метод. разработка урока

Урок по ОЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_po_ozozh_k_konkursu.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района

                            Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Балаково Саратовской области

                                                                     

Методическая разработка урока по теме

«Основа здорового образа жизни на тему:

 "Твой режим дня"

(Начальные классы)

                                           

                                             Учитель МБОУ  СОШ № 4

                                        Филиппова Ольга Александровна

г.Балаково

Описание здоровьесберегающих  технологий, используемых на уроке.

1.Медико-гигиенические технологии (МГТ),  обеспечивающая  надлежащие гигиенические  условия в соответствии с   регламентациями СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) ( проведение физкультминуток), направленных  на релаксацию органов зрения, дыхания, повышения двигательной активности.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) (зеленые растения в классах, живой уголок), оказывающие влияние  на  психическое развитие ребенка,  его настроение.  

4. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ)  

-организационно-педагогические технологии (ОПТ),  определяющие        структуру учебного  процесса (ток - шоу).

- психолого-педагогические технологии (ППТ),  связанные  с    непосредственной работой учителя на уроке.

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие  вопросы по обучению грамотной заботе о своем    здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся.

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
 (САЛРТ)
,  обеспечивающие   формирование  и    укрепление психологического здоровья учащихся, адаптацию во время урока.

Тип урока. Урок обобщение и систематизация знаний.

Вид урока. Нетрадиционная форма. Ток-шоу.

Методы:

  1. Репродуктивный (работа с книгой)
  2. Проблемно-сообщающий (объяснение причин переедания с  опорой на чтение стихов, пословиц)
  3. Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждений  с опорой на наглядность)
  4. Объяснительно-иллюстративный (рассказ, упражнение)
  5. Исследовательский (практическое действие с последующим  доказательством)

Материалы и оборудование: 

аудиокассета с записью песен, мультимедийный проектор, компьютер.

  • шумовые записи: тиканье часов, фанфары;
  • часы грустные и веселые;
  • предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце, расческа;
  • мешочек из ткани;
  •  иллюстрации с изображениями: микробов, детей занимающихся спортом, детей играющих в развивающие игры;
  • 5 подставок под фломастеры;
  • фломастеры зеленого и красного цвета  на каждого ребенка;
  • массажный мяч;
  • сертификат;
  • дидактические игры: «Что полезно, что вредно», «Витаминка», «Режим дня»

Цели:  - закреплять знания учащихся о гигиенических нормах и  культуре   поведения;

           -  учить составлять режим дня;

           -  прививать умение правильно распределять время на работу и отдых;

           -  учить ценить время ;                                                                                 

           -  формировать основы здорового образа жизни через организацию  активной  

              познавательно- игровой деятельности воспитанников;   

- познакомить с режимом дня школьника;          

         - учить детей отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от  

           поведения, вредного для    здоровья;

   

Убедить в том, что соблюдения режима дня способствует сохранению здоровья.

Задачи:

 - показать детям  значимость достижений науки для повседневной жизни человека в  

   сохранении и укреплении здоровья.

  -уточнять представления детей о режиме дня,  его структуре, видах деятельности;

  -развивать умения устанавливать  причинно следственные связи, коммуникативные  

   навыки, умение действовать в группе и   парах,  навыки взаимоконтроля;

  -воспитывать  устойчивый познавательный интерес к сохранению собственного  

   здоровья, расширять кругозор детей.

Методы и приемы: 

 -словесные (рассказ воспитателя, беседа, вопросы, указания, объяснения, художественное слово, педагогическая оценка);

-   наглядные (показ);

- игровые (игровая ситуация, действия с игровыми материалами, имитация действий);

-   практические (упражнения, создание воспитывающих ситуаций).

ИКТ:   презентация, магнитофон.

План урока

Магистр наук.

1. Постановка проблемы.

- Какого человека называют воспитанным? (Который соблюдает правила поведения, опрятно одет, не употребляет грубых слов.)

-  Для чего нужно быть воспитанным? (Чтобы тебя уважали,  любили )

 

  К вежливому, доброму  человеку окружающие относятся всегда по-доброму. Такого человека все уважают, у него есть друзья и ему никогда не бывает скучно.

 

 Послушайте историю о мальчике Алеше. Можно ли его назвать воспитанным?   

        Жил-был мальчик Алеша. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался. Зевал, широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао.  А обе бабушки протягивали ему пирожное.

         У этого мальчика было очень много всяких игрушек.  Они ему так надоели, что Алеша стал бросать их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.

         В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому - от скуки - он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц.

 

 - Алеша воспитанный мальчик?

         - Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?

         - Почему Алеше скучно и дома, и в школе?  

2. Работа над понятием «режим дня». Значимость выполнения режима.

Какие из пословиц подойдут к истории про Алешу?

