Привела мама дочку в школу...

Она почти не изменилась с тех пор, как десять лет назад вышла к столу, взяла экзаменационный билет и без подготовки блестяще составила экзамен по истории. Оля Нерубай - гордость класса. Как вчера это было, а сейчас она уже мать, привела записывать в школу дочь. Угадывая мое желание узнать что-то о ее жизни, Оля рассказывает:
 
- Поступила в институт, но было суждено другое. Вышла замуж, пошла работать. Имею дочь ... Прожили с мужем всего полгода. Расстались ... Если скажешь кому-то об этом горе - сочувственно молчат или утешают какими-то случайными словами. Мне не надо ни сочувствия, ни удовольствия. Я в большой обиде на тех, кто воспитывал нас в годы юности.
 
Женщина вздохнула и замолчала. Я почувствовал, что ее волнуют те же мысли, которые волнуют и меня не один год, и спросил:
 
- Какая же у вас обида?
 
- За то, что не учили жить. Вы думаете, что мы расстались через какое-то разочарование друг в друге или из-за того, что, как привыкли говорить сейчас, "не сошлись характерами»? Нет, мы просто не умеем жить. Не умеем быть женой и мужем. Ни он, ни я - оба не умеем.
 
Этот разговор с молодой матерью навсегда останется в моей памяти и в сердце. Не один год после этого разговора я думаю: действительно, мы же не учим в школе главному - не учим жить. Учим всему, знают наши воспитанники множество полезных и нужных (а иногда и не очень нужных) вещей: и в каком состоянии находится вода на глубине пяти километров, и что было записано в законах царя Хаммурапи, и сколько атомов вещества в кубическом сантиметре межзвездного пространства, и что такое гравитация... Но ничего не знают наши воспитанники о том, как жить семейной жизнью, что это значит - быть женой и мужем, матерью и отцом своих детей. На педагога, который бы вдруг посвятил воспитательную беседу с восьмиклассниками или девятиклассниками теме: «Взаимоотношения женщины и мужчины в молодой семье», посмотрели бы как на чудака. А между тем говорить об этом гораздо важнее, чем о гробнице ассирийских царей. Ведь слезами и горем детей заканчивается развод родителей.
 
В течение последних десяти лет я изучил причины разводов 200 молодых семей. 189 разводов произошло как раз из-за неумения молодых супругов понять друг друга. Вступая в брак, юноша и девушка даже представления не имеют о том какую сложную, тонкую культуру взаимоотношений требует жизнь в браке. Им никто не говорил и они не знают, что жить в браке, жить изо дня в день вместе, в одной комнате, не в счастливые часы свиданий, а всю жизнь - это не только радость, счастье, но и большой, ни с чем не сравнимый труд - духовный труд, напряжение и вместе с тем цветение всех духовных сил. Какая великая культура, какая духовная подготовка, какая школа мудрости нужны для этого!
 
А школы этой, как это ни странно, нет. Жизнь требует, чтобы для юношей и девушек в старших классах средней школы был введен курс «Культура взаимоотношений в семье». И читать этот курс должен духовно богатый, морально прекрасный человек. На убедительных фактах раскрывать перед завтрашними отцами и матерями суть той истины, что жить в браке - это значит постоянно взаимодействовать с человеком - сначала с мужем, с женой, с родителями своими и своей жены, а потом с детьми. Без преувеличения скажу, что это очень сложно и тонко - постичь умом и сердцем эти, казалось бы на первый взгляд, простые жизненные вещи. Повторяю, эти вещи требуют большой мудрости педагога. И если мы по-настоящему откроем перед юношами и девушками мудрость и сложность жизни, это поможет им стать зрелыми и осмотрительными, не будет в них той легкомысленности, которая встречается еще сейчас во взглядах и поступках многих молодых людей.
 
Если бы мне поручили составление программы этого самого нужного в старших классах предмета - «Культура взаимоотношений в семье», я бы на первое место поставил вопрос культуры человеческих желаний. Ведь, что такое умение жить в браке? Это прежде всего умение руководить, управлять своими желаниями, умение уступать частичкой своих желаний во имя блага супруга, родителей, детей. Расставаться спешат прежде всего эгоисты, индивидуалисты - те молодые люди, для которых личные желания - превыше всего на свете. И был бы в той программе раздел «Гармония желаний в молодой семье». Раскрывая содержание этого раздела, я бы подверг детальному анализу то, что делается в молодой семье, на обучающих примерах показал бы, как возникают человеческие желания, какие из них можно удовлетворять и в каких именно условиях, а какие надо уметь сдерживать; как подчинять свои желания интересам семьи.
 
 
Раскрою маленькую тайну. Курс «Культура взаимоотношений в семье» есть. Мы уже несколько лет учим ребят, как готовиться к браку и жить супружеской жизнью, в чем заключается высокая культура взаимоотношений в семье, как воспитывать своих детей. Конечно, преподавать этот очень важный предмет в условиях, когда в учебном плане на подобные темы не выделяется и часа, - нелегко. Но каковы бы ни были трудности, мы побеждаем их, потому что знаем, что предмет этот не менее важен, чем математика, физика, химия... Если не самый важный. Думайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужьями и женами - всем.
 

Пусть не поймет меня читатель так, будто я унижаю роль математики и других естественных наук. Без знания этих предметов невозможно даже войти в прихожую науки. Но все же знания о человеке - еще важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений должен стоять первым, потому что мы живем в век Человека. Хочется нам этого или нет - это будет. Но было бы лучше, если бы это время для нашей школы пришло скорее.


