Военно-патриотическое воспитание в современной школе

Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности её защищать. К сожалению, в настоящее время школьное военно-патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится,  на «нет». Этому во многом способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие  общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. В данном материале использован опыт работы поисковых групп по увековечению памяти земляков, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также опыт  создания  школьного музея. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Под военно-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности её защищать. К сожалению, в настоящее время школьное военно-патриотическое воспитание во многом сошло, как говорится,  на «нет». Этому во многом способствовало немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие  общей государственной идеологии, которая смогла бы стать базовой в деле такого воспитания. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методических работ, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. В данном материале использован опыт работы поисковых групп по увековечению памяти земляков, принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также опыт  создания  школьного музея.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования образовательных, молодежных объединений и организаций, силовых структур, СМИ. Это вызывает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения высоконравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых огромная роль принадлежит воспитанию чувств патриотизма, ответственности за судьбу Отечества.  

Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания и гражданского становления подрастающего поколения нашли свое отражение в одном из основополагающих документов – Национальной доктрине образования в Российской Федерации.

Проблемы патриотического воспитания  можно решить через поисковую работу и историческое краеведение, которое прочно вошли в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его высокая идейность, общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Методической основой исторического краеведения и поисковой работы является изучение родного края, который входит как составная часть нашего Отечества.  Поисковая работа преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется под руководством учителя.

 Первым условием успешной поисковой, краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной работы является систематическое исследование местного материала на уроках истории, внеклассной работе, создание школьного музея. Третье условие – поисковой работе и краеведению во всех его звеньях необходима глубокая научная основа, т.к. она включает в себя элементы исследования. И четвертое условие – последовательность краеведческой (поисковой) работы.

Поисково-краеведческая работа  в школе имеет ряд этапов. На начальном этапе учитель знакомит с историей своего края. На следующем этапе знакомит школьников с методами исторической науки, организует поисково-исследовательскую работу учащихся по сбору краеведческого материала, руководит формированием умений и навыков творческой работы. На последнем этапе помогает учащимся дать научную оценку собранному материалу.

Собранные материалы, далеко не всегда подвергаются тщательной проверке, а воспоминания не всегда правильно оформляются, в результате чего в краеведческом музее, на уроке, а также в местную печать попадают ошибочные сведения. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо повышать научно-методический уровень краеведческих изысканий.

Музей, как форма образовательной работы, создан по инициативе педагогов, учащихся и их родителей.

Основная цель – собрать материал о земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ветеранах войны, которые жили и проживают в хуторе Степано-Савченском. Из активных ребят создали совет музея, который координирует работу поисковых групп. Хутор был разбит на зоны поиска, которые  закрепили  за группами ребят, которые состоят из 2-3-х человек. В ходе этой работы составили план сбора материалов, которые надо собирать- это фронтовые письма, фотографии военных лет, документы, воспоминания ветеранов и др.

Участники сборов заранее готовят папки и большие конверты для документов и фотографий, номерки для пришивания к вещам.

Очень важным является оформление собранного материала. Каждая поисковая группа снабжается общей тетрадью, в которую заносятся тема, название найденного экспоната, краткое его описание, когда и кем изготовлен, когда и кем приобретен предмет или документ.

Важной частью подготовки к сбору является выработка этических норм поведения учащихся в его процессе. Ребятам необходимо быть тактичными по отношению к людям, с которыми они будут встречаться, вежливыми, быть благодарными за рассказ.

Поисковая работа ребят, позволяет собрать немало ценных материалов и сведений, подлинных документов, вещей, воспоминаний. При этом очень важно обратить внимание на самое тщательное выяснение исторической достоверности собираемых документов и воспоминаний, определение их учебно-воспитательной значимости.

Ребята из поискового отряда должны знать, что собираемые материалы могут быть подразделены на две основные группы: на предметы подлинные и  макеты, изготовленные руками или самих ребят или людьми, которые передают их в дар. Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, второй вспомогательный.

Поисковые группы встречались с родственниками погибших на фронтах войны, записывали их воспоминания, собирали документы о них в районном архиве, в военкомате. Многие родственники погибших отдавали ребятам самое дорогое – это письма с фронта, военные фотографии, копии «похоронок», письма. Этой поисковой группой были найдены интересные документы об отце и сыне Кременских. Кременской Иосиф работал в колхозе «Путь хлебороба» с первого дня его образования (1929 г.) трактористом. В 1942году был призван на фронт, пропал без вести. Сын, Кременской Николай Иосифович,1925года рождения, в январе 1943года был призван на фронт, погиб, освобождая Ворошилоград в марте1943года. Родственники подарили ребятам похоронки и фотографии.