1.  Соблюдай режим  труда и быта – будет здоровье крепче гранита.

      2.  Скучен день до вечера, коли делать нечего.   

3.  Кто хочет много знать, тому надо меньше спать.

4.  Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.

 

 - Какая пословица осталась? Объясните смысл.

-  А что такое режим?

    - В стране Знаний соблюдается точность, режим и очень ценится время.

      Скажите, с помощью чего можно определить время? (С помощью часов).

Звучит песня «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.

Магистр. Улыбка – это залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровья и радость. Что ещё помогает сохранить хорошее настроение?

(Добрые слова, сказанные искренне, идущие от сердца, хорошее самочувствие.)

.Правильно. Молодцы. Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт удачу. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними. Давайте будем выработать привычку каждый день улыбаться друг другу.

Ребята, а теперь послушайте загадку.

На руке и на стене,

И на башне в вышине

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до восхода.

                          (Часы.)

Вопросы детям:

 - Зачем человек придумал часы?

 - Знакомо ли вам понятие «режим дня»?

 - Что оно обозначает?

Именно на этот вопрос мы с вами и постараемся ответить на нашем занятии.

Магистр  оглядывается.

 - Обратите внимание, а часы стоят. Прислушайтесь. Часы молчат.

      - Что же нам делать, ведь без часов мы не сможем соблюдать

 режим дня.

Чтение стихотворения С. Баруздина «Стихи о человеке и его часах».

1. Ведут часы секундам счет,                          4.  Успеет он одеться в срок,

Ведут минутам счет.                                         Умыться и поесть,

Часы того не подведут,                                     Успеет встать он за станок,

Кто время бережет.                                            За парту в школе сесть.

 

2. Кто жить умеет по часам                             5. С часами дружба хороша!

И ценит каждый час,                                        Работай, отдыхай,

Того не надо по утрам                                      Уроки делай не спеша

Будить по десять раз.                                        И книг не забывай!

 

3. И он не станет говорить,                              6.  Чтоб вечером, ложась в кровать,

Что лень ему вставать,                                      Когда наступит  срок,

Зарядку делать,                                                  Ты мог уверенно сказать:

Руки мыть                                                          - Хороший был денек!

И застилать кровать.

Ребята, с чего должно начинаться утро?

  1. Хорошее настроение.
  2. Зарядка.
  3. Водные процедуры.
  4. Завтрак.
  5. Выход в школу.    

И давайте, мы с вами представим, что мы только что проснулись, друг другу улыбнулись. И сделаем зарядку.

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться

Два – нагнуться, разогнуться

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка,

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть

Семь, восемь – лень отбросим.

Магистр. А у всех ли утро получается таким организованным?

Послушайте стихотворение Любови Фёдоровне Воронковой

«Маша-растеряша».

Жила-была девочка Маша.Утром встало солнышко, заглянуло в окно.А Маша спит.

Пришла мама:

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

– Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!

– Где же, где мои чулки?                        Обыщу все уголки.
Их на стуле нет,                                       И под стулом нет,
На кровати нет,                                        Под кроватью – нет…
 Ищет Маша чулки, никак не найдёт. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдёшь,            А разыщешь – так пойдёшь.
Надо вещи убирать —                            Не придётся их искать.
 И воробьи за окном Машу поддразнивают:

– Опоздаешь, Маша,                              Маша-растеряша!
 А Маша всё ищет:                                – И под стулом нет,
И на стуле нет…                                    Да вот же они – у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:                               – Маша, скоро?

А Маша отвечает:                                 – Надеваю чулки,
Обуваю башмаки.  Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

– Под кроватью нет,                             На кровати нет,
И за шкапом нет,                                  И под шкапом нет…
 А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдёшь,         А разыщешь – так поймёшь.
Надо вещи убирать                              — Не придётся их искать.
 Подошёл к окну петушок и запел:

– Опоздаешь, Маша, Маша-растеряша!  Стала Маша просить петушка:

– Петушок, петушок,                                 Разыщи мой башмачок!
 Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе.  А башмачок-то вот где – на столе стоит. Мама спрашивает:

– Маша, скоро?                                     А Маша отвечает:

– Вот надену платье                             И пойду гулять я!
 А платья тоже нет нигде!                  – В чём пойду гулять я?
Потерялось платье!                              Платье в горошину, —
Куда оно положено?                            И на стуле нет,
И под стулом нет…                             А кошка всё своё мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдёшь,         А без платья не пойдёшь…
Надо вещи убирать                             — Не придётся их искать…
Опоздаешь, Маша,                                 Маша-растеряша!
 Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась:   – Платье в горошину
На полочку заброшено!                      Мама говорит

– Больше ждать я не могу!                 А Маша отвечает:

– Я бегу-бегу-бегу!                              Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:                                          – Опоздала, Маша,
Маша-растеряша!

