Поговорим об астрономии

Щемелёва Наталья Викторовна

Вот уже пятый год в школе нет астрономии.Правильно ли это? Ведь не секрет,если предмет преподается один раз в неделю.то и качество его соответствующее.Но не смотря на такое количество часов ,всегда была группа ребят,которых можно было заинтересовать и они уже самостоятельно добывали интересующие их знания. Вот небольшая выдержка из интервью,по данному вопросу,которое была ещё в 2009 году.

К. ЛАРИНА: Для начала хотела бы у Вас спросить, можно ли говорить о каких-то последствиях ликвидации астрономии в школах, как обязательного предмета?

А. СКАЛАНДИС: Можно я только небольшую поправку внесу. Дело в том, что астрономия в российских школах отсутствует только последние два года.

К. ЛАРИНА: То есть, не с 90-х?

А. КИРИЧЕНКО: Нет, это вы ошиблись в такую страшную сторону. Это было бы ужасно, если бы это было так. Только последние два года она отсутствует в программах, федеральных программах, и именно в этом состоит проблема. Когда мы здесь и сейчас будем бороться за то, чтобы вернуть астрономию в школу, у нас не будет оппонента. Дело в том, что ни одна живая душа, ни один чиновник не высказался в сторону того, что её нужно исключить. Вот почему вы сегодня не пригласили сюда кого-то в качестве оппонента. Вот это было бы очень здорово, я бы наконец увидел его своими глазами.

К. ЛАРИНА: Кого? У нас была такая дискуссия, странная, на мой взгляд, по поводу другого предмета под названием биология. У нас была такая компания, широко развёрнутая, в средствах массовой информации, если вы помните, за то, чтобы ввести в обязательный курс школьной программы альтернативную биологию, то есть происхождение человеческой природы.

А. КИРИЧЕНКО: Они называют это разумным замыслом.

К. ЛАРИНА: И всерьёз, когда мы эту дискуссию проводили, я себя чувствовала в каком-то театре абсурда. Можно и до этого дойти. Какого вы оппонента хотите? Человека, который скажет, что земля стоит на трёх китах?

А. КИРИЧЕНКО: Нет, чиновника, который исключает предмет из школьной программы. Вот кого бы я хотел увидеть.

К. ЛАРИНА: А чем мотивируя?

А. КИРИЧЕНКО: Да ничем не мотивирую, в том-то и дело. У меня, поэтому даже есть гипотеза, даже целых две взаимоисключающих гипотезы, почему астрономии нет в школе. Если можно я их кратко изложу. Можно?

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. КИРИЧЕНКО: Первая гипотеза чисто шизофреническая. Секретарша, когда набирала документ с перечнем предметов, случайно выпустила эту строчку, а человек, который подписывал, не проверял, подписал и всё, пошёл перечень предметов без астрономии. Ведь никто не говорит, что её нужно удалить, нет такого человека. Причём, нам можно сказать повезло. Ведь секретарша могла набрать астрологию вместо астрономии, вот тогда мы тут с вами попрыгали.

К. ЛАРИНА: Вторая гипотеза?

А. КИРИЧЕНКО: Вторая гипотеза чисто параноидальная, что это заговор, причём не опереточный, а настоящий, тайный заговор, поэтому мы не знаем его авторов.

А. СКАЛАНДИС: Инопланетяне.

А. КИРИЧЕНКО: Нет, какие инопланетяне, это наши чиновники, судя по всему. Потому что смотрите, какая выстраивается линия. Астрономию удалили, планетарий закрыт, и самые мрачные по этому поводу мысли.

К. ЛАРИНА: зато ввели основу православной культуры.

А. КИРИЧЕНКО: Собираются, не ввели ещё к счастью, где-то может, ввели основу православной культуры. Надо сказать, что нам и здесь, конечно, повезло, потому что могли вместе с планетарием прихлопнуть Дарвиновский музей. Нам ещё везёт, я как настоящий оптимист, хочу это отметить этот факт везения. Вот эти гипотезы, которые исключают друг друга, и общее у них только одно. Как в вату все наши усилия за астрономию проваливаются, нет оппонента, нет возражающих.

К. ЛАРИНА: И астрономии нет.

А. КИРИЧЕНКО: Разумеется.

К. ЛАРИНА: Я спросила у своего сына, который учится в 8-м классе, про астрономию. Он сказал: «Очень хочу, очень нужна, почему её нет». Рассказал мне, как она разбросана кусками по всей школьной программе, начиная с курса природоведении я, окружающий мир, это начальная школа, класс 4-й. естественно, какие-то куски в физике, в географии, и всё. 

Прошло  ещё два года и про астрономию в школе вообще перестали говорить.А ведь команда школьников из России каждый год привозит призы с международных олимпиад . Работают кружки при дворцах детского творчества.Жаль,что в школе нет ни денег,ни времени . Но я в своей школе нашла выход!!! У нас организовано Школьное Научное Общество по всем направлениям .Так, в естественно научный цикл мы включили занятия по астрономии.

 

Комментарии

Щемелёва Наталья Викторовна

А недавно нам методист сообщила.что вопросы по астрофизике войдут в ЕГЭ. Это точно для того.чтобы снизить итоговый балл по физике.Вот ещё мне никак не понять,как же проводят олимпиады по астрономии с 5 по 11 класс? Да ещё и справочной литературой пользоваться нельзя.Смысл в чём????Интерес падает ещё больше,так как вопросы требуют хорошей специальной подготовки,а времени этим заниматься нет,особенно в рамках современного подхода к аттестации.

Считаю,что этот предмет очень интересен для познания жизни на Земле. В настоящее время вопрос экологии -один из самых больных вопросов жителей всей планеты,то то знать обо всём,что нас окружает ,просто необходимо!