Использование компьютерных презентаций на уроках общепрофессиональных дисциплин

Сулимова Елена Петровна

Уважаемые коллеги!

Предлагаю к обсуждению вопрос об использовании компьютерных презентаций на уроках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов. В течение ряда лет я стремилась к тому,  чтобы организовать максимальное количество уроков, сопровождаемых  презентациями. Конечно же, это облегчает задачу визуализации рассматриваемой  проблемы, помогает сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых вопросах изучаемой темы,  не требует применения плакатов. Весьма распространенной является ситуация, когда  при рассмотрении тем профессионального курса  невозможно провести ту или иную лабораторную или практическую работу ввиду отсутствия  сложного и дорогостоящего оборудования, но материал необходимо изучить.Тогда используем возможность провести часть лабораторной работы в электронном виде с помощью программ- тренажеров или виртуальных приборов. Помимо этого  современные возможности IT позволяют провести и закрепление материала в интерактивном режиме. Все это хорошо. Но, на мой взгляд, хорошо только в том случае, если каждый студент работает на своем персональном компьютере. Если же в кабинете есть только несколько доступных компьютеров, либо вообще материал подается с помощью проектора, то подобная организация урока способствует  тому, что студенты не могут полностью сосредоточиться, отвлекаются, надеются на своих сильных одногруппников и результат может оказаться хуже, чем при традиционном "дедовском" способе проведения урока. При оценке портфолио преподавателей -  претендентов на первую и высшую категорию дополнительные баллы присуждаются за наличие презентаций к уроку, их содержательность, наглядность, валеологичность. С этим я, безусловно, согласна. Но при этом требуется обязательное наличие анимированных сцен; наглядность зачастую путается с яркостью картинок, пестротой и мельканием изображения, наличием многочисленных  рисуноков и фото, не несущих весомой смысловой нагрузки. И, в результате вместо усвоения темы получаем усталость студентов, привязку их внимания к несущественным деталям и лишнюю возможность позаниматься своими делами во время просмотра. Я непротив использования презентаций на уроках. Наоборот, считаю это необходимым. Но оснащать 100 % теоретических занятий презентациями считаю неправильным. Мы формируем будущих специалистов, способных находить решение в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за него ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач. И не всегда эта информация может быть доступной в виде наглядной электронной презентации. К тому же нельзя забывать о том, что у большинства наших обучаемых итак формируется клиповое мышление. В отношении использования "Powerpoint" быть может  необходимо на уровне образовательной организации разрабатывать единые  требования к созданию презентаций с учетом мнений не только преподавателей, руководителей цикловых комиссий, но и психолога и профессионалов в области IT, которые преподают на курсах повышения квалификации педагогов и очень грамотно владеют этим вопросом. Было бы интересно узнать мнение своих коллег.