Одаренные дети

Надежда Сергеевна Барсукова

Одаренными называют детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, организаторской, художественной, спортивной и др. 

Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров. В познавательной сфере это проявляется в чрезвычайной любознательности, способности следить за несколькими процессами одновременно, активно исследовать окружающее, воспринимать связи между явлениями и делать соответствующие выводы, создавая в воображении альтернативные системы, и т. д. Превышение средневозрастных норм на стадии "приема" информации сочетается с отличной памятью и ранним языковым развитием, способствующими накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации. Кроме того, одаренных детей нередко отличают сосредоточенность и большое упорство в решении поставленных задач, изобретательность и богатая фантазия. Как правило, они обладают развитым чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. 

Вместе с тем, им, как правило, не достает эмоционального баланса, они бывают нетерпеливы, порывисты, гипердинамичны, часто им свойственны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. В качестве отличительных черт одаренных детей иногда отмечают повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у них меньше, чем у сверстников) или сравнительно относительную неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от развития познавательных способностей) и др. 

Выявление, обучение и поддержка одаренных детей в настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ. Для определения способностей и одаренности используются специальные методики. Долгие годы интеллект рассматривали как главный показатель одаренности. В настоящее время обозначились две основные тенденции в исследовании детской одаренности: все большее внимание привлекают так называемые "неинтеллектуальные" факторы интеллекта (т. е. значение тех или иных качеств личности для развития способностей), и усиливается интерес к природным предпосылкам интеллекта.

Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых. Иногда одаренные дети не показывают высоких достижений из-за отсутствия интенсивной и постоянной педагогической поддержки. 

Мнение о том, что одаренные дети способны сами разрешать трудные ситуации, особенно вредно в период интенсивного формирования личности (возраст от 2 до 7 лет). Время поступления в школу, период отрочества и т. д., когда особенно ярко возможны проявления законов гетерохронности (неравномерности) индивидуального развития, могут оказаться периодами наибольших стрессов для одаренных детей. 

Особую проблему представляет сочетание одаренности с ранними проявлениями у детей психической патологии, в том числе наследственно обусловленной. Довольно противоречивы мнения, касающиеся сроков начала обучения одаренных детей. Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков. Таланты в гуманитарной области проявляются позже, и сокращение дошкольного периода не всегда способствует их развитию. Каждый из одаренных детей требует индивидуального подхода. 

 

Комментарии

Как удачно вы и главное в кратце осветили тему. Спасибо помогли мне собраться с мыслямию удачи в работе.

Очень интересные мысли. Можно использовать в работе с родителями. СПАСИБО!

Холина Елена Евгеньевна

Спасибо большое! Многое сама для себя объяснила благодаря Вам. Увидела эту ситуацию с другой стороны...

Белкина Светлана Михайловна

Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

Сиротина Елена Николаевна

Успехов всем! профессионального роста и удачи!!!

Загудалова Татьяна Владимировна

Уважаемая Надежда Сергеевна! Вы пишите: "Имеются данные, что условия раннего обучения наиболее благоприятны для юных музыкантов и математиков" Может это и так, но вот моя дочь, став уже дважды мамой, как-то высказалась, что это хорошо - я рано школу закончила, получила специальность, устроила свою жизнь, НО если бы вы знали, как это было Тяжело!!!

Лозовая Любовь Леонидовна

Огромное спасибо за статью, её можно использовать для работы с учителями - предметниками, рассмотреть на заседаниях ШМО.

Звягинцева Татьяна Борисовна

Спасибо за статью. Вы многим помогли.

Агапова Антонида  Александровна

Огромное спасибо за статью. Она отвечает на многие, волнующие педагогов, вопросы.

Бачурина Елена Геннадьевна

Хорошая статья, спасибо большое. Действительно одаренные дети отличаются своим поведением, поступками, "страхами". И надо помнить, что талантливые люди талантливы во всем!

Григорян Олеся Викторовна

Большое спасибо за статью. Сейчас я прохожу дистанционный курс "Региональная модель выявления и поддержки одаренных детей". Ваша статья мне очень помогла.

Воронина Светлана Петровна

Хороший материал, спасибо!

Спасибо огромное за информацию.

Нурмухаметова Елена Анатольевна

Надежда Сергеевна, все вы написали правильно. А вот как тяжело одаренным детям адаптироваться в жизни.Ведь пока они в школе, все замечательно, как только они попадают в общий поток после школы, они теряются, им очень сложно.
Те дети, которые в это время в школе хитрили, выезжали на других, ведь они не любят одаренных и стараются их подавить, что и происходит потом. Очевидных примеров много. Проблема: одаренность мешает легко адаптироваться в трудных ситуациях, продвигаться в жизни, противостоять людям противоположного характера. Как правило почти все олигархи, бизнесмены были в свое время троечниками, пофигистами.

