Главные вкладки

    17 июля 2011 года - день провозглашения Манифеста Гуманной Педагогики

    Преамбула

    25 лет тому назад группа учителей новаторов провозгласила манифест «Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В последующие годы были опубликованы отчёты встреч учителей новаторов, в которых рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год).

    Идеи педагогики сотрудничества воодушевлённо восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.

    Мы отдаем должное светлой памяти главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч.

    С тех пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.

    Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.

    Эти причины и мотивы побуждают нас, – приверженцевгуманной педагогики, –

    руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня,

    людей разных национальностей и вероисповеданий,

    представителей разных стран,

    учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей,

    представителей науки, –

    провозгласить «Манифест гуманной педагогики».

    С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия).

    17 июля 2011 года есть день провозглашения нами «Манифеста гуманной педагогики».

    Воззвание

    "... Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:

    – воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,

    – развивался духовно и нравственно,

    – овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,

    – учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,

    – любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.

    Для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики нам придется учитывать и преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире".

    Молодежь отводится от поиска смысла жизни

    "... В образовательном процессе молодежь упорно отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам, от духовных запросов, от чувства совести, долга, ответственности. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодых людей. Превращаются в пустой звук понятия благородства и великодушия, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и общечеловеческих ценностей. Через средства массовой информации, через интернет, через стандартизацию содержания образования, через ложные педагогические предписания молодое поколение готовится для эгоистической жизни, но не ради защиты и развития самой жизни, совершенствования своего духовно-нравственного мира и утверждения общего блага".

    Нам только кажется, что силы, с которыми мы сталкиваемся, непреодолимы

    "...Но нет: наши возможности более могущественны, чем мощь внешних сил; они заключены в нашем искусстве воспитания, в той мудрости, преданности, терпении и любви, которыми мы наполняем наше отношение к каждому Ребёнку.

    Воспитание наше станет мощным, если поймем, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.

    Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребёнком в Свете и делами Света.

    Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребёнка.

    Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.

    Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость".

    Победить себя

    "Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п.

    Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Добавим к сказанному и то обстоятельство, что многие учителя и воспитатели, опасаясь своего начальства, боятся проявить излишнюю активность.

    Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет:

    – принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;

    – облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим;

    – взращивать в себе творящее терпение;

    – совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному;

    – руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;

    – тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

    Только в такой борьбе можно преодолеть, победить в себе всё, что связывает нас с авторитарным мышлением и практикой. В этом процессе восхождения нас будет поощрять всё возрастающая взаимная любовь и доверие к нам наших воспитанников и учеников, всё расширяющаяся духовная общность с каждым из них.

    Каждый достигнет возвышения над самим собой, если будем неукоснительно следовать трём заповедям:

    Верить в безграничность каждого Ребёнка.

    Верить в свою Искру Божию.

    Верить в преобразующую силу гуманной педагогики".


    Полный текст "Манифеста Гуманной Педагогики"

     

    Комментарии

    Жигайло Елена Владимировна

    Поздравляю всех с 25-летием провозглашения Манифеста «Педагогика сотрудничества» . Идеи «Педагогики сотрудничества», заповеди поддерживаются сотнями тысяч учителей. Всем коллегам желаю любви, добра, мира. Президенту Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили здоровья, долголетия.

    Гаврилова Анна Алексеевна

    Я в восторге! В нашем обществе очень не хватает таких единомышленников, авторитарная позиция - это разрушитель.

    Этот манифест должен стать настольной книгой у каждого руководителя, в частности у учителя!

    Зименс Мария Фёдоровна

    Я необыкновенно рада и счастлива этим двум документам: Манифестом Гуманной Педагогики и, конечно, Кодексом Чести и Служения Учителя!Эх, если бы все учителя (хотя бы одной нашей России), познакомились с ними и взяли себе на вооружение, да ещё и следовали им, то наше образование изменилось бы в корне! Все Учителя наконец увидят ребёнка равным себе, будут учиться друг у друга, помогать, верить, мечтать, радоваться каждому мгновению проведённому рядом, вместе! Я искренне верю, что наступит такое время! А как будет рад, как будут светиться мудрые, ясные, вдохновляющие глаза моего УЧИТЕЛЯ - Шалвы Александровича!, посвятившему всю свою жизнь служению детсту, учительству!

    Самсонова Кристина Викторовна

    Нужно непременно взять на вооружение информацию.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Полезная информация.

    Шабалина Анжела Мингливарисовна

    Доброта и свет, который педагог несёт детям, активность, стремление к лучшему и новому,- это так близко моему сердцу. Манифест необходимо донести для ознакомления всем педагогам. При его прочтении поднимается дух, чувствуется призыв искренних и творческих людей к педагогике Света. Очень признательна авторам Манифеста Гуманной Педагогики.