Статья на тему: «Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми»

Суховерхова Антонина Владимировна

Работу подготовила:

Суховерхова Антонина Владимировна.

Учитель физики МОУ «Медведицкая СОШ».


2012год.

с.Медведица.




Таланты создать нельзя,

но можно создать культуру, 

то есть почву, на которой растут 

и процветают таланты.

Нейгауз.


Аннотация. Статья посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских школ, это дети с приобретенными творческими способностями в сельской школе. Автором дана характеристика одаренности как психолого-педагогической категории, также описаны личностные и социально-психологические аспекты проблем одаренного ребенка в сельской местности, обозначена актуальность рассматриваемых вопросов. В статье даются общие рекомендации, направленные на повышение эффективности работы педагогов школы. 

К школе предъявляются высокие требования. Одним из главных вопросов сегодня для современного общества является работа с одаренными детьми. Система работы с одаренными детьми требует особого подхода к преподаванию: это максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей, творческого мышления.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного, умеющего самореализоваться, реально оценивать свои способности, умеющего грамотно оценивать и понимать экономическое развитие современного общества, и самое главное уметь найти свое место. А мы наблюдаем сегодня, что наши выпускники в большей степени при выхода из школы растеряны, неуверенны в себе.
Мой доклад хочу начать следующими словами. Я 26 лет работаю в сельской школе, преподаю физику, и хочу осветить вопрос следующим образом. Рассмотреть проблему волнующих нас, учителей из далеких сельских школ, хочется, чтобы обратили на наши проблемы. Это очень больной вопрос для нас, потому что в первую очередь все нововведения опираются на городские школы, считая, что в сельских школах подготовка учащихся более слабая, чем в городских. Но если рассмотреть биографии многих великих ученых, то они черпали свои первые знания именно в небольших деревенских школах. Поэтому моя статья носит более точное название:

« Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми в сельской школе».

На современном этапе постоянная перестройка школьного образования требует переориентацию на интересы и потребности каждого отдельного человека. В этих условиях физика может сохранить свой статус общеобразовательного предмета, обязательного для всех учащихся, только в том случае, если будет учитывать интересы и потребности их, а так же если дети будут видеть и чувствовать свою необходимость обществу. Следовательно, основная цель обучения физике должна носить культурологический, гуманитарный характер. Физика как наука занимает важное место в культуре человека. В рамках изучения физики ребята получают знания о природе, о явлениях, происходящих в природе, дает толчок и развивает умения к созданию всего нового, стремление объяснить увиденное - понятия, используемых в различных областях деятельности человека. Эти вопросы давно трактуются во всех методических рекомендациях и все школы, без исключения, ориентируются на них, но все это ведет к воспитанию среднего ученика, так как возможности воплотить в жизнь у сельских учителей мизерные. Получив указание он начинает придумывать, как это сделать, какими способами это еще понятно, а вот какими средствами. Обществу нужны одаренные люди, и задача школы состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. 

А что сегодня происходит со школьной физикой? 

Удивительно, живем в эпоху компьютеризации, Интернета, мобильной связи. Можем звонить по всему миру, видеть, не выходя из дома друзей и родных на другом конце света, а интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Почему?...

Физика – интереснейшая из всех наук о природе, охватывающая все без исключения явления, глубоко вскрывающая все процессы микро- и макромира, живой о неживой природы. Казалось бы, эта наука уже по своей сути должна вызывать живейший интерес у учащихся. Ведь «мир не создан для человека, и сам человек только тогда становится велик, когда понимает всю ценность и красоту другой жизни – жизни природы». Так почему же происходит все наоборот, изучение физики не только не вызывает интереса, но и для некоторых становится непонятным и нелюбимым предметом.

Может потому что материал дается на среднего ученика, а как быть? Если в классе всего 10-14 человек и класс один в школе и здесь с уровнем развития от 0 до 10 баллов. Как за 40 минут и 2часа в неделю объяснить, закрепить, научить решать задачи, выполнить лабораторную работу, провести зачет или контрольную работу? Да и изучать физику начинают с 7класса, когда уже вопрос «почему?» не вызывает такого уж большого интереса. Ведь когда они хотели получить ответ, были другие занятия, а в 7 классе у них много других интересов, да и ответ не всегда могут получить за 40 минут урока. В 7классе они только начинают получать ответы, а уже в 9классе курс заканчивается, ребенок еще не осознал всего того что он начал изучать. Вот и вариться учитель в собственном бессилии, составляет карточки разноуровневые, составляет планы работы с детьми разного уровня восприятия материала. Но все это недостаточно для полноценной работы учителя. Может необходимо поскорее ввести изучение физики ранее пока не остыл интерес и желание получить ответ на вопрос «почему», да и почасовое распределение изменить. Еще А.Эйнштейн сказал: «В первую голову школа должна создавать не будущих чиновников, ученых, адвокатов и сочинителей книг, а настоящих живых людей». Но я бы уточнила, школа не должна из непоседливых ребят готовить роботоподобные механизмы, а воспитывать здравомыслящих творческих людей, уважающих себя и уверенных в своих способностях. 

У нас сегодня много написано о том, что самое главное в работе педагога согласно переходу на новый стандарт, создавать на уроке ситуации, включающих ученика в мыслительную работу, умение работать на компьютере, создавать проблемные ситуации и выход из них ученики должны найти сами. А на деле учителям, которые заинтересованы в обучении и воспитании учащихся с высоким творческим потенциалом, приходится самостоятельно организовывать такое обучение, по крупицам собирая материал. Происходит изменение требований к работе учителя; от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации. Для этого необходимым является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие творческих, одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей в рамках урока, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует росту интереса учителей к данной теме, увеличивает возможности каждого педагога в индивидуальной работе с одаренными детьми, повышению творческого потенциала каждого урока. А где взять нужную литературу? Много написано различных методик, но этого пока недостаточно. Вся методическая литература ориентирована или на среднего ученика, или не дает ответа на вопрос, как и нам, сельским учителям дотянуться до уровня городских школ.

В наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Этого успеха могут добиться только высокообразованные. Это понимают и дети, но не осознают всей степени необходимости изучения физики, так как именно физика как наука составляет основу сегодняшнего общественного технического развития. 

Одаренный ребенок. Кто он? Как его выделить среди всей массы ребят со средним уровнем интеллекта?

Одаренность -это особые творческие способности ребенка. Я считаю, что творческие способности можно разделить на две группы: врожденные и приобретенные. Так вот и надо определить степень и вид творческих способностей на ранней стадии изучения ребенка при подготовке его к школе Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых лишь около 2 процентов, в то время как среди детей младшего школьного возраста – 30%, а к концу обучения и они теряются. 
А ведь развитие способностей и талантов любого человека важно не только для него самого, но и для общества в целом. Развитие новых технологий, введение нового стандарта второго поколения требует от школ воспитание выпускников, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. 
Уже в начальных классах можно встретить учеников, которые просто скучают со школьным учебником, им неинтересно сидеть и ждать когда их спросят. Такие дети выделяются среди сверстников своей неусидчивостью, несдержанностью. А когда они начнут изучать физику, то это уже утерянные для физики как науки дети. Они привыкли сидеть и заниматься чем то своим. Как быть учителю физики? 

В первую очередь это вопрос психологов, они при первых беседах с ребенком должны определить степень уровня развития, но не во всех школах есть психологи или они не совсем грамотно работают с детьми. Дети с врожденными, особыми творческими способностями рождаются не ежегодно, сегодняшние дети рано знакомятся с современной техникой и развитие мышление их опережает детей того же возраста годов 80-х. Поэтому главной задачей развивать их, но как можно развивать способности только карточками, написанным текстом, а компьютерный класс один в школе и интернет подключен не ко всем компьютерам. А если бы в каждом классе было хотя бы 2-3 компьютера, подключен интернет, да еще очень важно, мультипроектор. Как бы продвинулась работа учителя, вот тебе и современность, развитие логики, гибкость ума, увлеченность, что немало важно, развитие интереса и проверка своих способностей, соревновательность. Да сегодня компьютер есть почти в каждой семье, но в основном используется для игр. Ведь в школе не каждый день урок с использованием компьютера да и то учитель сам за ним работает, ведь он может попасть в компьютерный класс не каждый день, да и переход из одного класса в другой нарушает привычный ритм работы, сбивает настрой, расхолаживает ребят, да и задания составляются, ориентируясь на всех учащихся класса. А если были в кабинете физики хотя бы 2-3 ноутбука и мультипроектор, то вот тебе и групповая работа, и индивидуальная работа на современном уровне. В целом, практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы детей творчески мыслящих, с которыми необходимо работать по индивидуально составленному плану. А когда? В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет использование инновационных технологий образования.

Школьные кружки, элективные курсы, факультативные занятия дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы, но хорошо, если школа может дать 1час в старших классах, а про средние и говорить не приходится.

Работа педагога с одаренными детьми, детьми с приобретенными творческими способностями, которые составляют основную массу школьников в сельской школе – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. 

Мой многолетний опыт работы в школе показали, что внедрение современных образовательных технологий без оснащения кабинета современными приборами не обеспечивают высокого уровня развития талантливых детей. 
Достичь эффективности работы с одаренными детьми можно при условии решения задач в комплексе, направленных на формирование компетенций и внедрение современных образовательных технологий, через усиление роли психолого-педагогической службы. 
Система работы с такими детьми должна выстраиваться на основе научных подходов в понимании данной проблемы. 
У творческих детей свои психологические особенности и трудности развития, и они воспринимают все неудачи более болезненно, чем обычные дети. Так может внести в новый стандарт некоторые изменения работы с творческими учениками, например: умеющий рисовать пусть развивается в этом направлении, а обязательные предметы изучает по индивидуальному плану. Психологически работать с такими детьми трудно и необходимо осторожно и внимательно, необходима специальная переподготовка преподавателей и психологов школ. 
Исследователи развития современного образования В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник отмечают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности.

Чтобы работа с творческими детьми дала положительные результаты, необходимо глубоко изучить причины, порождающие эту проблему, и понимание, что одаренные дети и дети с творческими способностями требуют особого внимания и очень серьезного изучения – это не просто результат высоких способностей ребенка, но в первую очередь это проблема становления его личности. 

Подведя итог исследования проблем в работе с одаренными детьми в сельской школе можно сформулировать следующим образом:


  • улучшить работу школьных психологов по диагностики учащихся на уровень развития творческих способностей.

  • Недостаточная оснащенность кабинетов современными приборами.

  • Отсутствие необходимой методической литературы.

  • Недостаточное количество уроков физики.

  • Внести необходимые поправки в программу с учетом работы с одаренными детьми.




^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 


  1. Дик Ю.И. Межпредметные связи курса физики в средней школе. –М.Просвещение. ресурс. Режим доступа: [http://www.den-za-dnem.ru.]/

  2. Леви В. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.: 


Знание, 

1988. 


  1. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // «Учитель в школе» №3, 2010 // Электронный ресурс. Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html]

  2. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности //Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.kursx.ru/psy86.html].

  3. Гладышева Н.К. Нурминский И.И Методика преподавания физики – М.Просвещение. 2001.

  4. Тарасов Л.В. Современная физики в средней школе. – М.Просвещение.1990.

  5. Лакаценина Т.П. Современный урок. –Издательство «Учитель» 2007.