Кому домашнее задание? или Ученик - тоже человек!

Николаева Ирина Вадимовна

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. М. Монтень

Как часто мы  верим,  что сказанное на уроке, будет понято, а если не понято, то отработано ДОМА. И уже второй вопрос, кому мы задали домашнее задание: ученику, его родителям и родственникам, его репетиторам или себе.

Это не праздный вопрос. В своих анкетах ученики нашей школы отмечают, что:

Выполняют домашнее задание

- самостоятельно – 97 (64 %)

- с помощью………. родителей, сестры, друзей по телефону, учебника - 47 (31%)

- не выполняют – 7 (5%)

Проблема выполнения домашнего задания учащимися острая – в последнее время увеличилось количество обращений родителей по проблеме дозировки домашнего задания. Знания, умения и навыки – не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности под руководством учителя. Выбирая методы, не стоит исходить из того, что поскольку проблемно-поисковые методы эффективны для развития мышления, то все уроки необходимо делать только проблемными. Каждый урок не может быть проблемным, но каждый урок может обеспечивать личностное образовательное приращение ученика.

В связи с обращениями родителей, мы провели день диагностики, развития и коррекции в 5-9 классах. 

С каким настроением приступаешь к выполнению домашних заданий?

- без желания, с чувством долга – 99 (65 %)

- с большим желанием и интересом – 30 (20%)

- без интереса и желания  - 22 (15 %)

Результаты анкетирования интересны, но больше о проблеме говорят другие показатели.

Сравнили записи в дневниках учащихся с записями в журналах:

Математика 6 А – в журнале д/з №№ 577,578 и т.д. - в дневниках – 699, 718,719 (100 номеров вперед?)

История 6 А – в журнале параграф 14, а в дневниках – 15 (на 1 параграф вперед?)

Русский 6 А совпадает

Русский 7Б – совпадает

История 7 Б – д/з параграф 1- 14

Математика 7 Б – в журнале №№ 401… 409 -  в дневниках №№ 457, 466 (50 номеров вперед?)

Биология 7 Б - д/з параграф 1- 12

История 9 Б – в журнале параграф 21, по факту – 15 (отставание 7 параграфов?)

 

Представим "Три дня из жизни ученика" (по реальным дненвикам учащихся)

5 класс

Среда

Английский – уроки 14-15

Русский – упражнение  158, правила с 85, словарь – 2 гр.

Математика - №№ 277, 282 (2), 283, 206

Природа – РНО

История - § 8, вопросы стр. 63

Пятница

Математика -  №№ 333, 337, 339, 346 (а,б)

Английский язык – упр. 156, правила с. 85, словарь – 3 гр.

Русский язык – упр. 163, словарь – 3 гр., повторить правила с. 70, 72, 77, 78

Понедельник

Русский язык – з. 3-4 с. 41, упр. 199

Английский язык – уроки 16-18

Математика - №№ 441,444, 446 (1), 449, 413

6 класс

Среда

Математика - №№ 591, 592, 533, 534, п. 16-17

Русский язык – упр. 115, табл.

Изо – рисунок

Английский язык – стр. 42 № 1, стр. 11 № 1

БРК – контрольная, все повторить § 0-10

Литература – стр. 57, творческая работа, написать в тоненькой тетради.

Пятница

Английский язык – стр. 23 № 3, стр. 42 № 1-3, стр. 30

Математика – выучить правила, №№ 661, 662, 663, 664.

Русский язык – рамка стр. 64, упр. 146

История  -  § 13,рмины, вопросы, р.т.

Понедельник

География -  § 6, повторить определения, подготовка к зачету

Русский язык – упр. 151 (уст.), упр. 152 (письменно)

Английский язык – стр. 33 упр. 10, стр. 22 упр. 3(2)

Общество -  § 4, 2,3, вопросы, р.т.

7 класс

Понедельник

Алгебра - №№ 429, 436, 437

Русский язык – 126, словарь 3 гр., к.д.

Биология – р.т. задание

География -  § 9 пересказ

Среда

Общество -  § 5

Алгебра – п. 21, №№ 457, 459, 465, 466

География -  § 10,11, контурные карты

Литература – с. 88-99 читать, вопросы 1-6

Пятница

Русский – упр. 139, словарь 4 гр.

Алгебра - №№ 467, 468, 475, 472

Литература – гл. 1, 5, 7,10. Детство – (читать)

 

Похоже, и вправду, о детстве им приходится только читать.

А мимо проходит жизнь?

 

Похоже на нашу месть – у нас нет времени жить, пусть и у вас его не будет.

Так кому мы задаем домашенее задание?

 

 

Комментарии

Романова Надежда Сергеевна

Ирина Сергеевна, очень интересная методика, очень хочется попробовать, но в колледже, с нашим теперешним контенгентом, применить это на математике, боюсь, будет проблемно.
А по поводу статьи полностью согласна с автором. У моей коллеги дочка в 4 классе, задания задают непосильные для ребенка: подготовить презентацию, сделать плакат, сочинить стихи, задачи повышенной сложности по математике и т.д. Беда не только в том, что родители загружены выполнением заданий для ребенка, гораздо большая беда в том, что ребенок привыкает к тому, что за него все делают родители. Через несколько лет мы получаем тунеядца.

Николаева Ирина Вадимовна

Да уж, хотели как лучше, а... Единицы учеников к окончанию начальной школы всеми УУД овладевают на уровне достаточном для самостоятельного выполнения д/з, а остальные или с родителями, пока им времени и сил хватает, или...мы их теряем.