Бедный Мурзик! Бедные мы...

Новомирская Людмила Владимировна

 

 

image
Не могу молчать, когда обижают ребёнка. Тем более не могу, когда при этом молчат его родители.
Ехала в маршрутке и наблюдала разговор, который, возможно, уже давно продолжался и успел принести непоправимый вред неокрепшей детской психике.
По порядку.
Вхожу в маршрутку, народу полно, рядом со мной пожилая женщина, напротив - девочка лет семи, а лицом к лицу пожилой мужчина лет 60-65, в грязной телогрейке и с ведёрком диких грибов, наверное, собранных в окрестностях города.
Мужчина ведёт с девочкой беседу о Мурзике, её котёнке, которого он, как утверждает, собирается съесть. Девочка, похоже, инвалид, потому что говорит невнятно, подрагивает, раскачивается на сиденье ... короче, сразу видно, что развита не по возрасту, хотя рассуждает здраво. Возможно, задержка речевого развития. А этот седовласый подлец её дразнит. Говорит: "Так ты не хочешь есть своего Мурзика? Тогда я его съем. Мурзики очень вкусные. Давай дам тебе лапки, голову и хвостик, а себе серёдку возьму..."
Девочка возмущается. Говорит: " Не трогай моего Мурзика. Я тебя в тюрьму отправлю. Я тебя в милицию сдам. Я тебя убью".
А он распаляется, повторяет, как можно Мурзика приготовить, чтобы вкусно было.
Разговор продолжается минут 20.
Тут замечаю, что девочка смотрит на бабушку, бабушка молчит. Тогда она обращается к сидящей недалеко женщине и говорит: "Он хочет Мурзика съесть, посади его в тюрьму (девочка говорит так невнятно, что я скорее угадываю её слова)".
Женщина: "А я здесь причём?"
И тут я понимаю: они стесняются,что эта девочка - их ребёнок. Та дамочка, к которой обращается девочка - её мама! Ужас!!!
Не могу молчать. Подыгрываю девочке. Говорю: "Правильно. Друзей есть нельзя".
А дядечку не остановить. Начинает расписывать, какой Мурзик может быть вкусный, если его приготовить...
В конце концов не выдерживаю: "Мужчина, хватит уже. Это для вас шутка, а ребёнок воспринимает это серьёзно. Вы хотите причинить вред его другу, вы играете его чувствами. Перестаньте! Может, девочка будет страдать после ваших шуток.... и пр. и пр."
Он извиняется, говорит, что просто пошутил, что ничего серьёзного. И выходит на своей остановке. Но я-то вижу, что у девочки губки дрожат.
А бабушка недовольно говорит: "Наташа, успокойся, замолчи!"
Мама просто молчит.
Выхожу из маршрутки с тягостным чувством. А если бы мой ребёнок был на месте той Наташи? Что бы сделала я?
Защитила бы! Без сомнения! Заткнула рот этому хаму!
Почему этого не сделали самые родные и близкие?
Потому что в нашей стране стесняться инвалида привычнее, чем его любить.
Страшно! Стыдно! Гадко! Противно!
До слёз...

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спортсмен или музыкант? Художник!  (О способностях наших детей).

Детская площадка. В песочнице малыши лет двух-трёх что-то «ваяют» из влажного песка, а мамы на лавочке беседуют о важном – о будущем своих детей. Марина считает, что сын непременно будет спортсменом. Вот он какой – упитанный, неторопливый, того и гляди, будет отставать от ровесников. Надо срочно отдавать в секцию, вырабатывать характер, развивать силу и ловкость. Ольга видит свою дочь за роялем в концертном платье. Сама ведь она музыкальную школу так и не окончила, хотя, как говорили, были задатки. А вот для дочери никаких сил не пожалеет, сделает из неё известную пианистку или, может быть, звезду эстрады.

Очень хочется верить, что их мечты станут явью. Одно НО! Важно вовремя определить, верно ли выбран путь в ту или иную сферу деятельности. Ведь если у ребёнка есть способности, занятия будут в радость и принесут огромную пользу, а может, станут призванием. А если ребёнка приводят в секцию или школу для того, чтобы «не болтался» или для удовлетворения родительских амбиций, ничего, кроме проблем, это не даст.

Как же определить уровень и тип способностей ребёнка?

Существует множество тестов для определения задатков, способностей, склонностей (эти понятия отличны друг от друга), в популярных изданиях можно встретить следующее.

Ответьте на вопросы.

