Работа с одаренными детьми в начальной школе

Елена Викторовна Редькина

Под  одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей:

-  высокие умственные возможности;

-  способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-  потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной  и  волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

 Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко  встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

В начальной школе учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят заниматься делом, которое им не нравится, например, письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой-либо области. Кужанов Давид – ученик моего класса интересуется млекопитающими, Он знает не только названия животных этого вида, но и точную их массу, длину тела, место обитания.  Этот ребенок действительно одаренный. Большой интерес у таких детей вызывают задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад.

Успеваемость ученика зависит не только от умственной одаренности, но и от других факторов (памяти, внима­ния, прилежания и т. п.). Действие этих факторов может поднять про­дуктивность умственной деятель­ности до значительной высоты.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирова­ние такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы макси­мально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разно­образные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа), использование инновационных технологий  ( технология Блума, ИКТ – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

 Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как казано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.

Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.

Для развития математической грамотности нами был разработан факультативный курс «Развитие математической грамотности» (составители: учителя начальных классов Тартанова Г.А., Редькина Е.В.)

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Подбирая задание для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задание для соседа по определенной теме.

Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Уже со 2 класса мои ученики участвуют сначала на школьной научно-практической конференции, а потом на городском конкурсе научно-исследовательских проектов «Зерде».

Так, ученик моего класса, Кдырбаев Аллаяр, интересуется историей родного Актюбинского края. В 2013 – 2014 году он занял 3 место на республиканском уровне конкурса научно-исследовательских проектов «Зерде» с работой  по краеведению «Край родной мой Актобе», в которой разработал туристский маршрут «Актобе-Кобда» по достопримечательным местам Кобдинского района. В 2014-2015 году подготовил научно-исследовательский проект «Героические люди Актюбинского края».

Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к бо­лее полной самореализации личностного потенциала.

Учитель «выращивает» спо­собности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих зада­ний, через подготовку к участию в школьных, город­ских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.

Так складывается   индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Ре­зультаты такой работы (призовые места в предметных школьных, международных и республиканских  олимпиадах «ИграБумия», «Эдуконец», «Ёж» 2013 – 2014, «Русский медвежонок»)в 2012-2013 году) доказывают ее целесо­образность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.rar15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми в начальной школе

Учитель начальных классов Редькина Елена Викторовна

ГУ «СШ №1» г. Актобе

Под  одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:

- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);

-дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие;

Общие особенности одаренных детей:

-  высокие умственные возможности;

-  способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

-  потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной  и  волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, активным созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их максимально использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм. Через развитие умения учиться.

 Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко  встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно. Очевидно, что ранее проявление одаренности в детском возрасте требует пристального внимания к ребенку со стороны родителей и педагогов.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

В начальной школе учителю важно выявить одаренных детей на самых первых порах обучения. Эти дети, как показывает практика, неусидчивы, не любят заниматься делом, которое им не нравится, например, письмо; стараются всегда ответить первыми, поразить своими познаниями в какой-либо области. Кужанов Давид – ученик моего класса интересуется млекопитающими, Он знает не только названия животных этого вида, но и точную их массу, длину тела, место обитания.  Этот ребенок действительно одаренный. Большой интерес у таких детей вызывают задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад.

Успеваемость ученика зависит не только от умственной одаренности, но и от других факторов (памяти, внимания, прилежания и т. п.). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра), новизна приемов (работа в парах, групповая работа), использование инновационных технологий  ( технология Блума, ИКТ – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

 Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как казано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.

Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.

Для развития математической грамотности нами был разработан факультативный курс «Развитие математической грамотности» (составители: учителя начальных классов Тартанова Г.А., Редькина Е.В.)

Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Подбирая задание для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задание для соседа по определенной теме.

Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Уже со 2 класса мои ученики участвуют сначала на школьной научно-практической конференции, а потом на городском конкурсе научно-исследовательских проектов «Зерде».

Так, ученик моего класса, Кдырбаев Аллаяр, интересуется историей родного Актюбинского края. В 2013 – 2014 году он занял 3 место на республиканском уровне конкурса научно-исследовательских проектов «Зерде» с работой  по краеведению «Край родной мой Актобе», в которой разработал туристский маршрут «Актобе-Кобда» по достопримечательным местам Кобдинского района. В 2014-2015 году подготовил научно-исследовательский проект «Героические люди Актюбинского края».

Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.

Так складывается   индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы (призовые места в предметных школьных, международных и республиканских  олимпиадах «ИграБумия», «Эдуконец», «Ёж» 2013 – 2014, «Русский медвежонок»)в 2012-2013 году) доказывают ее целесообразность.