Эстетическое воспитание младших школьников

Недошивкина Ольга Юрьевна

          Эстетическое воспитание младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

               В последние годы проблема эстетизации образовательно-воспитательного процесса стала одной из наиболее острых проблем не только педагогики, но и всего общества в целом. Необходимыми условиями формирования современной гармонически развитой личности являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, пластичность межличностного, межнационального и социального общения.

               Как утверждал Б.М. Неменский: «Эстетическая активность детей коренится не в специальной деятельности художника-автора, а «в единственной жизни», еще не очищенной от неэстетических моментов, т.е. еще не преобразованной ничьим творчеством». Иначе говоря, эстетическая активность любого человека изначально проявляется по отношению к самой действительности, а не к искусству.

               Психологические особенности младшего школьного возраста максимально благоприятствуют тому, чтобы у ученика сложился основательный и плодотворный пласт собственного эстетического отношения к жизни – основа и источник дальнейшего развития.

              Эстетическое развитие младших школьников – задача сложная и многогранная. Ведь понятие «эстетическая воспитанность» подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно-практических проявлений личности, которое характеризует ее эстетическую культуру. Важно, чтобы эти принципы были осознаны и родителями, которые воспитывают своих детей дома, и учителем, с которым они проводят время на уроках.

               Как показывает весь накопленный в данном направлении педагогический опыт, положительный эффект эстетического образования и воспитания достигается лишь в следующих случаях. Во-первых, если воспитуемый не просто сталкивается время от времени с теми или иными явлениями искусства, художественными идеями и образами, но и оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы чувственного мировосприятия и мировоззрения ребенка. Во-вторых, тонко отзывается на выразительность облика вещей, не просто видит цвета и слышит звуки, но и чувствует, что в них открывается что-то еще невидимое и неслышимое: радость, тревога, веселье, грусть, уныние и еще много такого, чего он не может назвать. В-третьих, почувствует и даже передаст в красках, звуках, интонации, жесте, ритме движений и слов.

               Мы живем в современном мире, он воздействует на сердца детей ежеминутно, только благодаря этому, прекрасное имеет реальную силу и без прекрасного невозможно полноценное воспитание. «Красота как бы открывает глаза на мир», - писал В.А.Сухомлинский. Кроме того, он считал, что эстетика школьной жизни – это то, где таится резерв повышения качества учебно-воспитательного процесса.

               Сегодня эстетическое воспитание – одна из составляющих современного воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Действительно, в нашем современном мире нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетике детской жизни. Этой проблемой озабочены не только школы и молодежные организации, но и радио, печать, телевидение.

               Способность понимать, видеть, чувствовать прекрасное является не только критерием, показателем уровня развития школьника, но и выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, товарищами по классу в школе. Об этом можно говорить бесконечно, но следует помнить, что при эстетическом воспитании необходима «почва», с помощью которой он будет создавать эстетические представления об окружающем его мире. Недаром многие педагоги (А.С.Макаренко, Б.Т.Лихачев) в своих работах о воспитании подчеркивают необходимость создания условий для эстетических переживаний в процессе обучения.

               Исходя из этого, учителю необходимо осуществлять эффективную систему работы по эстетическому воспитанию с младшими школьниками. Такая система должна включать в себя учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, эстетическое воспитание в семье и организацию самовоспитания школьников. Эффективность системы работы учителя по эстетическому воспитанию младших школьников можно рассматривать только тогда, когда цели и задачи школы, семьи и внешкольных детских учреждений едины на протяжении всех лет обучения ребенка в школе.