Информационные технологии в преподавании предмета технологии

Голубева Светлана Борисовна

Предварительный просмотр:

Информационные технологи в преподавании предмета технологии

Главными факторами, влияющими на развитие образования сегодня, является поворот к личности обучаемых ( развитие личности – смысл и цель современного образования) Новые образовательные результаты  можно получить только в условиях обучения в информационной  образовательной среде, обеспечивающей информационно- методические условия реализации образовательной программы.

Согласно образовательным стандартам общего образования информационно- образовательная среда  орбразоваельного  учреждения должна включать в себя комплекс информационных  ресурсов ,в том числе и цифровых образовательных ресурсов.

Учебный процесс в информационно- образовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет:

  1. Увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  2. Обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев ,дать возможность слушать лекции ведущих ученых и задавать им вопросы, принимать  участие в работе виртуальных школ.
  3. Повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, занимательности, усиление  межпредметных  связей.
  4. Повысить мотивацию самостоятельного обучения, развитие критического мышления.
  5. Активнее использовать методы взамообучения( обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок).
  6. Развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.
  7. Создавть установку на непрерывное образование в течении жизни.

Блоки учебного процесса в информационной образовательной среде:

Компоненты урока


В информационной образовател ьной среде обучения понятие « средства обучения» приобретает  обновленный  смысл. Прежняя система образования уже в значительной мере не способна  обеспечить достижения новых образовательных результатов в рамках традиционного содержания и традиционного образовательного процесса. что бы этот процесс изменить , нужны новые средства и построенные на их основе современные технологии обучения. Необходимым потенциалом обладают только средства обучения и технологии на основе информационных и коммуникационных технологий, так как именно они смогут обеспечить индивидуализацию ,адаптивность ,развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации, моделированию изучаемых процессов и объектов, фактически создать принципиально новую среду обучения, т.е. информационно – образовательную

При подготовке урока в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности.

К этим средствам обучения относятся:

- электронные образовательные ресурсы.(электронные издания для поддержки  и развития учебного процесса, электронные информационные справочники)

- образовательные интернет- ресурсы;

- необходимое компьютерное оборудование( компьютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска.)

- средства телекоммуникации и др.

В наши дни учителю доступен весьма богатый арсенал электронных образовательных ресурсов. Для того что бы целенаправленно и методически обосновано их выбирать, учителю важно знать, какие образовательные задачи можно решать с помощью данных ресурсов, какие методические функции  они выполняют и какие виды учебной деятельности могут поддерживать и инициировать. Это определяет потребности  взятой за основу учителем определенной методики обучения в соответствующих электронных ресурсах. Следует учитывать тот факт, что электронные образовательные ресурсы обладают такой дидактической характеристикой, как интерактивность, которая  в данном случае означает наличие условий для учебного диалога.

Совершенно точно можно констатировать , чо применение средств ИКТ позволяет:

- усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;

- обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностно ориентированному обучению

- усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

- повысить круг учебных задач, используемых в обучении.

- создать возможности для использования новых источников  учебной информации.

- повысить оперативность контроля результатов обучения, создать базы данных учебных достижений обучаемых.

Выделим группы электронных образовательных ресурсов, которые обладают вышеперечисленными дидактическими функциями

  1. Демонстрационные программы и компьютерные презентации служат для визуализации учебного материала,повышение наглядности в обучении.
  2. Тренажерные программные средства применяют для тренинга типовых умений.
  3. Контролирующие программные средства обеспечивают оперативный контроль и оценку учебных достижений обучаемых, формирование электронного  портфолио , анализ динамики изменения знаний и умений школьников.
  4. Информационно- поисковые, справочные системы, базы данных и знаний, электронные библиотеки и энциклопедии предназначенные для ввода, хранения и предъявления учителям  и учащимся различной информации.

Приступая к отбору средств обучения, в частности средств ИКТ, учителю необходимо учитывать:

- Вид используемых средств ИКТ

- реальную целесообразность использовании тех или иных средств ИКТ на конкретном этапе урока.

- методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов – обучающие, информационные- поисковые, имитационные, контролирующие, учебно – игровые и т.п.

Необходимо учитывать  классификацию таких ресурсов по методическому назначению  СЛАЙД    СЛАЙД

Кроме ЭОР , Важными дидактическими свойствами обладают и образовательные интернет- ресурсы. Их можно классифицировать по следующим видам:

- Методические сайты   http://www.metodkabinet.eu/

- Контролирующие средства и тренажеры

- дистанционные учебные курсы и тренажеры

- презентации

- лекции в Интернете.

- Электронные учебники и учебные пособия, размещенные в Интернете.

- web-квесты.

-  энциклопедии.

           

Одними из первых Интернет-ресурсов для нашего учителя обслуживающего труда (ОТ) явились сайты, посвященные кулинарии. И не мудрено. Огромное количество рецептов, множество дополнительной информации: таблицы калорийности, энергетической ценности, описание продуктов и т.п. На некоторых сайтах присутствует замечательная возможность поиска блюд из ограниченного набора продуктов. Кстати, не удовлетворившись некоторыми данными, ученицы старших классов на уроках информатики составили электронную таблицу расчета калорийности различных блюд, подсчета белков, жиров, витаминов и еще чего-то очень важного

Вообще, при изучении различных видов декоративно-прикладного творчества Интернет просто незаменим. Такое количество виртуальных выставок не заменишь ни одним альбомом. Сайты, посвященные оригами, макраме, плетению из бисера, вышивке, позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, эскизы.

http://www.astralux.com.ua/atelye/postmoda.htm - Виртуальное ателье ПОСТМОДА. Вы можете выбрать изделие, выслать свои обмеры и получить по E-mail файл-чертеж конструкции выбранного изделия.

www.origami.ru - сайт посвященный оригами (выставки и описание поделок)

http://www.fortunecity.com/westwood/alaia/863/- Макраме. На русском
http://www.softseek.com/Home_Family_and_Leisure/Cross_Stitching/Review_7439_index.html - Сайт программы WIN- Stitch 6.4.