Дивиатное поведение подростков. Причины и способы его преодоления

Михеева Светлана Михайловна

Юношеский возраст - исторически более поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов, необходимость которого диктуется теми высокими требованиями, которые современные развитые общества предъявляют уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеских возраст не является полностью устоявшимся, молодые люди 15-17 лет могут оказаться в совершенно различных социальных ситуациях развития. Процессы физического, физиологического и социального созревания протекают неравномерно и разновременно у разных людей, и соответствующие различия с возрастом увеличиваются.

В процессе развития личности в юности часто встречаются моменты, когда юноши и девушки, взрослея, отклоняются от нормального развития, чем вызывают беспокойство окружающих или сами испытывают отрицательно переживание.

Несмотря на то, что иногда проявления отклонений выглядит весьма угрожающе, они по большей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но все же в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами асоциального и антисоциального поведения. И хотя в последних случаях, строго говоря, молодые люди должны становиться объектами заботы специалистов других ведомств (врачей, работников правоохранительных органов и т.п.), все же именно мастер является тем человеком, который первый распознает соответствующие неблагополучия.

Говоря о асоциальном и антисоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют понятие дивиантного поведения. Для этого следует все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы). Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (например, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное дивиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или делинквентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).

Выделяются следующие внутренние психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

- потребность в престиже, в самоуважении;

- потребность в риске;

- эмоциональная неустойчивость;

- агрессивность;

- отклонение в психическом развитий;

- низкое самоуважение;

- неадекватная самооценка.

Каким бы «испорченным» или жестоким не казалось со стороны отклоняющиеся поведение подростков и юношей, оно практически всегда выполняет важную функцию для самого подростка – способствует его самореализации.

Воспитателю необходимо и полезно знание факторов, которые могут приводить к правонарушениям у несовершеннолетних.

К ним обычно относят 3 основных сферы жизнедеятельности подростков: семью, учебное заведение, референтную группу сверстников (иногда говорят о «группе досуга»).

В ходе коррекционной работы с подростками и юношами, характеризующимися дивиантным поведением, необходимо объяснить подростку иррациональный характер его поведения, показать, что выбранный им способ достижения цели является неэффективным и вызывает лишь негативное отношение у окружающих. При патологической реакции, эффективной бывает работа с семьей. Родителям необходимо разъяснить психологические особенности подросткового, юношеского возрастов. В тоже время, поскольку отклоняющее поведение часто не осознается подростком и причины его непонятны родителям, необходимо довести до сознания подростка и его родителей связь направленного поведения с реакцией эмансипации. Полезна также групповая личностно-ориентированная психотерапия. В процессе группового взаимодействия благодаря оптимальному соотношению конфронтации и поддержки, чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок, отношение со стороны других людей – весь этот комплекс психологической защиты, ограждающий от болезненных для личности переживаний и позволяющий сохранять удовлетворяющую самооценку.

В работе педагога по преодолению дивиантного поведения у подростков большую роль играет взаимодействие с психологом техникума. В одиночку, одному, не под силу преодолеть эту, во многом обусловленную ситуацию. Но нельзя и недооценивать роль связи с психологом в деле профилактики асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних, прежде всего за счет его положительного влияния на ценностный ход личностного развития человека на всех возрастных этапах, и на процесс самоопределения – в раннем юношеском возрасте. В результате такой работы подростки и юноши с отклоняющимся поведением постепенно отказываются от необоснованных претензий, они начинают осознавать, что трудности во взаимоотношениях с окружающимися кроются в них самих.