ЕСЛИ РЕБЁНОК ГОВОРИТ НЕПРАВДУ

Необходимо выяснить причины лжи:

  1. страх наказания;
  2. часто повторяемое слово «нельзя»;
  3. насмешки над слабостями ребёнка;
  4. сравнение его с другими детьми;
  5. стремление подражать поведению взрослых.

Если ребёнок сказал неправду, не следует обвинять его во лжи. Что делать?

Выяснить: ложь - это защита или фантазия.

  1. чаще хвалить его за все хорошие поступки и старания;
  2. не бояться придумывать вместе с ребёнком сказочные истории, в которых он сам предстаёт в образе смелого и храброго;
  3. не перегружать заботами и делами;
  4. не разжигать ревность между детьми;
  5. не наказывыать;
  6. не опекать;
  7. не раздражаться и не заставлять сознаваться;
  8. не лгать самим.

ребёнок нарисовал себя на одном из двух отдельно стоящих стульев, то взрослым нужно серьёзно задуматься: ваш ребёнок чувствует себя в семье эмоционально отчуждённым, ему не хватает душевного тепла.

СЕКРЕТЫ ЛЮБВИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ (ТАЙНЫЕ МЕЧТЫ КАЖДОГО РЕБЁНКА)

  1. Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
  2. Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
  3. Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
  4. Верьте мне. С вашей помощью у меня все получится.
  5. Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что вы всегда будете любить меня, чтобы не случилось.
  6. Не давайте мне того, что вы сами не имеете. 
  7. Спросите меня, что я делал сегодня в детском саду. Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение. Делитесь со мной своими планами.

Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими братьями и сестрами.

-        Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.

Обещаю, что я научусь говорить «извините», «пожалуйста» и «спасибо».

Я знаю ещё некоторые замечательные слова. «Я люблю тебя, мама, и я люблю тебя, папа».

ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Чтобы воспитать Человека, нужно:

  1. Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе.
  1. Внушать ребёнку, что он все может, если только поверит в себя.
  2. Понимать, что в любых проступках ребёнка виноваты взрослые.
  3. Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  4. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
  5. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

 И при этом нельзя:

  1. Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  2. Не доверять рекламам различных модных методик, особенно по раннему обучению, чтению и письму. Самое важное вырастить из ребенка хорошего человека.
  3. Относиться к ребёнку как к Сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают их обратно с процентами.
  4. Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, - он вас об этом не просил.

-        Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных, но своих целей.

  1. Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь, которые они генетически не закладываются).
  2. Относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  3. Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, учителей, бабушек и дедушек.

ЧТОБЫ РЕБЁНОК СОБЛЮДАЛ ВСЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ...

Для этого необходимо:

  1.         Поощрять успехи в выполнении этих правил.
  2.  Наделять волшебными свойствами ложку, нож, вилку, а также напитки, конфеты, фрукты, которые помогут вам интереснее изложить какое-то правило.
  3.         Составлять сказки, стихи, песни на тему сервировки и правил поведения.

Использовать кукол, зверей, сказочных героев, которые, например, забыли эти правила и с радостью учатся у детей.

ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДОПУСКАТЬ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

  1. Громких разговоров;
  2. понуканий, поторапливания;
  3. насильственного кормления или докармливания;

-        осуждения малыша за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов.

КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЁНКА

1. Не принуждать.

Пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический и психический.

Если ребёнок не хочет есть - значит ему в данный момент есть не нужно. Если не хочет есть чего-то определённого, -значит, не нужно именно этого!

Никаких принуждений в еде! Никакого «докармливания»!

Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке.

2.Не навязывать.

Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения прекратить - и никогда больше не повторять.

З.Не ублажать.

Еда - не средство добиться послушания и не средство наслаждения, еда - средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита.

4.Не торопить.

Еда - не тушение пожара. Темп еды - дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна.

    5.Не отвлекать.

Пока ребёнок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребёнок отвлекается от еды сам - не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.

6. Не потакать.

Не позволять ребёнку есть в большом количестве конфеты, мороженое и т.д.

НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ О ВОСПИТАНИИ

  1. Учи жену без детей, а детей - без людей.
  2. Поверьте нестареющей примете: век плачут избалованные дети.
  3. Воспитывай лаской, а не таской.
  4. Отец не научил - чужой дядя не выучит.
  5. Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
  6. Детки хороши - отцу и матери венец, худы - отцу и матери конец.
  7. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  8. Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься.
  9. Жена плохая - уходит гость, сын плохой - уходит счастье.
  1. Пример - хороший учитель.
  2. Кто преуспевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем преуспевает.
  3. Не делай того другому, чего не хочешь сам себе.
  4. Не от еды дитя растет, а от радости.
  5. Любишь дитя - дели с ним горе.
  6. Доброе слово - половина счастья.
  7. Гнев в начале - безумие, потом - раскаяние.
  8. У кого есть младший брат - у того есть и отдых, у кого есть старший брат - у того есть и счастье.
  9. Хороший сын - крепость, плохой сын - горе.
  10. Дерево держится корнями, а человек - родственниками.
  11. Сыновья и дочери - ограда против недругов.
  12. Будешь почитать отца и мать - узнаешь почет от своего сына.
  13. Мед сладок, а дитя слаще.

Отец - рука, а мать - сердце. 24 Семья - ключ к счастью.

Подготовлено по материалам книги Метеновой Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. –Ярославль, Издательско-полиграфический комплекс «Индиго».