  1. Ваш ребенок превосходно запоминает стихи и отрывки телепередач?
  2. Ваш ребенок замечает, когда Вы грустны или веселы?
  3. Ваш ребенок задает вопросы типа: "Когда началось время?"
  4. Ваш ребенок никогда не заблудится в незнакомом месте?
  5. Ваш ребенок особенно грациозно движется?
  6. Ваш ребенок часто интересуется, откуда берутся гром и молния, почему идет дождь и т.д.?
  7. Если Вы переставите слова в известной сказке, ребенок поправит Вас?
  8. Ваш ребенок быстро научился завязывать шнурки на ботинках и ездить на велосипеде?
  9. Вашему ребенку нравится играть разные роли и ставить пьесы?
  10. Во время автомобильных поездок Ваш ребенок запоминает особенности местности?
  11. Ребенок любит слушать разные музыкальные инструменты и различать их, слыша звуки?
  12. Ваш ребенок хорошо чертит карты и четко обозначает объекты?
  13. Ваш ребенок изображает мимически различные выражения и движения?
  14. Ваш ребенок любит сортировать игрушки по размеру и цвету?
  15. Ваш ребенок способен связывать поступки с чувствами, например, может ли он сказать, что сделал так, потому что рассердился?
  16. Ваш ребенок любит рассказывать истории, и это ему удается?
  17. Ваш ребенок комментирует различные звуки?
  18. Познакомившись с кем-то впервые, ребенок говорит: "Он мне напоминает того-то и того-то".
  19. Ваш ребенок может точно оценить свои возможности, определить, что он сумеет и чего не сумеет сделать?

Пояснения:
Вопросы 1,8,17 -лингвистические способности.
Вопросы 6,12,18 -музыкальные способности.
Вопросы 3,7,15 -логико-математические.
Вопросы 5,9,14 - телесно-кинематические способности.
Вопросы 10,16,20 - знание себя.
Вопросы 2,10,19 - знание других людей.
Вопросы 4,11,13 - пространственные способности.
Если Вы ответили "правильно" на все три вопроса, значит, ребенок обладает способностями этого типа.

Однако не нужно зацикливаться на какой-то одной сфере деятельности. Не все способности могут проявиться сразу, а некоторые просто исчезнут, если не развивать их.

Главное – желание ребёнка, его интерес к занятию, Ваша поддержка и настрой на успех. Тогда, будьте уверены, Вы будете гордиться достижениями Ваших детей!

При подготовке использованы материалы сайта  www.vashpsixolog.ru

Опубликовано в еженедельнике г. Шахты «К Вашим услугам».



Предварительный просмотр:

Эссе

Я – учитель.

Путь. Дорога. Сюжет. События. Люди. Я. Мы. Они. Все. Жизнь...

Сколько можно продолжать этот ряд? Бесконечно. Мы живём во времени и пространстве, наедине и со всеми. Мы существуем в Космосе и внутри себя. Мы чувствуем, внимаем, выражаем, ощущаем, задаём вопросы, отвечаем на них, оставляем след в мыслях и в душах. Мы – простые люди.

Я – учитель. Я такая же. Но не совсем. Я живу для того, чтобы не пройти бесследно в череде прохожих на пути ребёнка. Я хочу, чтобы он стал цельной личностью. Цельный знает, для чего пришёл в этот мир. Знает, что должен вырасти и научиться. Знает, что должен построить, усовершенствовать, добиться и быть от этого счастливым.

Слышу шаги. Чьи? Знакомые. Может быть, мои? Прислушаюсь… Да, это мои мысли, которые не дают уснуть. Они отправляют меня туда, в начало. 

Шаг первый.  Детство и ученичество.

Помню себя маленькой девочкой, которая из каких-то ненужных коробок мастерила учительский стол, прикрепляла на стену бумажную «доску» и очень строго проверяла у любимых кукол домашнее задание. Потом, в школе, оставалась по просьбе учителя после уроков, чтобы помочь соседу по парте написать изложение. Девятый класс. Настало время выбирать, какой профессии отдать предпочтение. Конечно же, сомнений не было: педагогический колледж. Почему? Не знаю. Для меня никогда не существовало иной профессии. «Педагогическую поэму» Макаренко прочитала ещё в третьем классе, многое не поняла, да и немудрено: эта книга адресована взрослым читателям. Но одно помню точно. Мне так хотелось, чтобы и меня уважали и любили воспитанники так же, как и «Антон Семёныча», хотелось стать для детей помощником, авторитетным советчиком на их жизненном пути. Удалось? Наверное, не мне об этом судить. Но о выборе своём не пожалела ни разу.

Шаг второй. Первые опыты.

Вот они заходят в класс. Такие разные и в то же время похожие – своей непосредственностью, отсутствием фальши, которую мы можем встретить у взрослых.

