Родителям будущих учеников .... Что такое готовность к школе?

Ипатова Ольга Николаевна

Авторы: Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе? (Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005)

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологи­ческих, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И тем не ме­нее еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности. Что такое педагогическая диагностика Давайте вместе обсудим: «Что такое педагогическая диа­гностика? Нужна ли она?» Родителей пугают «собеседования», проводимые с будущими первоклассниками. Так стоит ли под­нимать вопрос о педагогической диагностике? Мы абсолютно уверены, что стоит и что она не подменяет собой психологиче­скую диагностику, а дополняет ее. Задачи, стоящие перед педа­гогической диагностикой, иные, нежели задачи психологичес­кой диагностики. Для того чтобы начало школьного обучения стало старто­вой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть осно­вано на знании уровня готовности к обучению каждого будуще­го школьника. В большинстве школ есть психологи, которые и занимаются приемом детей в 1 класс. Все показатели готовности детей к школе можно условно разделить на три взаимосвязанные части: физическая, интел­лектуальная и личностная готовность. Физическую готовность оценивают медики и заносят нужные сведения в индивидуаль­ную медицинскую карту. Интеллектуальную и личностную го­товности оценивают психологи. Личностная готовность оце­нивается по показателям, характеризующим ориентировку в окружающем, запас знаний, отношение к школе, самостоятель­ность ребенка, его активность и инициативу, степень развития потребности в общении, умение установить контакт с детьми, со взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе может быть определена по следующим показателям: состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), со­стояние развития образных представлений и мелких движений пальцев и кисти руки, состояние развития психических процес­сов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, вообра­жение), умственное и речевое развитие. Таким образом, психолог дает Вам необходимые сведения о сформированности позиции школьника у каждого ребенка, уровне активности и самостоятельности, умении общаться со сверстниками и взрослыми, уровне мышления. Если в школе психолога нет, ряд вопросов Вам придется выяснять самостоя­тельно (на этом мы остановимся в конце беседы). Но если в школе есть психолог, который определил готов­ность Ваших ребят к обучению, и Вы работаете с ним в тесном контакте, нужно ли проводить еще и педагогическую диагнос­тику? Да, но только сразу оговоримся, что под ней мы не подра­зумеваем проверку предметных знаний, умений и навыков, пре­дусмотренных для изучения в 1 классе. Их отсутствие мало влияет на успешность обучения, намного важнее педагогу знать о таких параметрах, как сформированностъ предпосылок к овла­дению грамотой и математикой, того, что является основой ус­воения этих предметов. Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе ее проведения, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

 

Комментарии

Малахова Ольга Александровна

Очень важным моментом, если не главным, является сформированность мотивации готовности к поступлению в 1 класс. Поэтому родителям нужно особое внимание уделить формированию этого важного компонента и, конечно же развитию любознательности и кругозора их чада!