Рождение чести

Наша прекрасная молодежь своими делами, подвигами доказала и доказывает безграничную преданность идеям коммунизма, готовность отдать все силы, а если нужно — то и жизнь во имя могущества и чести Советской Родины. Величественные задачи сегодняшнего дня выдвигают новые требования к моральному облику человека, особенно того человека, который сегодня стоит на пороге жизни, кому жить и работать несколько десятилетий, а значит — завершить строительство коммунизма. Нас, людей старшего поколения, не может не волновать и не беспокоить то, что несет в своем сердце каждый юноша или девушка, как они относятся к богатому материальному и духовному наследию.

Нас не может не беспокоить то, что в семье советской молодежи есть отдельные люди, которые боятся труда, хотят только брать от общества, считают, что они рождены для того, чтобы пожинать плоды, выращенные потом старших поколений. Если человек с малых лет до зрелости растёт только потребителем, если он не знает, откуда все берётся, он становится равнодушным к общественным интересам, в его душе поселяется малодушие, недовольство, потребительские настроения: «Мне положено — дай, а где взять — не моё дело».

Я глубоко убежден, что чем выше будет с каждым годом материальный уровень жизни членов общества, чем больше благ будут давать старшие поколения подрастающему  задолго до того, как последнее начнет что-то создавать,  тем сложнее будет воспитание молодежи, тем больше все новых и, можно сказать, тонких задач будет возникать перед обществом, перед его воспитательными учреждениями. Сложность воспитания кроется вовсе не в том, что материальные и духовные блага, которые мы так щедро даем молодому поколению, таят в себе какую-то опасность.

Нет, дело обстоит совсем не так. Коммунизм мы строим для блага человека, полное удовлетворение потребностей членов общества, в том числе и молодежи, — наша цель. Сложность и трудноти воспитания  в том, что чем больше радости даем мы детям и молодежи, тем больше должны мы давать им тех моральных ценностей и богатств, рожающих чувства благодарности за полученные блага, чувство готовности отблагодарить Родину.

Но всегда ли даём мы детям и молодежи эти моральные ценности и богатства, всегда ли переводим, образно говоря, в душу молодежи вошедшие в нашу душу в огне борьбы за коммунизм, революционную закалку по преодолению трудностей? Жизнь подтверждает, что не всегда. Давайте, товарищи родители и все взрослые, внимательно присмотримся к тому, что иногда кажется нам мелочами, детскими шалостями, юношеской неопытностью. Вдумайтесь, мы убедимся, что большая проблема передачи нравственных богатств наших сердец сердцам юных как раз и состоит из повседневных жизненных фактов.

В одной из школ-интернатов произошло неприятное событие. Весной семиклассники пришли в лес. Утром шел дождь и подростки обули калоши. Днем роспогодилось, стало жарко, галоши показались тяжелыми, подростки решили оставить их в лесу: зачем нести домой, они уже старые, скоро выдадут новые. А чтобы никто не нашёл, их забросили в овраг. Пропажу заметили в школе только осенью. Никто не сделал серьезного вывода из этого факта. Те калоши списали.

А вот факт, о котором с возмущением рассказывал мне недавно путевой мастер. Между Александровкой и Павлышево бульдозерист выравнивал путь. Не хватило горючего, и человек пошел в соседнее село к дорожному мастеру договориться о его подвозе. Случилось так, что в течение трех дней не было возможности работать: шел дождь. Через три дня подвезли горючее, и бульдозерист увидел, что машина выведена из строя: сняты важные детали, разбиты окна в кабине. Нашлись виновники - два подростка, родители которых живут недалеко от дороги. Вина подростков было полностью доказана. Но когда путевой мастер предложил родителям возместить убытки, причиненные их детьми, они возмутились: «Сами виноваты. Не оставляйте машины без присмотра. Что вы хотели, от детей?» А детям пошел шестнадцатый.

Еще один факт, на который все мы молча смотрим: и родители и учителя. Ежегодно типографии выпускают для школьников десятки миллионов учебников. Куда же деваются ранее выпущенные? Идут в макулатуру (в лучшем случае) или просто уничтожаются. Конечно, жизнь требует время от времени менять содержание отдельных учебников, и определенный процент книг уничтожается. Но разве можно считать нормальным явлением ту привычку, которая сложилась и у родителей и у детей: к началу обучения в портфеле должны лежать новенькие книги? Задумаемся, товарищи родители и учителя: на наших глазах из года в год творится расточительство, которому надо положить конец. По одному и тому же букварю могут учиться не менее пяти «поколений» школьников - это доказано практикой советской школы. Будет не только материальный, но и большой моральный выигрыш: на каждом шагу можно подсказывать детям, что книга — это труд сотен тысяч людей.