Надежда Сергеевна Барсукова

Елена Анатольевна,я не поддерживаю ваше мнение. У меня богатый опыт с одаренными детьми,и к тому же мне тоже Бог дал огромный дар в творчестве и еще более,организаторские способности в отношении подростков и молодежи. Я так благодарна Богу,что меня окружает огромное количество именно этой категории одаренных детей,но вы не правы в том,что таким детям трудно адаптироваться в трудных ситуациях,продвигаться по жизни,противостоять людям другого склада характера...и т.д. Напротив,этим детям очень легко адаптироваться в любой ситуации,они становятся лидерами,за которыми идут массы тех,кто считает их мнение правильным,а те,кто не прислушивается к лидерам положительного склада,те и сами отходят и ищут себе подобных. Увы,такова природа человека. Музыкальных и творческих людей объединяет одно,любовь к искусству. А потом,что мы,взрослые за ложем в них,то и получаем . В моей работе и творчестве,есть о чем поделиться и рассказать,через мою школу прошли уже около 600 человек,конечно среди них оказались и те ,кто отошел и нашел себе то направление,которое им близко,а кто то сбился с пути,и такие есть,но это их выбор. Мне приходилось работать с с детьми ,как вы сказали,олигархов,но и из них есть дети не только одаренные,но и те,кто всегда прибегут на помощь ближнему,во многом зависит и родительское воспитание и наше отношение к этим детям.Моя задача не разделять детей на социальные слои,а напротив объединить их в единую семью,и,скажу вам,у меня это получается.Слава Богу ! Я учусь на детях,их проблемах,достижениях и стремлюсь быть всегда в центе всех событий в своей студии,это моя цель.Дети видят наше отношение,потом в жизни принимаю много благодарностей от них,потому что они остаются со мной на всю жизнь. Мы создали свое творческое сообщество в Контакте и находимся в постоянном общении друг с другом,там и выпускники и молодое поколение,их всех объединяет одно,любовь к искусству,они уже не представляют жизни друг без друга,ищут контакта и общения,приходится каждый год проводить отчетные концерты,на которые приезжают и выпускники,они делятся с молодежью своим творческим возрастанием,успехами и достижениями и мн.др.,молодежи есть чему поучиться у старших.Это моя большая,творческая семья,и когда нас много,нам никто и ничто не может противостоять.Наш девиз студии "В единстве наша сила".Просто надо верить и все получится !!!

Ольга Викторовна Жулитова

Статья толковая, правильная.

Печилина Елена Николаевна

Говоря об одаренных детях,часто понимают одаренность предметную или творческую, часто забывая, что есть много социально одаренных детей, которые часто имеют отклонения в поведении, они часто неудобны учителям. И на них обязательно нужно обращать внимание, развивать их одаренность.

Тихонова Александра Сергеевна

Надежда Сергеевна, я полностью с Вами согласна. Но как тяжело одаренным детям адаптироваться в жизни! Уже в школе им предстоит столкнуться с трудностями в общении с другими детьми, а потом в жизни и вовсе они могут потеряться, им очень сложно. Дети не любят одаренных и стараются их подавить, правда в школе им это не удается, а вот далее в жизни... Примеров таких много.
Одаренность мешает легко адаптироваться в трудных ситуациях, продвигаться в жизни.

Надежда Сергеевна Барсукова

Александра Сергеевна. Как хорошо когда мы лидеры в любую трудную ситуацию можем быть рядом с нашими подопечными, одаренными детьми,наше слово и поддержка нашим ученикам, должны быть на первом месте,пока дети не станут более зрелыми и самостоятельными,это конечно бывает сложно и нам,но так здорово,когда они бегут ко мне,ищут просто общения и конечно приносят и свои проблемы,которые причиняют им трудности.Бог мне помогает и дает мудрости найти нужный ответ и направить на правильный путь. В моей практике есть дети уже довольно взрослые,но и до сих пор они приходят и презжают ко мне,порою часами ведем беседы,переписки,пока не добьюсь результата. Мы для этого и даны друг другу,чтобы служить и нести бремена своих ближних и подопечных. Мне во всем помогает Бог,Он дает мне мудрости и благославляет в моей работе и в отношениях со своими учениками. Не отчаивайтесь,ваша не уверенность только помешает вам в вашей деятельности,нужно просто верить и надеяться. Будут вопросы,обращайтесь,с радостью отвечу. Удачи Вам !!!

Тихонова Александра Сергеевна

Спасибо Вам, Надежда Сергеевна, за ответ. Я не отчаиваюсь и всегда стараюсь помочь своим ученикам, и конечно тоже часто благодарю Бога за то,что он помогает мне.

Лопатина Виктория Валерьевна

Спасибо Вам, Надежда Сергеевна. Коротко и по существу. Помогает собраться с мыслями.
Успехов!

Моисеева Татьяна Александровна

Самое печальное то, что одаренные дети становятся самыми обыкновенными через какой-то период времени.А вернее к подростковому возрасту. И именно в такие моменты начинаются психологические проблемы, ведь эти дети уже привыкли к тому, что они особенные.