О роли учителя. Л.С. Выготский

Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно на­учить известному количеству знания, как воспитать умение приоб­ретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается (как и все в жизни) только в процессе работы.

На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он вступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него эле­ментам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он переста­ет быть учителем.

Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и пою­щего то, что подсказывает пластинка. Надо сказать, что всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические чер­ты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины. Недаром учитель, эта живая пропись, всегда казался юмористической фигурой, предметом шут­ки и насмешки и всегда бывал комическим персонажем, начиная от древних комедий и до современных рассказов. Чеховский «че­ловек в футляре» или его герой, который говорил вечно, что «Волга впадает в Каспийское море, а лошадь ест овес и сено», потому и ужасен, что представляет собой резкий образец полной бездарности, окончательно исчезнувшего чувства и мысли.

Таким образом, основное требование к учителю в новых усло­виях – полнейший отказ от футляра и развитие всех сторон, кото­рые дышат активностью и жизнью.


Из книги Л.С. Выготского "Психология и учитель"


 

 

Комментарии

Липагина Наталья Викторовна

Спасибо за статью! Ещё раз Л.С.Выготский напоминает нам, что учитель не всегда прав. Его знания вчерашнего дня могут проигрывать, если педагог сам не будет всю жизнь меняться, воспитываться, расти вместе со своими учениками, идти в ногу со временем, быть интересной, компетентной личностью. «Обыкновенно полагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут готовить их к такому состоянию. Это совершенно не справедливо: люди, во-первых, не знают, какими должны быть люди – могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться, а во-вторых, люди воспитывающие, если они не мертвы, сами движутся и воспитываются." Л.Н.Толстой И ещё, стоит помнить, что если педагог является просто переносчиком знаний - он не интересен детям. Педагог - мыслитель, заставляющий своих учеников и воспитанников думать, выбирать варианты решения определённых задач. А самое главное стоит учитывать слова П.П. Блонского: "Мы должны воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь..."

Запольская Юлия Анатольевна

Спасибо за статью. Ещё раз задумалась о том, каким должен быть учитель.

Кадырова Любовь Ивановна:Характерной чертой развития современного общества является постоянно возрастающий интерес к человеческой индивидуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной личности, так и закономерные проявления внутреннего мира окружающих.Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую потребность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Особое место в психологии отводится воспитанию подрастающего поколения. Требования сегодняшнего дня предполагают самое активное участие в процессе воспитания всех воспитывающих сил нашего общества-школы, семьи, широкой общественности,- рациональное использование методов и приемов педагогического воздействия на учащихся, в том числе комплексного подхода. Такой подход к воспитанию предполагает рациональную организацию деятельности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Квардакова Ольга Павловна

Быть учителем в современной школе очень сложно. Если ты на уроке будешь пересказывать учебник, дети потеряют интерес к предмету. Большую ставку делаю на уроке литературы на интерпретацию произведения и уже в 11 классе слышу очень необычные и интересные варианты понимания текста. Наша задача- научить не просто читать, а прочитанное умело соотносить с современностью.

Нетёсова Любовь Павловна

Учитель! Это звучит ГОРДО!Но истина не так проста, как кажется на первый план.Учить современных детей нужно для "современной" жизни, а именно для постоянной бегущей в перёд. То, что было ранее не имеет порой значения. Дети они очень чувствительны к этому. И, как верно сказал Л.С.Выготский не нужно быть "футляром", а прежде всего быть человеком. А человек с душой никогда не станет бездушным "граммофоном".

Кротова Елена Викторовна

Большое спасибо за умную и глубокую статью-размышление о роли и месте современного педагога. Прочитала с большим удовольствием. Сразу возникло много разных мыслей о своей работе, о своих учениках, о своих проблемах.

Зацепин Валерий Валерьевич

Учитель не бог, так ведь и ученик не без изъянов. Всё верно, что не стоит авторитарно работать, но и на самотёк не стоит и полностью отпускать от себя детей тоже нельзя. Мы за них несём ответственность. Вот он момент истины, момент, когда надо ощущать где ослабить, а где строгий контроль.