Кравцов Иван Иванович родился в 1926 году Учился в Степано-Савченской школе, окончил 7классов,закончил курсы трактористов, работал в колхозе, в феврале 1943года был призван в ряды Красной армии. Учился в городе Моздоке. Бил фашистов в Польше, Болгарии и Германии. Считанные метры остались до Берлина, и Иван Иванович был тяжело ранен в бою. После ранения служил в рядах Красной армии в городе Куйбышев. Умер И.И.Кравцов в 1958году. Из его писем  с фронта известно, что он был награжден Орденом Красной  звезды, медалью «За отвагу». Кравцов Иван Игнатьевич,1904г.р.колхозник колхоза имени Ленина. В 1941году был призван в ряды Красной армии. Был ранен на Калининском фронте,           прославленный тракторист и воин погиб смертью храбрых, защищая Ленинград в 1943году, так было написано в извещении о смерти. Интересный материал ребята нашли о земляке Сидорове Иване Михайловиче. До этого момента все знали, что погиб на фронте, но не знали, как погиб. Учащиеся встретились с его женой, которая рассказала и показала письма с фронта.

В боях на фронтах войны погибло более ста наших земляков и практически обо всех ребята нашли документы, фотографии, письма и др.  

Вторая группа ребят вела сбор материалов о ветеранах войны, проживающих в хуторе. Они встречались с ветеранами, брали у них интервью, делали записи, фотографировали. Ветераны отдавали ребятам некоторые вещи.  Посещали семьи ветеранов, которые умерли после войны и похоронены на местном кладбище. Родственники рассказывали об их боевых походах, многие отдавали наградные документы, боевые награды, записанные воспоминания.

Одна из поисковых групп обнаружила, что в хуторе жил скромный человек Лопаткин Иван Иванович, который прошел с боями до Берлина. Никто не знал, что он награжден двумя Орденами Отечественной войны II и III степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и юбилейными  медалями. Сражался в Сталинградской битве и в Курской битве. Отважного бойца фотографировали корреспонденты фронтовых газет .Война для него закончилась в 20километрах от Берлина. После войны Н.И.Лопаткин работал трактористом, бригадиром тракторной бригады, заместителем председателя колхоза, заведующим фермой.

       Члены клуба «Поиск» встречались с ветераном войны Камышовым Михаилом Николаевичем, который рассказал о героизме бойцов и офицеров в годы войны. Воевал в 79-й стрелковой дивизии, затем в 8-й армии,на1-м Украинском,3-м Белорусском фронтах. М.Н.Камышов освобождал Одессу и Варшаву, форсировал Донец, Буг, Днепр. Дошел до Берлина. За проявленное мужество и героизм в этих боях он был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина»,

«За победу над Германией». Члены клуба «Поиск» встречались с родственниками выпускника нашей школы Ряснова Ивана Стефановича. Из рассказа родных мы узнали: И.С.Ряснов родился в 1923 году. Учился в Степано- Савченской средней школе. После окончания школы поступил в военное училище (по призыву в армию). Из училища вышел лейтенантом. Воевал в Мурманске, был командиром батареи. Под городом Чугуевым батарея  старшего лейтенанта Ряснова прямой наводкой сражалась до подхода основных сил Красной Армии. Об этом подвиге было написано в газете» Правда», а Ряснов был награжден орденом Боевого Красного знамени. Освобождал Киев. Войну закончил в Берлине.

В районном музее была организована встреча с директором музея Тулиновой Л.Н. . Она  рассказала  о боевом пути Героев Советского Союза Череватенко А.Т .и Воликова С.А., познакомила ребят с книгой «Отважные сыны Дона». В этой книге  описан подвиг нашего земляка С.А.Воликова по расширению плацдарма на правом берегу Днепра, рассказ «Два боя» (см. Приложение №7). Ребята узнали, что разведчик-наблюдатель, красноармеец-Семён Антонович Воликов 15октября 1943года в составе штурмовой группы на подручных средствах в числе первых преодолел реку Днепр в районе посёлка городского типа Радуль  Репкинского района Черниговской области Украины, где участвовал в захвате плацдарма и в отражении вражеских контратак. В ходе боя, когда была нарушена связь со штабом 203-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка, красноармеец Воликов под огнём неприятеля переплыл реку, передал командованию разведданные и вновь на подручных средствах возвратился на плацдарм.