 1. Ребята, почему опоздала в детский сад?                                                  

 2. Что вы ей можете посоветовать?                                                                            

 3. А как вы относитесь к своим вещам?

   - Предлагаю вам вспомнить, что такое режим дня, из каких частей он состоит и как его надо  соблюдать.

Сценка (Действующие лица: учитель и ученик Вова)

У.  А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

В.  Конечно! Режим…Режим – куда хочу туда скачу!

У.  Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

В.  Даже перевыполняю!

У.  Как же это?

В.  По распорядку мне надо гулять два раза в день, а гуляю – четыре!

У.  Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

В.  Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. В школу. Прогулка …

У.  Хорошо…

В.  А можно еще лучше!

У.  Как же это?

В.  Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка, Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка и сон.

У.  Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

В.  Не вырастет.

У.  Это почему же?

В. Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

У.  Как это с «бабушкой»?

В.  А так: половину я, половину – бабушка. А  вместе мы выполняем весь режим.

У.  Не понимаю – как это?

В.  Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я…

У.  И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…

 

Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять –

Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать!

 

Ученые говорят: «Режим дня – это основа  нормальной жизнедеятельности человека». Правильно организованный режим поможет сохранить нам хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность.  Врачи установили, что самая высокая работоспособность у человека бывает с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Особенно важно это знать для занятий в школе и подготовке домашних заданий

3. Составление режима дня.

Работа в парах.

            Расположите по порядку режимные моменты: зарядка, обед, одеться, ужин, подъем, умывание, сон, свободное время, приготовление уроков, подготовка ко сну, прогулка, завтрак, застелить постель, занятия в школе.

 

После обсуждения появляется таблица:

1.  Подъем

8.  Обед

2.  Зарядка

9.  Прогулка

3.  Умывание

10.  Приготовление уроков

4.  Одеться

11.  Ужин

5.  Застелить постель

12.  Свободное время

6.  Завтрак

13.  Подготовка ко сну

7.  Занятия в школе

14.  Сон

 

           Конечно, распорядок дня может быть другим: если вы учитесь во вторую смену, если посещаете кружки и секции по интересам. Но в любом случае вы должны продумать свой режим дня и обязательно его соблюдать!

           Но бывает, что у человека есть хорошо составленный режим дня, и он пытается его выполнить, но ничего из этого не выходит. Почему так происходит? Оказывается, мало составить режим. Надо уметь ценить время и разумно им пользоваться. Посуду можно и за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями.

Поэтому надо учиться ценить и экономить время. В народе говорят: «Копейка рубль бережет», ну а из минуты складываются часы, дни, годы.

 Иногда много времени мы тратим бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т.д. Поэтому надо учиться ценить и экономить время. В народе говорят: «Копейка рубль бережет», ну а из минуты складываются часы, дни, годы.

А что можно сделать за одну минуту? (Предположения учащихся). За 1 минуту на заводе изготавливают 13 холодильников, 14 автомашин, 12 телевизоров, 60 часов.

- Попробуем придумать игры для каждого режимного момента

Игра «Чудесный мешочек»

- Давайте поиграем. Перед вами «Чудесный мешочек», определите на ощупь что там находится.

    - Возьми один предмет, определи  что это, назови его и достань.

 Дети выполняют задание, выкладывают предметы на стол (зубная паста, зубная щетка, мыло, полотенце, расческа).

 - Как можно назвать эти предметы одним словом?

 - Это предметы личной гигиены.

- Для чего служат предметы личной гигиены?

 - Они уничтожают микробов.

Магистр переворачивает картинку на мольберте. 

  - Учеными были открыты различные виды болезнетворных микробов.

  - Посмотрите как они выглядят под микроскопом. Наука не стоит

       на месте, и предметы личной гигиены постоянно совершенствуются,

       становятся более удобными,

 - Я предлагаю вам сесть за столы.

Игра «Что полезно, что вредно»

 - Перед вами карточки, на которых изображено что полезно, а что вредно для    

        здоровья. Красным фломастером закрасьте круги, что вредно для здоровья, а    

        зеленым, что полезно.

Дети выполняют работу. 

 - А теперь, поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга правильность выполнения. Все правильно выполнили задание?

-Врачами доказано, что движение,  подвижный образ жизни и здоровый сон помогают человеку сохранять и укреплять здоровье. А еще в укреплении здоровья большую роль играет  правильное питание.

-Учеными найдены полезные вещества, которые содержатся в продуктах питания. Как выдумаете, как они называются?

 - Витамины

Магистр открывает картинку на мольберте.

Игра «Витаминка»

 - Я предлагаю найти витамины  на картинках с продуктами питания.

Дети собирают пазлы.

 - Достаньте из конверта пазлы. Соберите их. Что у вас получилось? 

 Дети выполняют задание в парах.

 -В этих продуктах есть данный витамин.

