Главные вкладки

    О роли учителя /Л.С. Выготский/

    Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно на­учить известному количеству знания, как воспитать умение приоб­ретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается (как и все в жизни) только в процессе работы.

    На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он вступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него эле­ментам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он переста­ет быть учителем.

    Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и пою­щего то, что подсказывает пластинка. Надо сказать, что всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические чер­ты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины. Недаром учитель, эта живая пропись, всегда казался юмористической фигурой, предметом шут­ки и насмешки и всегда бывал комическим персонажем, начиная от древних комедий и до современных рассказов. Чеховский «че­ловек в футляре» или его герой, который говорил вечно, что «Волга впадает в Каспийское море, а лошадь ест овес и сено», потому и ужасен, что представляет собой резкий образец полной бездарности, окончательно исчезнувшего чувства и мысли.

    Таким образом, основное требование к учителю в новых усло­виях – полнейший отказ от футляра и развитие всех сторон, кото­рые дышат активностью и жизнью.


    Из книги Л.С. Выготского "Психология и учитель"


     

     

    Комментарии

    Липагина Наталья Викторовна

    Спасибо за статью!
    Ещё раз Л.С.Выготский напоминает нам, что учитель не всегда прав. Его знания вчерашнего дня могут проигрывать, если педагог сам не будет всю жизнь меняться, воспитываться, расти вместе со своими учениками, идти в ногу со временем, быть интересной, компетентной личностью. «Обыкновенно полагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить их к такому состоянию. Это совершенно не справедливо: люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди – могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие, если они не мертвы, сами движутся и воспитываются." Л.Н.Толстой
    И ещё, стоит помнить, что если педагог является просто переносчиком знаний - он не интересен детям. Педагог - мыслитель, заставляющий соих учеников и воспитанников думать, выбирать варианты решения определённых задач. А самое главное стоит учитывать слова П.П. Блонского: "Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь..."

    Запольская Юлия Анатольевна

    Спасибо за статью. Ещё раз задумалась о том, каким должен быть учитель.

    Кадырова Любовь Ивановна

    Кадырова Любовь Ивановна:Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих.Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Особое место в психологии отводится воспитанию подрастающего поколения. Требования сегодняшнего дня предполагают самое активное участие в процессе воспитания всех воспитывающих сил нашего общества-школы, семьи, широкой общественности,- рациональное использование методов и приемов педагогического воздействия на учащихся, в том числе комплексного подхода. Такой подход к воспитанию предполагает рациональную организацию деятельности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.