Автор: Сухомлинский В.А. Привела мама дочку в школу... / В.А.Сухомлинский // Коммунист Украины. - 1968. - № 10.


 

 

 

Комментарии

Бралиева Яна Тулегеновна

Конечно, сложные жизненные ситуации - это всегда трудное решение. Хорошо. если наших детей смогут научить не бояться жизненных трудностей, умению договариваться и строить семейные отношения на доверии и взаимном уважении.

Очень большая проблема! А под силу ли она школе? Да. очень много лет школа - основной учитель и воспитатель. Семье не остается ничего. А ведь тысячелетиями родители были примером супружества для своих детей! В клубе семьи не только с молодыми родителями. но и с теми. у кого ребятишки в 7-11 классе. мы говорим о разных проблемах воспитания. но самое главное. что все мы хотим понять- какие мы родители и можем ли быть примером. Готовы ли мы отдать своим детям любовь родительскую и поделиться с ними секретами любви и верности супружеской. Родители. которые приходят на занятия, говорят, что им стало гораздо проще общаться в семье, когда и радость, и боль семейной жизни стала общей для семьи. Вместе решают, что важнее купить. а что можно отложить, куда поехать на выходные и где взять денег погасить кредит за машину... Дети, как оказалось. переживают не меньше родителей за свою семью и не только в опросах материального порядка. Почему мама загрустила, почему папа молчит... И появилось время для вечернего чая не у телевизора, а в гостиной, где пусть маленький. но круглый стол. а ведь это то, о чем мы еще только собираемся рассказать сегодняшним ученикам!

Румынина Оксана Сергеевна

Актуальная тема на все времена!

Макарова Марина Анатольевна

Семейные традиции, теплота родных рук и дружеское плечо- это тот маяк, который поможет человеку в любой трудной жизненной ситуации.

ДОЛГИХ  ЕЛЕНА  НИКОЛАЕВНА

Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно воспитывать ребенка в нормальной атмосфере.
Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни; помощь и поддержка в больших и малых делах.
Какие семейные ценности должны присутствовать в семье? Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, подарки, интересные увлечения.

Барашева Ирина Анатольевна

Согласна с вами. И вовсе не нужно в школе учить тому, как быть хорошим семьянином. Этому учат в семье. При чём родители сами не знают, что учат детей этому с пелёнок. Какую програму заложили в семье, так и развивается сценарий. Конечно, с нюансами и переработками. Но в основе всегда СЕМЬЯ!

Поротикова Наталья Геннадьевна

Совершенно правильная и актуальная статья. Проблема межличностного общения не исчезает, а только обостряется с годами. Этика и психология семейной жизни необходима в школе, как предмет не факультативный, а обязательный.

Татьяна Михайловна Захарченко

Грустная тема...В классе почти каждая вторая мама - одиночка (( и это уже статистика

Мандрикова Людмила Андреевна

Несколько лет вела в школе с 1 по 9 классы предмет "Культура общения"... На своих уроках мы с ребятами говорили о многом, и о семье в том числе... Сейчас не веду этот предмет, но даже в начальных классах мы с детьми систематически говорим на темы: "Семья", "Отношения в семье", "Трудно ли быть папой или мамой" и другие... Помогают нам доверительно говорить на эти темы ещё и уроки "Основы православной культуры." Дети всё понимают, мечтают быть лучшими родителями для своих детей! Но воспитание в родной семье для них всё таки на первом месте, и если там плохой пример модели семьи, то трудно с этим что-то поделать... Грустно, но сейчас бывают и папы одиночки, а мамы "кукушки"...

В школе должны учить, а этому в там научить невозможно! Дети смотрят на родителей, друзей... впитывают в себя всё как губка! Вот только поступать надо разумно - взвесив "за" и "против"!

Малютина Людмила Сергеевна

Очень актуальная тема!

Евдокимова Мария Евгеньевна

А где юноши и девушки? смотришь на дяденьку, 35+.. а он "не нагулялся еще"... девушки до карьеру строят.. к материнству созревают годам к 40.. или наоборот, понимают, что не готовы они променять обустроенную и обеспеченную жизнь на пеленки и мирок грудничка. Не всем быть мужьями и женами. И матерями и отцами к сожалению быть тоже не всем. А может и к счастью.

Евдокимова Мария Евгеньевна

Нынче семья уже перестала быть ценностью. Перестала быть даже желанной для многих молодых и не очень молодых людей. Собственные потребности и прихоти во главе угла. Семья это взаимный труд, а детей с пеленок сейчас учат и словом и делом, что главное это Я. Не участие, не помощь, не забота о ком то еще.. только о себе. легко создать семью, легко разрушить. Никто никому ничего не должен. не нужно тратить силы и время, все должны любить таким, как есть. Только вот о том, как найти человека, который будет готов на такое, почему то никто не говорит.. да и найдется ли такой?

Вальщикова Ольга Олеговна

Но все же знания о человеке - еще важнее.

Вальщикова Ольга Олеговна

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.
В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.
В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Новикова Татьяна Валерьевна

Не существует таких программ в школьном образовании как "Семья. семейные взаимоотношение", "Быть родителем на все 100". Дети где были проблемы в семье повторяют судьбы родителей. Институт семьи в государстве нужно защищать.