Главные вкладки

    Искусство замечать. Виктор Кротов

    Творчество начинается с умения замечать. Замечать и красоту природы, и красоту, созданную людьми, и красоту поступков. Именно к "замечательству" стоит приучать детей в первую очередь. Не с помощью указательного пальца - вот, смотри, как красиво! - а более тонкими способами. Один из них, разумеется, - это наш собственный интерес к красоте мира и чудесам жизни. А какие-то пути прокладывает нам и сказочная педагогика.

    Сказка и замешана на том, что автор в обычном замечает необычное, пусть даже чуточное, и рассматривает его в лупу воображения. Необычное вырастает, превращается в образ, в метафору, притягивает к себе внимание, а потом входит в запас ассоциаций читателя сказки (или маленького слушателя), напоминая о тайне и красоте, скрытых даже в самых неприметных вещах.

    Даже когда сказка замечает то, чего вроде бы не существует, это не просто выдумка. Это образный рассказ об одухотворённости мира, о его глубинных взаимосвязях. Знать о них ребёнку, может быть, ещё преждевременно (да и всё ли знаем мы, взрослые?), но догадываться, ощущать их можно в любом возрасте. К этому и располагает сказка.


    Лесное Искусство

    Жил-был в лесу гном. Звали его Ном. Он очень любил рисовать.

    Бумаги у него не было ни листочка. Зато других листочков - лесных - было множество. Дубовые, кленовые, липовые и берёзовые, всех не перечесть. Даже земляничные листья и листы папоротника.

    Вот гном Ном и рисовал на лесных листочках, листьях и листах. Осторожно снимет лист с дерева, нарисует картинку - и тут же искусно вешает лист обратно. Чтобы дальше рос. Как он это делал? А вот умел. Гномы много чего умеют. Это было его Лесное Искус-ство.

    Когда в лес приходили люди, гном Ном скрывался. Он не прятался, потому что прячутся те, кто боится или играет в прятки. А он торжественно скрывался. Зачем? Да просто не хотел, чтобы кто-нибудь смеялся над его малым ростом. Скроется в траве, в дупле или в листве, никому его не увидеть, а он всех видит и слышит.

    Самым важным событием для рисовального гнома Нома было, если его рисунок замечали. Увидят на дереве лист необычный, удивятся:

    - Вот это лист! Глядите, какая красотища! Словно специально кто-то его разрисовал!..

    Гному Ному было очень приятно, хотя и обидно немножко. Заметили его рисунок, восхитились. Это приятно. А кто нарисовал - не догадываются. Это обидно.

    В то же время не хотел гном Ном людям представляться: вот я, мол, автор. Очень уж он маленького роста был.

    Но однажды увидел гном Ном на опушке девочку. Она собирала букет кленовых листьев. Да не просто собирала, а выискивала только листья с рисунками гнома Нома. К тому же девочка оказалась ровно такого же роста, как и сам гном Ном.

    Вот он и решил: была не была! Покажусь-ка я этой замечательной девочке. Неизвестно, как он понял, что она замечательная. Но не ошибся.

    - Привет! - сказал гном Ном.

    - Привет! - сказала девочка. - Меня зовут Ксюша.

    - А меня зовут Ном, - сказал гном.

    - Это ты так чудесно листья разрисовал? - спросила девочка.

    Гном Ном чуть не сел на землю от удивления. Но не сел. Гномы сами по себе удивительные существа, поэтому они стараются не удивляться.

    - Конечно я, - ответил гном Ном. - Даже странно, что ты спрашиваешь. Неужели это и так не понятно?

    - Понятно, - сказала девочка Ксюша.

    Разговор совсем, было, остановился, но Ксюша добавила:

    - Здорово у тебя получается!..

    Тут гном Ном сразу забыл про свою важность. Ведь с человеком, который понимает, - всё по-другому.

    Долго он рассказывал девочке Ксюше о своей лесной жизни и о своём Лесном Искусстве. А потом подарил ей лучшие свои листы. Не поленился слазить за ними на самые верхушки трёх больших клёнов.

    И сказал:

    - Приходи ещё.

    Дома девочка Ксюша аккуратно высушила разрисованные листья и поставила их в вазу.

    Когда к ним домой приходили гости, они говорили:

    - Ах, какие красивые листья! Как будто кто-то специально разрисовал.

    И девочка Ксюша начинала рассказывать про гнома-рисовальщика и про его Лесное Искусство.

    Взрослые кивали и восхищались, а потом, прощаясь в прихожей с мамой и папой, шептали им на ухо:

    - Как замечательно ваша дочка придумывает сказки.

