Профессиональное выгорание учителя

Известно – без здорового учителя не может быть здорового ученика. Но хотелось бы поговорить о том, что в последнее время ухудшается состояние здоровья учителя. Специалисты, занимающиеся вопросами здоровьесбережения в образовательных учреждениях, хорошо осведомлены о том, что все чаще проявляет себя синдром «профессионального выгорания учителя». Что же это и с чем его едят?

Синдром профессионального выгорания выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек – человек» []. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Группу риска составляют работники, у которых отсутствуют либо слабо выражены коммуникативные способности; люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой; работники, профессиональная деятельность которых имеет нестабильный характер; и в случае резкой смены работы с повышенной долей ответственности. То есть при выполнении любой работы может наступить профессиональное выгорание.

После тяжелой физической нагрузки работник может выспаться и встать совершенно отдохнувшим. Кроме случаев, когда эта нагрузка носит длительный характер и организм не успевает восстановиться. Условия работы учителя предполагают много контактов в течение рабочего дня: с детьми, с родителями, с коллегами; повышенную нагрузку на слуховой, зрительный и голосовой аппараты; низкую двигательную активность, что ведет к эмоционально-психологическому напряжению.

 «Все в учителе оказывает то или иное воздействие на класс» - тезис из учебника педагогики.

Качества учителя, оказывающие негативное воздействие на обучающихся:

  1. Авторитарность (не следует путать с требовательностью).
  2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность, непредсказуемость поступков и реакций.
  3. Равнодушие, безразличие, эмоциональная холодность, дистанцированность отличают тип учителя, которого точнее назвать урокодателем. Такие проявления зиждятся на равнодушии к людям, отсутствии интереса к своей работе, часто сочетаются с безответственностью.
  4. Недоброжелательность, злость, враждебность (как реакция на неудовлетворенность жизнью).

С точки зрения интересов учащихся, их здоровья и воспитания учителей, с выраженными проявлениями указанных черт не следовало бы допускать к педагогической работе. Но поскольку в реальных условиях это не выполнимо, приходится стараться хотя бы уменьшить уровень негативных воздействий.

Качества учителя, оказывающие положительное влияние на учащихся:

  1. Способность учителя к сочувствию, сопереживанию (эмпатии) способствует снижению стрессогенной атмосферы, нередко возникающей на уроке, благоприятно отражается на психологическом здоровье учащихся, позволяет учителю с большей эффективностью реализовывать индивидуальный подход к учащимся.
  2. Способность к рефлексии как умение и регулярно тренируемый навык выхода за пределы своего Я, возможность посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны.
  3. Умение владеть своими эмоциями, быстро и результативно приводить себя в необходимое психофизиологическое состояние.
  4. Умение эффективно слушать, управление диалогом, поддержание обратной связи с партнером и др. Это одна из важнейших профессиональных компетенций учителя, непосредственно связанная с индивидуализацией учебного процесса и обучением коммуникативным навыкам.
  5. Проявления поисковой активности, лежащие в основе личностного развития и профессионального самосовершенствования, тесно связанные с уровнем креативности и адаптационных возможностей.
  6. Толерантность, способность терпимо относиться к различным проявлениям жизни. Это осознанное и мудрое принятие реалий жизни, предоставление возможности другим людям мыслить и поступать по-своему.
  7. Способность в своей работе с учащимися прогнозировать перспективные результаты, представлять «как слово наше отзовется» в будущей жизни ребенка, что вырастет из семечка, посаженного на обычном уроке.

Развитие этих и подобных качеств – задача самого учителя, школы, в которой он работает, и всей системы образования.

Общепедагогические приемы и техники, позволяющие повысит эффективность учебного процесса, сберегая силы и ресурсы его здоровья

  • Чем настойчивее учитель будет добывать интересную ему информацию, касающуюся темы урока, проявляя приветливое любопытство, тем понятнее и полезнее ученикам будет общаться с ним.
  • Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше усвоятся учениками произнесенные им слова.
  • Эффективный педагог на уроке больше занят совместным с учениками добыванием информации, чем выдачей советов и готовых решений.
  • Для «осаждения» или «охлаждения» учащихся достаточно бывает небольшой сухости, сдержанности, настороженности в обмене информацией.
  • Для микрокоррекции поведения или состояния ученика бывает достаточно таких элементарных приемов, как выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот и др., которые должны быть в арсенале каждого учителя.
  • Вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
  • Полезно использовать закономерность парадоксальной зависимости интереса от темпа и ритма: достижение близких целей преимущественно связано с темпом, далеких - с ритмом.
  • Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие из них начинают изнывать от безделья.
  • В школе ничто не является абсолютным источником зла, так же как и абсолютным источником пользы. Все зависит от ситуации и профессионализма учителя.

Наряду с традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики, отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов, но имеют непосредственное отношение к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения.

 

Учитель должен обеспечить:

  • связь своих задач и задач самого учащегося (что-то узнать, чему-то научиться; самоутвердиться; выполнить требование взрослых; не получить плохую отметку и др.);
  • творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся;
  • предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;
  • оптимальное использование наглядных средств обучения, методов периферийного воздействия с целью подключения всех органов чувств учащихся, в том числе наименее активизируемой сферы – идеомоторики, двигательной сферы учащихся;
  • использование приемов и методов, направленных на активизацию подсознательных механизмов восприятия информации, поскольку именно на подсознательном уровне происходит самая важная часть обучения;
  • психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся, оптимальных для каждого этапа урока;
  • преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение обучающимися удовольствия от процесса обучения (что не исключает неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач, напряжение волевых усилий, разрешение конструктивных конфликтов и др.);
  • представление в начале урока его крупного плана – общей картины того, чему будет посвящен  урок;
  • включение в содержание урока элементов обучения тому, как надо учиться.

В основе правильного понимания многих психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса, поведения учащихся, причин их отдельных поступков и т.д. лежит умение и готовность учителя работать мотивацией, что является краеугольным камнем педагогического мастерства.