Установление связей и взаимосвязей природных явлений как средство формирования взглядов на единство природы в процессе изучения курса «Окружающий мир»

В статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_mamy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Маглинова Б.Б.

Установление связей и взаимосвязей природных явлений как средство формирования взглядов на единство природы в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Establishment of Connections and Interconnections of Natural Phenomenon as a Views’ Formation Means on Uniformity of Nature in the Course of “The World Around Us”

       Ключевые слова: связи, взаимосвязи, мировоззрение, научный взгляд, живая природа, неживая природа, единство природы.

Key words: connections, interconnections, world view, a scientific view, animated nature, inanimate nature, uniformity of nature.

Аннотация: в статье объясняется актуальность установления связей между компонентами живой и неживой природы для практики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, раскрывается значение этой деятельности в формировании экологического сознания младших школьников, представляется методика раскрытия и установления связей между компонентами природы в курсе обучения учащихся начальной школы.

Annotation: The article explains the actuality of connections’ establishment between the components of animated and inanimate nature for teaching the school subject “The world around us” in primary school. It reveals the significance of this activity in the formation of environmental awareness of primary schools children and describes methods of revealing and establishing the connections between nature components in the teaching course of primary school’s children.

      Раскрытие и установление связей между компонентами неживой и живой природы является актуальным для практики преподавания школьного предмета «Окружающий мир», так как позволяет раскрыть значение влияния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, связанную с использованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению младших школьников. Известно, что учитель, обучая, воспитывает и развивает детей.

В данной статье мы остановимся на некоторых возможностях воспитывающего и развивающего обучения в процессе изучения курса    «Окружающий мир» в начальной школе, приведем примеры установления связей в природе, в процессе выявления которых создаются наиболее благоприятные условия для развития мышления детей.

В целом курс «Окружающий мир» изучает природу, которую К.Д.Ушинский называл великой воспитательницей. По мнению К.Д. Ушинского, «побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» (1).

    Неоценимое значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он формирует основы мировоззрения ребенка, а также предоставляет широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, поскольку он разработан в соответствии с дидактическим принципом научности и закладывает в детях научные взгляды на природу, составляющие элементы научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

  Выполняя специальные задания, младшие школьники наблюдают предметы и явления в природе, накапливают в своем сознании определенный запас конкретных представлений о природе и исследуют объекты природы своими органами чувств. Так, путем наблюдений, ребенок убеждается в единстве и разнообразии природы. В ходе конкретных наблюдений он устанавливает связи, а в отдельных случаях и взаимосвязи между различными природными элементами. Например, наблюдая за прилетом птиц, ребенок может установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. Становится очевидным, что до тех пор, пока не появятся насекомые, птицы не прилетят; нельзя ждать прилета водоплавающих птиц, пока не вскроются водоемы. Таяние снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха. Таких связей ребенок может установить множество. Наблюдая, он отмечает, что все в природе изменяется, что эти изменения происходят не только во времени, но также и в пространстве. Это дает основание школьнику сделать самостоятельные выводы о единстве природы. Разумеется, этого недостаточно, чтобы сформировать стойкие диалектико-материалистические убеждения, но их достаточно, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу.

  Еще А.Я.Герд, разрабатывая предмет «Природоведение» для младших классов школы, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета. В своей работе «Предметные уроки» он писал: «Цель предметных уроков в народной школе, помимо развития различных сторон ума, - дать ученикам ко времени их выхода правильные и возможно цельные представления об окружающем, о Земле и о созданиях, на ней живущих» (2). Из приведённого высказывания видно, что А.Я. Герд считал само собой разумеющимися вопросы развития учащихся в процессе раскрытия понятия природы как единого целого, проявляющегося в многообразии. Вот почему А.Я. Герд утверждал: «Отдельные естественные науки: зоология, ботаника, минералогия, физика - не должны иметь место в народной школе: здесь место только одной нераздельной науке – об окружающем органическом и неорганическом мире. Изучение неорганического мира должно предшествовать изучению мира органического» (2).

  Содержание курса природоведения, разработанное А.Я.Гердом (3), послужило основой для последующих инноваций в области преподавания предмета «Окружающий мир». Эта основа принята и в новых программах современной школы.

Формируя у младших школьников взгляды на единство природы,  начальная школа призвана заложить фундамент не только естественнонаучному образованию, но и подготовить представителей различных этносов к жизни в мультикультурной среде в условиях многонационального государства. На современном этапе региональные системы образования обеспечивают естественнонаучную образованность своих выпускников, способствующую их готовности к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре (6). Одним из направлений этой работы, на наш взгляд, является этнокультурная коннотация  образования.