Предлагаю перейти к следующему режимному моменту.

После школы у вас свободное время. Чем вы занимаетесь после школы?

Ребята, давайте посмотрим на доску, что у нас получилось? Нам надо только подставить время. И это РЕЖИМ ДНЯ.

А теперь давайте поиграем, в игру «Плохо - хорошо», я читаю вам предложения, а вы, если согласны с этим высказыванием, должны хлопнуть в ладоши.

  1. Мыть ноги, руки, принимать душ.
  2. Перед сном много пить, есть.
  3. Чистить зубы.
  4. Смотреть страшные фильмы перед сном.
  5. Проветривать  комнату.
  6. Слушать громкую музыку.
  7. Гулять на свежем воздухе.
  8. Играть в шумные игры перед сном.
  9. Делать зарядку.
  10. Заниматься спортом.
  11. Соблюдать режим дня.

Ребята, почему так важно соблюдать режим дня?

- А у вас есть свой режим дня?                                                                                

- Вы соблюдаете его?

Игра с массажным мячом «Чем мы займемся вечером».

- А сейчас узнаем, чем же мы занимаемся вечером 

  -Вечером я читаю книгу.

- Я рисую, я играю, я смотрю телевизор, я играю в компьютер, я слушаю музыку, я пою караоке….

- Значит, мы можем разнообразить с помощью техники и науки свой отдых вечером.

Магистр  открывает 3 картинку на мольберте.

 - Ребята, чем заканчивается вечер?

 - Наступает ночь.

 - Закройте глазки.

   

Магистр  поет колыбельную песню из кинофильма «Умка».

Сон необходим человеку. Во сне отдыхает мозг, который управляет всем организмом.                                                                                                                       – Кому и сколько надо спать?                                                                            

  Давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Не спать».                          

  Я ненавижу слова «спать»!                              Я ёжусь каждый раз,                                                                                                

  Когда я слышу: «Марш в кровать!                  Уже десятый час!»                                                                                                      

 Нет, я не спорю, я не злюсь –                           Я чай на кухне пью.                                                                                                                

  Я никуда не тороплюсь!                                  Когда напьюсь – тогда напьюсь!                                                                        

 Напившись, я встаю                                          И, засыпаю на ходу,                                                                                                              

Лицо и руки мыть иду…                                   Я раздеваюсь полчаса,                                                                                                          

 И где-то в полусне                                            Я слышу чьи-то голоса,                                                                                                                 И спорят обо мне.                                              Сквозь спор знакомых голосов                                                                                          

 Мне ясно слышен бой часов.                           И папа маме говорит:                                                                                                       «Смотри, смотри, он сидя спит!»                     Как хорошо иметь права                                                                                              

 Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!           В четыре! Или в пять!                                                                               А иногда, а иногда                                             (И в этом, право, нет вреда!)                                                                                                

  Всю ночь сосем не спать!

- Кто из вас ложиться спать, как герой стихотворения?                                                                     - Что чувствует человек, когда плохо спал? (он вялый, рассеянный, раздражительный.)                                                                                                           Учитель: Чтобы проснуться с хорошим настроением  и прекрасным самочувствием, надо высыпаться. Сновидение помогает осмыслить то, что узнал за день. Недаром говорят: «Утром вечера мудренее». Поэтому ребёнок должен спать не менее 10 часов. Значит, в 21 часу он должен спать.

Стихотворение

Чтобы здоровее стать                  Режим надо выполнять!

Если будешь ты стремится         Распорядок выполнять,

Будешь лучше заниматься,         Будешь лучше отдыхать.

Игра «Режим дня»

 - Дети, давайте вспомним, из каких частей состоит режим дня. 

Дети получают по одной карточке.

 - Выложите карточки в определенной последовательности. Что за чем?

Итог:

- Ученые, врачи, педагоги, родители и дети знают что, режим дня – один из  серьезных помощников сохранения здоровья.

  - Дорогие ребята, позвольте  вам вручить СЕРТИФИКАТ, подтверждающий прохождение курса ознакомления с технологиями здорового образа жизни Академии наук страны Знаний.

Заключение

Детям вручается сертификат под музыкальные фанфары.

А теперь пора прощаться.             Всем желаю закаляться,

Не болеть и не хворать,               И режим соблюдать.

 Задание на дом

Подумайте и закрасьте красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у вас.

         О Почерк стал хуже

О Буквы бывают неровными, кривыми

О Трудно учить уроки

О Много ошибок, исправлений

О Долго собираюсь делать уроки

О Быстро отвлекаюсь

О Трудно выучить стихотворение

О Трудно решить задачу

О Трудно запомнить условие задачи

О Быстро устаю

О Мне бывает трудно усидеть на одном месте

Если красных кружков больше трех, попроси родителей помочь тебе изменить режим дня.