Начинаю урок. «Ребята, сегодня мы читаем поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». У лукоморья дуб зелёный…» Глазёнки заблестели, даже самые шумные и задиристые умолкли. Все погружаются в мир сказки, представляют себе учёного кота, пленную царевну, злого Кощея и смелого богатыря, который в конце поэмы победит коварного чародея и освободит свою любимую. И когда на перемене пятиклассники подходят ко мне и просят почитать ещё «ну хоть капельку», искренне радуюсь. Значит, не случайно я здесь, в кабинете литературы. Значит, именно я должна помочь своим ученикам разобраться в огромном мире искусства, ощутить силу и красоту слова, я должна научить мыслить, анализировать, сопоставлять, конструировать, а главное – учиться добывать знания, которые помогут им найти себя, не потеряться в этом огромном мире.

Я – учитель. Готовясь к уроку, ищу полезный и занимательный материал, отбираю приёмы и методы, которые будут наиболее оптимальны и действенны на данном занятии. Детям не должно быть скучно. Удивление и интерес – вот «витамины» для ученического роста, то, что наполнит смыслом годы их учёбы и обязательно пригодится в дальнейшем.

Шаг третий. В методике…

Русский язык. Каждый текст в учебнике даёт обширный материал для словарной работы. Почему мы так говорим? Из какого языка пришло к нам слово? Давайте попробуем «разобрать на части» и  перевести заимствованный термин. А как бы это писалось по-английски? Представьте, что вы автор словаря, попробуйте написать словарную статью. А теперь вы в роли автора учебника. Предложите соседу по парте свои задания к данному упражнению.

И, конечно же, сочинения. Рассуждения, зарисовки, миниатюры, лирические этюды, эссе, описания, письма, рассказы, послания…  Каждая работа по-своему интересна. Главное – тем, что в ней я вижу мысль. А мысль формирует сознание и осознание всего, что узнаёшь в процессе обучения.

На уроках литературы погружаемся в художественный мир писателя. Что навеяло поэту этот образ?  Какое событие явилось причиной создания произведения? Почему стихи в более поздней редакции были напечатаны с многочисленными изменениями? Как роман был принят критикой и как автор к этой критике относился? Много в этом плане мне дала работа по УМК А.Г Кутузова «В мире литературы», в частности, творческие практикумы и библиотечные уроки  по каждому разделу курса.

Очень часто на уроке звучит музыка. «Гранатовый браслет» Куприна не могу читать без «Son. N 2 Largo Appassionato» Бетховена, Рассказ «Тапёр» сопровождается «Венгерской рапсодией №2» Листа и фрагментами концертов Рубинштейна. Постижение идейно-художественного своеобразия литературного произведения возможно тогда, когда литература воспринимается в единстве с другими видами искусства. И вот мы рассматриваем репродукции картин, совершаем виртуальную экскурсию в музеи мира, мысленно переносимся на родину писателя.

Шаг четвертый. После уроков.

 Поэт – существо недосягаемое? Думала, что так, но ошибалась. Они среди нас!

    Е.А.Ямбург в книге «Школа и её окрестности» утверждает:  «Помимо текстов, нам не менее важен их творец. И коль скоро судьба предоставляет редкую возможность наблюдать его непосредственно, общаться с ним, дышать одним воздухом, сверять свои мысли и поступки с человеком, уже оставившим свой след в культуре, то этой редкой возможностью грех не воспользоваться. Непосредственное влияние творца всегда благотворно». Судьба предоставила нам такую возможность. Большой удачей  для меня стала работа над текстами при создании сборников шахтинских поэтов Сергея Афонина и Марии Горбатовой. На презентациях книг мы были вместе с учениками. А потом состоялись творческие встречи в городской библиотеке, девочки из 9 класса создали музыкальную группу, Катя Фоменко написала музыку к произведениям Веры Кожиной и Сергея Афонина, сама начала писать стихи. Эти песни звучат на городских смотрах и слётах, в литературных гостиных, во время школьных праздников.  

Шаг следующий.

А что дальше? Странный вопрос. Конечно, вперёд! Открывать новое в детях, ставить задачи, решать проблемы, погружаться в художественный мир автора, недопонимать, предлагать, а потом изумляться: «Как же мы это не заметили? Ведь писатель нам всё обозначил, рассказал, объяснил и даже «подсказку» дал!»

Шаги ускоряются…

Мы с молодыми читателями отправляемся в главное школьное путешествие – во «взрослость».

Мой дорогой ученик! Мы многое за эти годы узнали. Мы радовались и грустили, сочувствовали и осуждали, пытались подражать и отвергали. Мы читали, спорили, оставались равнодушными или не спали ночами, пытаясь понять, почему… И мы прониклись тем, что было создано для тебя, для нас, для всех.

А  главное - мы не прощаемся. Мой ученик приходит на урок русского языка и литературы каждый год. Неважно, это подросший школьник или выпускник начальной школы, пятиклассник. Самое важное – для него открывается новый мир. Мир родного языка и литературы. Ему открывается история народа, его театр, живопись, скульптура, музыка…  Мир искусства.  А это средоточие мудрости. Это -  ЖИЗНЬ!