Работая с материалами периодической печати, ребята обнаружили небольшую заметку о том, что в совхозе «Светоч» проживал Герой Советского Союза Воликов С.А., работал секретарем парторганизации. Похоронили С.А.Воликова в станице Милютинской на мемориальном кладбище. Ребята поставили перед собой цель – собрать материал о Герое Советского Союза Воликове С.А.и провести урок мужества (см. Приложение № 8). 9 декабря 2014 года учащиеся поисковой группы совершили поездку в Милютинский краеведческий музей и провели встречу с Тулиновой Людмилой Николаевной – хранителем музея. Встреча проходила в центральной районной библиотеке. Тема встречи «9 декабря – День воинской славы России». Цель: узнать имена Героев Советского Союза, России, Героев Труда в Милютинском районе.  Во время встречи ребята узнали имена Героев Советского Союза Милютинского района  Воликова С.А., Череватенко А.Т., Последова А.А., Героя России Дейнекина П.С. и  Героев Труда Бурейко В.И., и Ткачева И.С. Работники библиотеки познакомили учащихся с выставкой книг, посвященной Дню воинской славы России, а Тулинова Л.Н. провела викторину «Гордость Милютинского района».В заключение встречи ребятам вручили календари Гордость Милютинского района и сфотографировались на память. Все поисковые группы выполнили свою задачу-собрали большой ,ценный материал о своих земляках-ветеранах Великой Отечественной войны.

Для дальнейшей работы был создан фондовый отдел. Его цель преследует две неразрывно связанные между собой задачи:  сохранение музейного фонда и привлечение учащихся к осмысленной, целенаправленной познавательной деятельности. Специальным документом, фиксирующим наличие фонда, является инвентарная книга. В неё записываются все поступившие предметы, которые следует отнести к основному фонду. Помимо инвентарной книги, целесообразно вести тетрадь или книгу регистрации всех остальных материалов и экспонатов.

Вполне понятно, что ведение  инвентарной книги, в частности составление описания найденного документа или тетрадь, представляют собой один из элементов учебно-исследовательской работы учащихся, приучает ребят к аккуратности, серьезному отношению к порученному делу.

Одновременно с записью в инвентарной книге проводится шифровка экспонатов, входящих в основной фонд.

Одним из видов работы по учету фондов будущего музея является составление карточек. Картотека предназначена для того, чтобы знать, где и в какой экспозиции находится данный предмет, документ. Составление карточек и последующая работа с ними прививает ученикам навыки научной организации труда.

Одна из основных задач фондового отдела – организовывать правильное хранение фондов будущего музея.

Были оформлены следующие экспозиции: «Богачевская трагедия», «Сталинградская битва», «Великая битва под Москвой», «Курская битва», «Битва за  Днепр», «Герои Советского Союза – наши земляки », «Они дошли до  Берлина», «Штурм Рейхстага». Все они оформлены материалами собранными поисковыми группами. В них вошли подлинные документы, фотографии, вещи, фронтовые письма, воспоминания ветеранов и их родственников.

В гости были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, труда нашего хутора.

О том впечатлении, какое музей произвел на собравшихся, свидетельствуют многочисленные записи, сделанные в тот день в книге отзывов. Для многих родных и близких он стал единственным местом, где увековечена память их дедов, отцов, братьев, сестер.

После открытия музея экспозиции продолжают пополняться и изменяться. Поэтому очень важно сберегать документы, связанные с развитием музея: инвентарные книги, дневники походов, тематико-экспозиционные планы. Всё это облегчает дальнейшую работу над экспозициями. Музей дает широкие возможности для исследования его экспонатов, в целом всех фондов в учебно-воспитательном процессе, в ходе учебных, факультативных и внеурочных занятий. Музей стал подлинным центром патриотического воспитания учащихся. Были подготовлены экскурсоводы, которые проводили тематические, обзорные экскурсии для учащихся школы, жителей хутора и для учащихся школ района.

По заявкам классных руководителей совет музея проводит уроки мужества «Сталинградская битва», «Герой Советского Союза С.А.Воликов». Учитель истории проводит здесь уроки по теме «Великая Отечественная война». Наряду с занятиями непосредственно в музее, проводятся занятия в учебном кабинете, в классе с использованием отдельных подлинников и копий, особенно учителями истории, литературы для написания сочинений, рассказов по определённой тематике.

Организация различных видов самостоятельной работы учащихся на уроках  и во внеурочное время открывает перед учителями большие возможности для реализации подхода к обучению и патриотическому воспитанию.

На протяжении всех лет в музее продолжается работа поисковых групп и всех отделов. К 70-летию Победы Совет музея поставил перед поисковыми отрядами задачу – собрать материал о вдовах войны, о детях войны и внуках, наших бывших учениках, которые участвовали в локальных войнах, продолжить сбор материала об истории памятника.