Исходные положения и основные идеи этнокультурной коннотации  естественнонаучного образования могут быть определены следующим образом: формирование взглядов на единство природы с учётом этнопсихологических особенностей, философских воззрений и педагогических традиций народа; приобщение к общечеловеческим ценностям; обучение по принципу – «от близкого к далёкому, от родного порога – в мир общечеловеческих знаний»; приобщение к естественнонаучным знаниям с учётом традиционных основ жизнедеятельности этноса; вариативность в зависимости от местных особенностей, возможностей и потребностей учащихся и их родителей (по А.Б. Панькину).

В этнокультурный компонент содержания учебно-воспитательного процесса входит всё богатство этнокультуры, система жизнеобеспечения, традиции, стереотипы поведения, духовные цели и ценности, наполненные новым современным содержанием, обеспечивающим примирение традиционных ценностей с универсальными, стандартизованными ценностями, привнесёнными современными технологиями (5).

Чрезвычайно интересным представляются нам исследования связей и взаимосвязей в природе Клепининой З.А., обоснованные в авторской программе «Природа и люди». В соответствии с данной программой в 1 классе изучается окружающая природа, проводится комплексное исследование сезонных изменений в неживой и живой природе. Основным звеном всей работы учителя является установление признаков сезонов. Установление их начинается с неживой природы. Последовательность этой работы можно изобразить в виде схемы.

Причинно-следственные связи

 при установлении признаков сезонов

Схема 1.

  Положение полуденного солнца на небе, определяющее долготу дня и ночи, это первое звено в установлении связей. В процессе своих наблюдений за солнцем ученик должен убедиться, что полуденная высота солнца меняется по сезонам. Таким образом, высота полуденного солнца и продолжительность дня - один из важнейших признаков сезонов. От этих признаков зависят другие элементы природы и, прежде всего, погода. Чаще всего ученики начальных классов погоду характеризуют по одному элементу: теплая - морозная, ветреная - безветренная,  ясная - пасмурная, с осадками - без осадков. В целом все эти элементы составляют погоду. Задача учителя заключается в том, чтобы при наблюдении за погодой установить связи между отдельными ее элементами.

Важнейшим элементом погоды является температура воздуха. Она зависит от высоты солнца и продолжительности дня. Итак, второе звено связей, которое ученик усваивает, - это зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня.

  Третьим звеном в установлении природных связей является зависимость осадков от облачности. Так, дети в процессе наблюдений устанавливают, что осенью небо чаще покрыто облаками, идут длительные обложные дожди, в противовес кратковременным, ливневым дождям летом. Понижение температуры осенью вызывает туманы. Туманы, иней, заморозки могут быть включены в качестве признаков осеннего сезона.

  С понижением температуры воздуха ниже нуля градусов поверхность почвы замерзает, а на водоемах образуется лед. Это четвертое звено установления связей в неживой природе.

  После установления зависимостей в неживой природе целесообразно провести работу по выявлению связей живой природы с неживой. На начальном этапе обучения важно выявить зависимость изменения растительности от степени освещения данной территории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и понижением температуры воздуха листья на деревьях и кустарниках начинают изменять свою окраску, их черешки подсыхают и отламываются при дуновении ветра. Так начинается листопад – одно из примечательных осенних явлений в природе. Изменение окраски листьев и листопад – один из важнейших признаков осеннего сезона.

  На примере животного мира, т.е. подготовки животных к изменениям в неживой и живой природе устанавливаются уже более сложные связи. Проследим это на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме. Звери и птицы должны приспособиться к изменившимся условиям питания, похолоданию и снежному покрову. При выявлении связей на первое место ставим определяющую причину – изменение условий питания.

Зависимость изменений в жизни животных осенью

от изменений в неживой природе

Схема 2.

  Работа по выявлению связей и взаимосвязей продолжается в 3 и 4 классах.

Рассмотренные нами примеры связи и взаимосвязи, заложенные в курсе изучения предмета «Окружающий мир», представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений. Данное положение выражено в утверждении К.Д. Ушинского: «Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные роды под один вид» (1).

Литература:

  1. Ушинский К.Д. Соч. М.,1949, т.5, с. 252.
  2. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М., 1953, с.83.
  3. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М., 1953, с.90.
  4. Панькин А. Б. Формирование этнокультурной личности: учеб. пособие  для студудентов вузов /А.Б. Панькин. – М.: ООО «Большая медведица», 2004.   – 272 с.
  5. Ушинский К.Д. Избр. соч., М., 1968, с.207
  6. Цурюмова С.В. Этнокультурная коннотация дополнительного образования детей / Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции/ под.ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - С. 137-140.