С урока биологии - в жизнь. Проблема применения полученных знаний

Зернова Мария Валерьевна

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что знания, полученные нами в школе, так и остаются «мертвым грузом», который мы, не то что тащим всю жизнь, но со временем благополучно теряем. То, что мы выучили, зачастую просто зазубрив, в силу особенностей нашего мозга постепенно забывается, стирается из памяти. Остается осадок – мы потратили время и силы, а зачем?

Поэтому зачастую у школьника, студента формируется убеждение «это мне все равно не пригодится, а значит, и напрягаться я не буду». В конечном итоге это приводит к пропускам учебных занятий, нежеланию работать на уроке, и выполнять домашние задания.

С русским языком и математикой в этом плане, наверное, легче, хотя в наш век гаджетов, интернета и «албанского» языка, и здесь трудно убедить маленького человека, что грамотно писать и быстро производить простейшие математические расчеты – это культурный минимум, который остро необходим. Что говорить о таких «далеких от жизни» предметах, как физика, химия, география, биология. Еще Фонвизин в своей комедии тонко подметил и вложил в уста Митрофанушки : «а зачем географию знать, ведь извозчики есть».

Давайте попробуем убедиться, что нет «ненужных» предметов. Что все знания могут  и должны использоваться в жизни.

Простейший пример – Робинзон Крузо. Оказавшись на необитаемом острове, он не только не погиб от голода, холода и болезней, но и смог более или менее сносно наладить свой быт. А это начало 18 века! Насколько прочны были его знания об устройстве мира, насколько широк кругозор, как он смог мобилизовать свои знания! Другой пример – герои романа Жюля Верна – «Таинственный остров». Это уже 19 век. Да, их было больше и в этом плане им было легче. Но то, как они применяли свои знания и умения в области химии, физики, биологии – очень достойный пример.

Чтобы оторваться от книг, ведь чтение и литературные персонажи современному школьнику часто не по вкусу, можно привести другой пример. Все мы хотим как можно дольше оставаться здоровыми и красивыми. И на этом нашем желании очень умело играют пищевые и фармацевтические корпорации. Продать вам увлажняющий крем «проникающий до десятого слоя эпидермиса», шампунь «питающий волосы», «чудо-кефир», повышающий иммунитет, или сделать прививку в разгар эпидемии – легко, если школьный курс биологии вы «прошли». А если вы научились понимать закономерности жизни организма, вам известны хотя бы основы анатомии и физиологии, или вы знаете, чем отличается вакцина от сыворотки и каким образом формируется иммунитет, и вы видите разницу в понятиях «снимает симптомы» и «лечит» – вы счастливый человек, вас невозможно обмануть красивыми и малопонятными большинству людей словами, которые используют в рекламе, продать вам бесполезное лекарство или запугать страшными эпидемиями.

С древнейших времен, как только первобытный человек появился на Земле, он начал наблюдать за природными явлениями. Ему необходимо было накопить знания о том, что съедобно, что несъедобно, какое животное опасно, а какое может стать помощником в хозяйстве. Накопив знания, человек постепенно научился их обобщать, передавать потомкам, совершать открытия. Ум человека именно тем и отличается от элементарной рассудочной деятельности животных, что способен задать вопрос «а почему?» и приступить к поискам ответа.

Давайте попробуем провести день на природе без привычных устройств.

Как мы узнаем, который час?   Как мы определим направление сторон света? Проголодавшись, будем ли мы знать, какие из встретившихся нам на пути растений мы можем употребить в пищу? Какую рыбу мы поймали в речке? Как -  при помощи хитрого манка или обычной ловкости нам поймать на обед конкретного зверя или птицу? А от кого и как спасаться, чтоб самому не стать обедом? «Ой, что-то болит», хотя бы примерно суметь определить что именно и понять, насколько необходима медицинская помощь. Оказать первую помощь при ушибе, ране, кровотечении…

А это всего лишь один день.

Да, наверное это из области фантастики и апокалипсис никогда не настанет… Но вдруг. Представьте себе мир без привычных вещей – телефона, в котором «есть всё», электричества, водопровода, медикаментов.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что  по сравнению с первобытным человеком, мы, по сути,  ничего не знаем и не умеем?

Так давайте научимся!