Вдовы – это женщины, перед которыми надо снять головные уборы и низко поклониться, за то, что они заменили своих мужей на производстве, сели за рычаги тракторов, встали за штурвалы комбайнов, работали в животноводстве. И в то же время воспитывали детей. О вдовах нашего хутора был собран интересный материал, который мы использовали для создания экспозиции «Вдовы войны». Члены кружка «Поиск» встретились с вдовой ветерана Великой Отечественной войны Копытенко Константина   Афанасьевича - Копытенко Варварой Михайловной. Она рассказала о трудностях в годы Великой Отечественной войны, особенно в период оккупации фашистами, об освобождении района от фашистских захватчиков.

Поисковая группа,  собиравшая материал о детях и внуках погибших на фронтах войны сделала интересный вывод: что ребята, которые работали в музее в поисковых группах, соприкоснулись с военным прошлым дедов, отцов посвятили свою жизнь служению родине.  

 Фастунов Фёдор, Самко Анатолий,Украинцев Алексей - участники войны в Афганистане, награждены медалью «За боевые заслуги». В первой и второй Чеченской войне принимали участие Лебедев Алексей, Моисеенко Алексей, Шепитко Александр, Гончаров Алексей и другие.

Изучив и проверив на достоверность все собранные материалы, оформительский отдел создал экспозиции: «Бывшие ученики школы –участники Великой Отечественной войны», «Бывшие ученики школы - участник локальных войн ».                                                              

   Поисковой группой 7 класса была проделана большая работа по сбору материала « Военные Реликвии в твоем доме», «Фотография в твоем доме». Ребята встречались с ветераном Великой Отечественной войны Бутенко Николаем Иосифовичем, беседовали с ним, рассматривали фотографии военного времени, записали воспоминания о войне, сфотографировались на память. Поисковая группа 7 класса предложила оформить стенд «Семья Бутенко в годы Великой Отечественной войны».

Поисковая группа девятого  класса обобщила весь материал о земляках - ветеранах Великой Отечественной войны и создала «Книгу Памяти» ветеранов наших хуторов. «Книга Памяти» будет передана ими на хранение в музей в канун 70-летия Победы. В феврале 2015 года ученики

 9 класса под руководством учителя истории ЛеснякВ.Б. приняли участие в оказании помощи  при составлении  списков отсутствующих фамилий в Книге Памяти.

 Заключение.

На примере работы нашего музея видно, что он стал центром воспитания учащихся на военно-патриотических традициях. Интерес воспитанников к поисковой работе побуждает их продолжить поиски, связанные с боевым и трудовым прошлым хутора. В патриотическом движении учащихся принимают участие педагоги, родители, ветераны войны и труда. Девизом поиска, руководством к действию стали слова: «Никто не забыт, ничто не забыто!».

В настоящее время, когда встал вопрос укрепления связи школы с жизнью и усилился интерес к изучению родного края, необходимо обратить внимание на проблему музейного дела в школе, оказать ему практическую помощь со стороны педагогической общественности, территориальных отделов образования, государственных музеев,спонсоров.  

        

                 Список использованных источников и литературы

                                     Сборники документов

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан    

          Российской Федерации на 2010-2015 годы».

  1. Концепция патриотического воспитания граждан  Российской  

    Федерации //Красная звезда. 2003. – 5 июля.

                                     Литература

1. Агапова И.А., М.А. Давыдова. Мы – патриоты! М.: ВАКО, 2006.  

   

2. Востриков Ф.С. Ратники. Пермь, 2005.

3. Музей и школа . Сост. Э.А. Павлюченко. М.: Просвещение, 1985.  

 

4. Туристско-краеведческие кружки в школе /под ред. В.В.Титова.

    М.: Просвещение, 1988.


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Вера Борисовна! Вы проводите большую работу по патриотическому воспитанию,учите своих учеников хранить память. На сайтах Министерства обороны Мемориал,Подвиг народа,Память народа есть подлинные документы ваших земляков,защищавших Родину.Эти документы пополнят ваш музей, вы сможете распечатать их и вручить родным и близким солдат.Успехов Вам и вашим ученикам в поисковой работе. На Вахте памяти вы можете отдельно рассказать о каждом солдате, чтобы у каждого была своя страничка памяти. Так легче будет редактировать материал,добавлять новые сведения. А на вашем сайте будет создан виртуальный музей памяти

Спасибо, Маргарита Сергеевна! Будем и дальше стараться!