Педагогические основы эстетического воспитания.

Недошивкина Ольга Юрьевна

     Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Поскольку главным качеством поэтики являлась красота, то возникло такое название – «наука о красоте» или, как говорили некоторые, «теория красоты». В середине XVIII века немецкий ученый Луис Баумгартен предложил назвать эту науку «эстетика». Слово «эстетика» происходит от корня греческого глагола «ощущаю», «воспринимаю». И хотя в своем точном переводе этот глагол означает вообще восприятие органами чувств и не связан именно с красотой и искусством, термин «эстетика» все-таки прочно закрепился как название интересующей нас науки.

     Эстетическая наука предполагает воспитание личности красотой, приобщение к прекрасному, раскрывает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности. Ведь одна из основных категорий эстетики -  категория прекрасного, а прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

     Разработкой теоретических и практических вопросов эстетического воспитания занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Б. Таборидзе, А.Б. Щербо и другие. Каждый из них давал свою трактовку данного понятия. Например, Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» дает следующее определение: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

      Понятие «эстетическое воспитание» является самым общим в теории воспитания. Оно включает в себя ряд зависимых от него понятий. Одним из них является «эстетическое развитие» - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

      Результатом эстетического развития в процессе воспитания является эстетическая культура. Под эстетической культурой понимают сферу материализации способностей человека осваивать и преобразовывать природу и общественную жизнь «по законам красоты».

     На основании этого можно выделить цель эстетического воспитания  

 - формирование у школьников нравственно-эстетического, гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту.

     Любая цель реализуется через задачи. Выделяют следующие задачи эстетического воспитания младших школьников:

 - формировать художественно-эстетические и творческие способности детей;

- развивать способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающем мире и искусстве;

- учить бережному отношению к красоте природы, т.е. сформировать убеждение, что истинная любовь к природе – действенная любовь;

- дать знания, сформировать умения и навыки в области доступных детям видов искусств – музыки, хореографии, пения, рисования, лепки, драматизации и т.д.;

- развивать способности не только чувствовать красоту, но и создавать ее в быту окружающей жизни;

- воспитывать гармоничную личность, т.е. соразмерное развитие разных ее сторон деятельности.

     Наряду с педагогическими аспектами, выделенными нами, существуют и психологические, лежащие в основе эстетического воспитания младших школьников.

     Психологический аспект состоит в том, что в процессе эстетического воспитания формируется эстетическое сознание, включающее в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал – социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Важным элементом эстетического сознания человека является восприятие. Восприятие – это исходный этап общения с искусством и красотой действительности, от глубины, яркости и полноты которого зависят эстетические переживания,  формирование эстетических идеалов и вкусов. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.

     Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает еще один важнейший элемент психологического аспекта – эстетический вкус.  Под ним психологи понимают тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. Эстетический вкус развивается у ребенка с первых опытов общения и познания окружающего мира. По сравнению с другими показателями эстетического развития школьника эстетический вкус является наиболее определенным и педагогически управляемым.

     Опираясь на психолого-педагогические аспекты эстетического воспитания, в основе организации данного процесса выделяют ряд принципов. Рассмотрим их более подробно.

     Принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования обусловлен тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей является важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

     Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. Известно, что различные виды искусства в эстетическом воспитании школьников взаимодействуют между собой, т.е. комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание младших школьников осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

     Важно отметить принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности. На него опирается система эстетического воспитания. Ведь эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют у младшего школьника эстетическое отношение к действительности.

     Следующий принцип предполагает сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. В результате такого сочетания дети получают художественную информацию из средств массовой информации, будут иметь широкие возможности творческой самодеятельности и самовыражения, т.к. даже на уроках эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Но важно помнить, что эффективное использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.

     Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость еще одного принципа – принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнующие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно-полезной, умственной, физической работе широко используются в области художественно-эстетической.

     Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов знакомит детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития; индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

     Такой принцип, как принцип эстетики всей детской жизни, требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, условия труда, характер развлечений, форма личных отношений и общения со сверстниками и взрослыми. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по сохранению красоты собственной жизни. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

     Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей, т.к. возраст младшего школьника максимально благоприятствует тому, чтобы у него сложился основательный и плодотворный пласт собственного эстетического отношения к жизни – основа и источник дальнейшего развития.

     Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что доминирующая цель эстетического воспитания заключается в общем развитии детей, в формировании эстетического отношения к жизни, в развитии эстетического восприятия и познания художественно-эстетических явлений, овладения знаниями художественно-эстетической культуры. Иначе говоря, эстетическое воспитание младших школьников основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Это должен помнить каждый педагог и учитывать при организации педагогического процесса.