В этих фактах есть одна общая черта: давая молодежи материальные ценности, радости и блага жизни, мы нередко забываем, что одновременно надо вкладывать в ее душу те моральные ценности и богатства, без которых жизнь может превратиться в проедание созданного старшими поколениями. Герой Социалистического Труда, слесарь ленинградского завода «Красный пролетарий» В. В. Ермилов очень точно выразил обеспокоенность за моральную чистоту нашей молодежи и детей: «Мы строим детям «Артек» и «Орлёнк», дворцы на Ленинских горах и в Лужниках. Стараемся (пока недостаточно) завалить для них прилавки игрушками, одеждой и обувью - яркими, прочными, красивыми. Но собаке под хвост такие заботы, если мы перекормим потомков сладостями и обнаружим в них эгоистов, хвастунов папиным положением и связями».

И какими бы небольшими были темные пятна на фоне духовной красоты, самоотверженного труда, героизма нашей советской молодежи, нельзя обходить этих фактов. Потому что чем ярче красота, тем большую тревогу вызывают эти пятна, тем больше они бросаются в глаза, тем более непримиримости надо проявлять ко всему отрицательному. Какие же важнейшие нравственные богатства и ценности, которые мы должны вкладывать в душу каждого ребенка, каждого юноши или девушки?

Это, прежде всего, любовь и уважение к труду на благо общества, глубоко личная забота каждого члена общества о народной собственности. Это богатство надо вкладывать в душу наших сыновей и дочерей в годы их детства, отрочества, ранней юности.

Пусть каждый будущий гражданин уже в детстве начинает тот путь трудовой жизни, которым гордятся лучшие представители старших. Каждый человек уже в свои пионерские годы пусть переживёт, почувствует, познает ни с чем несравнимую радость труда. Она, эта радость, — лучшее лекарство от «перекорма сладостями». Если вы сумели дать эту радость, если труд на благо Отечества пробуждает у детей, у молодежи трепет сердца и становится их духовной потребностью— не бойтесь давать другие радости и блага - они не исказят души.

Коммунистическая идейность, одухотворенность труда высокими идеалами - это тот огонек, от которого зажигается факел любви к ней. Лучшие воспитатели и родители, которые обладают даром мудрой любви к детям, добиваются того, чтобы их дети чувствовали себя творцами общественных ценностей. С момента вступления в пионерскую организацию, когда дети становятся членами первого в своей жизни политического объединения борцов за коммунизм, наши дети уже видят последствия своего труда - ровные строчки дубков, плодоносящие яблони, виноград. Первые последствия труда - это корни первых гражданских убеждений детей. В 17-18-летнем возрасте на том месте, где упали первые капли пота на родную землю, шумит сад, дубрава. В этом возрасте молодой человек уже подводит первый итог своего трудового пути, он делает не первые робкие шаги навстречу неизвестному, а гордо утверждает в жизни свою личное трудовое достоинство, у него уже есть свой трудовой корень.

И здесь самое главное, радость труда приходит в душу ребенка только тогда, когда материальные результаты достигнуты нелегкими усилиями, когда пережито ни с чем несравнимо чувство победы над трудностями. Это не та радость ребенка, когда ему что-то дают. Радость труда невозможна без усилий и усталости, без мозолей и натруджения. Я не представляю нормального, идейного воспитания без того, чтобы в годы детства человек не напрягал силы, не переживал чувство радости от творения для людей. Это чувство является той нитью, связывающей индивидуальный духовный мир человека — его стремление, предпочтения - с общественными интересами и потребностями. Подросток, который, осматривая первое десятилетие своей сознательной жизни, видит на поле, пройденном за это десятилетие, свое дерево, крепко укоренившееся, никогда не поломает машины, никогда не поднимется у него рука сломать ветку или дерево в саду.

Радость труда для общества  главный источник совести нового человека, а совесть  это словно эмоциональный часовой убеждений, и этого часового надо поставить в человеческом сердце, когда человек еще только вступает на трудовой путь, делает на ней первые шаги.

Особенно большую воспитательную работу, целью которой в передача нравственных богатств подрастающему поколению, надо вести с юношами и девушками, с теми, кому завтра вступать в трудовую жизнь, кто завтра станет отцом или матерью. Через все беседы, которые мы проводим со старшеклассниками, красной нитью проходит мысль: ваше счастье завоевано дорогой ценой, ценой крови и жизни многих тысяч борцов за свободу: дорожите своим большим счастьем — счастьем свободного творческого труда на благо Отечества.

Несколько лет назад старый коммунист механик колхоза имени Коминтерна В. М. Безкоровайный повел ребят на окраину села, показал места, где в бою с деникинцами в 1919 году пали смертью храбрых 11 красных партизан. «Эта земля щедро полита кровью тех, кто погиб за ваше счастье, — сказал старый коммунист. — Нельзя допускать, чтобы на ней росли сорняки, чтобы овраги разъедали плодородные нивы. А оно, к сожалению, так и есть: как раз там, где погибли герои, нельзя сейчас ни пахать, ни сеять: вода смыла плодородный грунт, образовавшийся овраг. Разве можно спокойно смотреть, как зарастает бурьяном место, где люди погибли за то, чтобы вы были довольными и счастливыми? Здесь должен быть цветущий уголок, а не яр».

