Современные подходы к проблемам трудового воспитания

Михеева Светлана Михайловна

Богатство страны прирастает не только ее природными ресурсами.

Исторический опыт показывает, благополучие многих развитых стран закладывалось упорством и уникальным мастерством их народов – тружеников. Крохотная Голландия блаженствует плодами сельскохозяйственного производства, Швейцария – вековой законодатель приоритетов в точной металлообработке, Япония – не обладающая большими природными богатствами, стала одна из мировых лидеров в разработке и применении передовых технологий.

Этот перечень можно продолжить и всегда в таких случаях дело решают компетентность и профессионализм исполнителей.

Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.

Последние десятилетия отечественной истории были достаточно сложными, и, в частности, это негативно отразилось на самом значимом для перспективы развития общества участке – смене уходящего и подготовке нового поколения производителей.

Сегодня страна вынуждена срочно изменять ситуацию в одном из самых болезненных для нее вопросов – подготовке рабочих кадров для всех отраслей экономики.

Любая ее сфера остро нуждается в специалистах высокой квалификации, которые способны овладеть современными технологиями и новейшей техникой. Совсем другими стали функции рабочего, занятого на современном производстве.

Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьезной задачей, так как от уровня их квалификации в значительной мере зависели реальные успехи производства.

Многие привычные сегодня производственные процессы уходят в небытие или кардинально меняются. Следовательно, речь идет о том, что современный рабочий, сохранив лучшие качества профессионально прошлого, должен быть готовым мобильно приспосабливаться к быстро меняющимся технологическим процессам, появлению новейшего оборудования и инструментов, успешно овладевать ими. Молодые должны осознавать, что никакой, даже высокий уровень знаний сегодня не гарантирует им в будущем соответствия требованиям избранной специальности.

Если хочешь остаться востребованным, то нужно свыкнуться с мыслью: учиться надо (и придется) всю жизнь.

Таким образом, важнейшей задачей подготовки квалифицированных специалистов становиться, прежде всего, осмысление новых подходов к профессиональному обучению.

Сказанное не означает отказа от формирования у обучаемых базовых качеств, необходимых во все времена и учитывающих перспективные требования производства. Таковыми всегда были:

- соблюдение производственной и технологической дисциплины;

- бережное отношение к оборудованию и инструментам;

- умение применять на практике полученные теоретические знания;

- глубокие и прочные знания основ техники и технологии производства, организация труда – в объеме, необходимом для овладения профессией и дальнейшего роста квалификации.

На современном этапе от будущего специалиста ждут проявления качеств личности, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся к изменяющимся условиям производства.