    В это время гном Ном в своём лесу вздрагивал и морщился. Он не хотел быть придуманным. Но вспомнив замечательную девочку Ксюшу, он успокаивался и мечтал о том, как они снова встретятся и от души поговорят друг с другом про Лесное Искусство.


    Отчего морщился гном

    Конечно, никому не хочется быть придуманным. Человеку из реальной жизни - потому что если он придуман, то в реальности ему уже нет места. Существу из сказки - потому что оно совершенно реально в своей реальности. А сказочный мир никогда не бывает чистой выдумкой, он связан с нашим тысячью нитей.

    Гном Ном переживал не за себя, а за нас. С ним всё в порядке, он в своём мире. Но что будет с нами, если мы объявим полнейшей выдумкой его, а значит и его картины, а значит и ту красоту, ради которой он старался... Мы переведём всё на язык фотосинтеза и сезонных циклических изменений - и останемся ни с чем.

    Не будем бояться, что бедный дезинформированный сказкой ребёнок уверует в гномов. Во всём он прекрасно разберётся в нужное время, а гному Ному будет благодарен за то, что именно от него, как и девочка Ксюша, впервые узнал про тайну Лесного Искусства. Кстати, и за достоверность девочки Ксюши я полностью ручаюсь. Что не мешает ей быть совершенно сказочной особой.

    Возможные вопросы:

    - Что труднее: нарисовать картинку на листе дерева или повесить его обратно так, чтобы он продолжал жить?

    - А какие краски были у гнома? Какие кисточки?

    - Как ты думаешь, удалось бы тебе отличить обычный листок от листка, разрисованного гномом Номом?

    - Гном ном скрывался от гостей, а у тебя так бывает?

    - Любишь ли ты разглядывать картинки? А сам рисовать любишь?

    - Почему гном решил, что Ксюша замечательная девочка?

    - Можешь рассказать ещё что-нибудь о жизни гнома Нома? Такое, чего нет в сказке.

    - Гости не верили, что Ксюша встречалась с настоящим гномом, а родители?

    - Как по-твоему, гном Ном ещё встречался с Ксюшей?

    - Интересно, кем стала Ксюша, когда выросла? Писателем, художником или ещё кем-нибудь?


    Автор: Виктор Кротов, из книги "Сказочная педагогика: Дружба".

    Иллюстрация Т. Селезнёвой


     

     

    Комментарии

    Устинова Валентина Ивановна

    Спасибо! Очень понравилось!

    Абукова Ирина Геннадьевна

    Очень интересно.

    Лебедева Ильяна Михайловна

    Очень занимательно!

    Иванова Ольга Александровна

    Увы ,мы часто бываем наоборот равнодушными и "закрытыми"!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Интересно.

    Бережная Ирина Ивановна

    Не каждому дано, придумать сказку. На такое способен человек, с детским представлением о мире. Замечательно,что такие всё ещё существуют!

    Фоменко Лариса Леонидовна

    Очень интересно и познавательно. Хотелось бы побольше таких внимательных все замечающих детей, чтобы создавать сказку ежедневно...

    Прекрасная сказка! Замечательно всё замечать, но гном прав, что прятался. Людей с поэтическим видением мира, особой эмоциональностью и раньше, и сейчас окружающие считают "чудиками". Излишнюю впечатлительность стараются "прятать". Думаю, эту сказку надо читать родителям ребёнку наедине, групповое обсуждение в детском саду или школе не получится.

    Коннова Наталья Борисовна

    Спасибо. Познавательно и интересно. Суметь увидеть в самом, казалось бы, обычном необычное -это талант, дар божий. И дается он далеко не всем. Автор подмечает даже маленькое, чуточное и рассматривает его в лупу воображения. А потом все это необычное вырастает, превращается в некий образ, притягивает к себе внимание, входит в запас ассоциаций маленьких читателей сказки, напоминая я о тайне и красоте, скрытых, невидимых вооруженным глазом, даже в самых неприметных, казалось бы, вещах. И готовые вопросы уже есть...
    Это просто здорово!

    Мягкова Алла Владимировна

    Очень понравилась сказка! Представляю, какой интерес вызовет она у моих маленьких любознательных почемучек.Виктор, а еще у Вас сказки есть? Если -" да", то ждем продолжения.

    Широкова Ирина Борисовна

    Как учитель физики абсолютно согласна с важностью умения подметать, замечать, примечать и видеть в обычном необычное. Спасибо за интересную сказку!

    Пешкова Людмила Алексеевна

    Спасибо за интересный опыт. Думаю, что это можно использовать любому предметнику.

    Коннова Наталья Борисовна

    Спасибо. Очень понравилась сказка и не только мне. Она вызвала неподдельный интерес у моих учеников. С большим удовольствием они отвечали на вопросы. Интересна сама книга "Сказочная педагогика: Дружба".