Это живое, волнующее обращение к уму и сердцу сильнее многих воспитательных бесед. Здесь же комсомольцы дали слово коммунисту: превратить это глинище в плодородную ниву. Начался длительный нелегкий труд. Он продолжался шесть лет, в этой работе преодолено много трудностей. Приходилось работать в осеннюю непогоду и в летнюю жару. Но участок стал искусственной нивой, на ней колосится золотая пшеница.          

Без преодоления трудностей, без перегрузки нет настоящей человека. Трудностей не надо создавать искусственно, они — вокруг нас. Пусть вытекают они из самого труда, озаренного большой идеей. Не бойтесь, товарищи родители, когда в зимнюю стужу вашему сыну или дочери говорят: «Поезжай на тракторе в поле, привези корма в животноводческую ферму». Не бойтесь, когда в осеннюю непогоду юношам и девушкам приходится поработать под пронзительным холодным ветром. Не бойтесь, когда надо бывает поработать ночью, бодрствовать, а утром — идти на уроки. Без преодоления трудностей молодые люди не поймут, что и откуда берется. Мы вводим молодое поколения в прекрасный дворец имя которому — социалистическое общество, общество, где все для человека, все во имя блага человека. Пусть каждый юноша, каждая девушка поймет, переживет на своем опыте, что этот дворец — не место беззаботной пирушки, а улей, в который надо больше вносить, чем выносить из него. Понимание и проживание этой святой истины — это то наилучшее богатство, которое надо нам вырастить в сердцах своих детей.


Автор: В.А. Сухомлинский // Кировоградская правда. — 1964. — 18 дек. (№19). — С. 3


 

 

Комментарии

Черниченко Валентина Михайловна

Слова, идеи настоящих педагогов актуальны всегда. Да, изменился строй, меняются ценностные приоритеты в обществе, нет пионеров и комсомольцев. Но главный принцип-чем больше вкладываем и даём материального детям, тем больше необходимо вкладывать в них нравственной ответственности-необходимо соблюдать. Точнее, если бы он соблюдался в этом бы была высшая справедливость современного разделения общества на богатых и бедных. Но жизнь показывает обратное: чем больше ребёнок получает материальных благ, тем меньше у него сформировано чувство ответственности. Примеров этому не тысячи, а миллионы. А как это изменить? Может, вместо гламурных "рейтинговых" шоу на главных каналах телевидения устроить неделю педагогического просвещения - чтение классиков-педагогов, нобелевских лауреатов о проблемах педагогики, хотя бы раз в год. Уверена, что рейтинги были бы куда выше. Может предложить такую идею нашему министерству во главе с министром Васильевой? В конце-то концов, что-то же должно быть на телевидении нормальное.

Татьяна Михайловна Захарченко

Всё куплено...не пробьёмся на телевидение, Валентина Михайловна ((

Мелешко Олеся Геннадьевна

Абсолютно согласна с Татьяной Михайловной... Увы((

Балданова Аюна Будажаповна

Насколько оскудели телевизионные программы! К примеру, "Привет, Андрей!", которую ведёт брутальный Андрей Малахов. Вроде талантливый ведущий... Но сколько делает "проколов"! Возможно, эти умозаключения диктует редактор, но где же моральная сторона вопроса?! В конце концов ведущий рад юному герою, провозглашающему свою зависимость от вещизма, тратящему огромные деньги, заработанные родителями, на одежду, хвалящемуся тем, что на нём кроссовки ценою в состояние. В студии сидит мать героя, которая восхищена сыном и во всём поддерживает это транжирство. Браво герою дня! Жаль, что с телеэкранов и пропагандируется "беззаботная пирушка", и в итоге наши дети не готовы жить в "улее", куда надо вносить себя, свой труд... Мысли Василия Александровича Сухомлинского сегодня стреляют в самое сердце нам... Полностью соглашусь с великим Учителем и с вами, дорогие коллеги! И в завершение - "Но расписан распорядок действий..." (Б. Пастернак)

Мудрецов Игорь Вячеславович

Мы сами и формируем их (скудоумные,бездарные, пошлые и узколобые программы). Спрос рождает предложение. По моему, подобный бред вообще и смотреть не стоит, а сегодня это 99%. Я стал крайне редко включать зомбиящик, использую как монитор.

Зацепин Валерий Валерьевич

То, чего остерегались в советское время, сейчас присутствует с лихвой. Статья актуальна, как никогда.

Мудрецов Игорь Вячеславович

"Ежегодно типографии выпускают для школьников десятки миллионов учебников. Куда же деваются ранее выпущенные? Идут в макулатуру (в лучшем случае) или просто уничтожаются."

Сегодняшние реалии таковы, что этот процесс вырос в геометрической прогрессии, при том, что содержательное качество учебников оставляет желать лучшего (и это еще мягко сказано).

Животова Елена Викторовна

Спасибо за представленный материал!!! Очень актуально.

Бебелина Наталья Валерьевна

Спасибо за представленный материал!!!

Вальщикова Ольга Олеговна

Нас, людей старшего поколения, не может не волновать и не беспокоить то, что несет в своем сердце каждый юноша или девушка, как они относятся к богатому материальному и духовному наследию.