Главные вкладки

    О геймификации образования

    Любимова Виктория Викторовна

    В марте 2015 года во время проведения конференции "Информационные технологии для Новой школы" в Санкт-Петербурге в коридорах Второй гимназии была выставка партнеров конференции, где можно было увидеть, например, работающий 3D принтер или "говорящего" робота.

    Но больше меня поразило обилие рекламируемых "интерактивных столов" - это типа лежащих горизонтально интерактивных досок, как бы планшет в огромном увеличении. Представляющие их педагоги радостно объясняют: "Вот так ребёночек пальчиком сюда буковку тыкает: если верно, зелёненьким становится, если неверно - красненьким, тогда надо другую буковку ставить". Как-то от этой "тыкательной" тенденции мне стало не по себе! Дети с детского сада и с начальной школы совершенно отучаются думать прежде, чем тыкать! Безусловно, есть дети, которые легко "вырастают" из "детских" игрушек, им становится неинтересно просто тыкать, и они действительно начинают использовать полезные функции гаджетов. Но сколько детей так и останавливаются в своем развитии на уровне "куда-нибудь тыкнуть пальцем, ну не угадал - тыкну ещё раз, авось попаду"! Почему-то везде сейчас говорят, что как хорошо, когда дети не боятся ошибаться, мол в тоталитарном СССР ученики до смерти боялись совершить ошибку, и это тормозило их личностное развитие. Не спорю, всё хорошо в меру - если слишком запугать, тоже плохо: я занималась по просьбе знакомой с её дочкой, девочкой гуманитарного склада, но вполне умницей, старательной, так девочка, давая ответ, на меня смотрела испуганно, будто я её ударю за ошибку! Учитель, что ли, её ругала... Стоило большого труда научить её не бояться ошибаться.

    Но то, что сейчас происходит, тоже страшно: дети не просто не боятся ошибаться - они говорят явные глупости и хихикают, будто все должны умиляться! Из года в год с этим бездумным "тыканьем" и угадыванием у них катастрофически слабеет ответственность за свои действия, и каким это поколение станет, когда вырастет (посеешь привычку - пожнешь характер, как известно) - страшно представить, какие ещё чернобыли из-за их пофигизма будут...

    Моя коллега, с которой были на этой конференции, грустно пошутила: "Вот если бы детям при бездумном тыканье пальцем за неверный ответ током бы давали, то это было бы хотя бы формирование рефлексов по Павлову". В каждой шутке, как говорится, есть доля смысла: не станет ли привычка безнаказанно ошибаться в будущем помехой развития добросовестности ребенка?

    Оказывается (много материалов конференции было этому посвящено), это уже общая тенденция, получившая название "геймификация образования" (от слова "game" - игра) - как сказал один высокопоставленный педагогический деятель, "Современные дети не хотят учиться, поэтому надо всё обучение строить через игру, чтобы ребенок не почувствовал, что его учат". Получается, по аналогии: если лечить так, чтобы пациент не почувствовал, что его лечат, можно под наркозом, то учить так, чтобы ученик не почувствовал, что его учат - видимо, надо под гипнозом? :)

    После конференции участникам была предложена анкета, одним из пунктов которой был вопрос "Как вы относитесь к введению элементов геймификации?"

    На мой взгляд, всё зависит от того, как эти элементы используются: если речь о деловых или интеллектуальных играх во внеурочное время, то положительное, а если речь о моде на использование ИКТ для игр - негативное, хоть и понимаю, что, наверное, в настоящее время это неизбежность...

    На самом деле, всё хорошо в меру - когда игровые элементы присутствуют как небольшие вкрапления, это действительно может быть полезно, но когда это так массово - может со временем оказаться, что от геймификации больше вреда, чем пользы... Чисто субъективно (специальных исследований ещё не читала) вижу тут следующие проблемы.

    Во-первых, к играм очень быстро развивается привыкание, когда ребёнок другой деятельностью заниматься уже не хочет. Человеку свойственно искать "где проще" - проще бездумно тыкать пальцем, поэтому после этого гораздо труднее будет приучить его к созидательной деятельности.

    Во-вторых, игра хороша на определенных этапах: все эти интерактивные столы - для 3-5 лет, в начальной школе уже это тормозит интеллектуальное развитие. А сколько одиннадцатиклассников на перемене тыкает пальцем в планшете или телефоне, проводя по шарикам одного цвета или "ловя" фрукты! Они "застряли" на уровне игр для детсадовцев! Сможет такой 10-11классник, да пусть даже 7-8классник, после такого занятия на перемене нормально воспринимать информацию на уроке, где по новым ФГОС требуется напряженная работа ума для открытия "нового знания"?

    Безусловно, игры имеют много плюсов - и развитие реакции (о чём в первую очередь говорят защитники игр), и привлекательная "упаковка" для того, чтобы в неё "вложить" знание. Но, на мой взгляд, главный вред - это облегчение умственного труда. Когда игра используется изредка - ничего плохого, но из-за неминуемого привыкания со временем побудить ребенка к серьёзной деятельности всё сложнее, значит, всё чаще придется использовать игру, это замкнутый круг. Учитель - профессия массовая: кто-то мудро сможет найти правильную "дозу" элементов геймификации, чтобы привлечь детей к серьёзной работе, а кто-то, не задумываясь о последствиях, будет использовать игры постоянно, "ведь детям это так нравится!". Наверное, скоро будут опубликованы профессиональные научные исследования, разработаны нормы использования игр и т.п. - вот тогда можно будет проанализировать более предметно. Да и время покажет, во что вырастет нынешнее "игровое" поколение...

    Пока же, на интуитивном уровне, меня такое повальное увлечение геймификацией несколько тревожит... С моей точки зрения, главное, чтобы на конференции докладчики или ведущие мастер-классов показали момент перехода от игры к серьёзному решению задач: КАК игра поможет мотивировать детей на преодоление неизбежных в процессе учения трудностей.  Такого, к сожалению, пока не увидела... Надеюсь, что на будущий год смогу посетить МК или доклады, где будет показано, КАК элементы геймификации способствуют воспитанию добросовестности детей и развивают их волевое усилие для преодоления трудностей при освоении учебного материала, требуемого программой (в частности, подлежащего контролю на итоговой аттестации), а не только для развития творческих способностей школьников. Может, тогда и мое мнение об элементах геймификации изменится...

     

    Комментарии

    Полгода работала над мультимедиа диском по русскому как иностранному. К каждому уроку - 2 игры, тест. Проверяла дома на приходящих учениках. Те, кто не говорит по-русски (от 8 до 18), с удовольствием работают самостоятельно, вставляя окончания, слова, находя соответствия, соединяя части предложений. Но именно те, кто не говорит. У них психологическая стенка. Игра всего лишь даёт виртуального собеседника. Зато они теперь лучше понимают и читают бегло.
    НОРМАЛЬНЫЕ играют на улице с русскоязычными и не боятся при общении неправильного окончания. Им диск помог научиться правильнее писать.