Главные вкладки

    Память культуры. Д.С.Лихачев

    Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает человеку возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила окружающей природы хорошо известна.

    Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

    Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.

    А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.

    За примерами ходить недалеко. После войны в Ленинград вернулось не более 20 процентов его довоенного населения, а тем не менее вновь приехавшие в Ленинград быстро приобрели те четкие «ленинградские» черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота — триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи — значит, постепенно обогащаться духовно.

    Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности — нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем...

    Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека. Человек — это не степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

    Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.

    Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить человека нравственно может несоблюдение законов второй. Да и нет между ними пропасти. Где точная граница между природой и культурой? Разве нет в среднерусской природе присутствия человеческого труда?

    Не здание даже нужно человеку, а здание в определенном месте. Поэтому и хранить их, памятник и ландшафт, нужно вместе, а не раздельно. Хранить строение в ландшафте, чтобы то и другое хранить в душе. Человек существо нравственно оседлое, даже если он был кочевником: ведь и кочевал он по определенным местам. Для кочевника тоже существовала «оседлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек — не оседлый и способен убивать оседлость в других.

    Есть большое различие между экологией природы и экологией культуры. Это различие не только велико — оно принципиально существенно.

    До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных и пр. Конечно, если не перейдена известная грань, если не уничтожена та или иная порода животных целиком, если не погиб тот или иной сорт растений. Удалось же восстановить зубров и на Кавказе, и в Беловежской пуще, даже поселить их в Бескидах, то есть там даже, где их раньше и не было. Природа при этом сама помогает человеку, ибо она «живая». Она обладает способностью к самоочищению, к восстановлению нарушенного человеком равновесия. Она залечивает раны, нанесенные ей извне: пожарами, или вырубками, или ядовитой пылью, газами, сточными водами...

    Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.

    Можно создать макеты разрушенных зданий, как это было, например, в Варшаве, но нельзя восстановить здание как «документ», как «свидетеля» эпохи своего создания. Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость». От умерших остаются только портреты. Но портреты не говорят, они не живут. В известных обстоятельствах «новоделы» имеют смысл, и со временем они сами становятся «документами» эпохи, той эпохи, когда они были созданы. Старое Место или улица Новый Свет в Варшаве навсегда останутся документами патриотизма польского народа в послевоенные годы.

    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомленными, могут нанести вред тому, что в земле еще не открыто, и тому, что на земле, уже служившее людям. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.

    На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.

    Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции краеведение переживало бурный расцвет, но позднее ослабло. Многие краеведческие музеи были закрыты. Однако сейчас интерес к краеведению вспыхнул с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.

    Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми — именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.

    Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.

    Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.


    Автор: Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Память культуры

     

    Комментарии

    Марденская Светлана Фёдоровна

    Только сегодня на работе обсуждали семейные ценности и сокрушались, что многого не сохранили по причине беспечности, молодости ума. Как научить детей не повторить наших ошибок?

    МиШаНоВа АЛеНА ВиКТоРоВНА

    ВСЁ ТОЛЬКО В НАШИХ РУКАХ!!!!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Правильно написано. Согласна.

    Абанина Диана Петровна

    Согласна. Многое зависит от нас самих, от родителей. Но никто не отменял обязанность родителей воспитывать детей с любовью и заботой. С детьми нужно разговаривать, воспитывать своим примером. И ушедшие поколения только нам помогут своими знаниями, опытом и мудростью.

    Как вы правы. Всё начинается с семьи, с родителей. С их уважения к друг другу, к тёще и свекрови, к окружающим людям, к объектам культуры и искусства. Как говорится: пример - заразителен. Так хочется, чтоб этот пример был только положительным.

    Мария Михайловна Ружинская

    Верю и надеюсь, что "красота спасёт мир". Жаль, что сегодня такие понятия как "интеллигентность", "воспитанность" мало привлекают молодое поколение.

    Иванова Ольга Владимировна

    Я, как воспитатель детского дома, полностью согласна и с автором статьи и с авторами комментариев: все начинается с семьи. И если в семье нет нравственных ценностей, то нам, воспитателям, приходится очень долго и упорно доказывать детям обратное. И бываешь очень счастлив от того, что ребенок прислушается к тебе и начинает смотреть на мир по-другому.

    Иванова Оксана Васильевна

    Больно смотреть на то, что при живых родителя многие дети становятся сиротами, которые не получают тепла, ласки и должного внимания и воспитания. Наша жизнь на столько интенсивная и для того, чтобы достичь карьерных высот и финансового благополучия родители забывают:
    - о том, что нет ничего важнее в этой жизни кроме ребенка;
    - о том, что кроме материальных благ, которыми они обеспечивают свое чадо, есть духовные и культурные блага;
    - о том, что родительское внимание, любовь и ласку не возможно заменить современными гаджетами.

    Кулькова Светлана Степановна

    Жить там, где жили поэты и прозаики ..... постепенно обогащаться духовно.
    Эмоциональное потрясение, которое я испытала в 16 лет впервые попав в тогда ещё Ленинград, осталось одним из самых ярких событий со мной на всю жизнь. Одно дело читать Достоевского, а другое дело пройти по улице, прикоснуться к стене его дома, посмотреть на канал Грибоедова его глазами. Удивиться величию Спаса-на-Крови и с новом интересом прочитать про царствование Александра II и т.д.

    Салихова Лилия Ахметовна

    Согласна с мыслями автора. Жаль, что мы много рассуждаем на эту тему. А что делается для того, чтобы сохранить памятники культуры? С ними сегодня мало считаются, если нужна земля под застройку нового дома. Отсюда и духовная культура претерпевает изменения. Видя происходящее, человек становится к сожалению черствым к прошлому. Поэтому надо постараться сохранить то, что осталось от наших предков и еще продолжает радовать и удивлять нас своей красотой.А поможет сохранить культуру прошлого каждый из нас, неся в себе частичку той культуры, которую должен передать своим детям, внукам и правнукам.

    Яркова Вера Ивановна

    Мы забываем о добром и вечном в суматохе ежедневных проблем. Материал замечательный, нужный.

    Абанина Диана Петровна

    Согласна. Материал очень важный.

    Именно только культура носитель здоровой нации, безкультурие порождение хамства, наглости, цинизма, неосмысленных поступков, порождение безнравственности. Развивая культуру и человека, мы создаем культурную страну и нацию.

    Орлова Елена Алексеевна

    Культура и история в неискажённом виде-это в том числе здоровье нации!Очень правильная статья!Обязательно семья и общество должны приложить все усилия для воспитания достойных граждан,которые будучи культурными не позволят себе и другим уничтожать общечеловеческие ценности,в том числе наносить ущерб природе! К сожалению в последние десятилетия мы теряем молодое поколение,бред который пропагандируют наши СМИ,общее бескультурье, пропаганда неправильного образа жизни всё это ведёт в бездну! Украина в полной мере ощутила пропаганду бендеровской идеологии: результат -тысячи беженцев,десятки убитых,сотни раненых!

    Здравствуйте! К великому сожалению усилия педагогов дошкольников по приобщению культурных ценностей, доброго отношения. патриотизма, сходит на нет! Семья и к сожалению школа не поддерживают данное направление дошкольников. Там другие приоритеты.

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Спасибо! Очень важные слова. Всё в мире взаимосвязано.