Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Бородейко Евгений Валерьевич

«Будущего нет: оно делается нами»

 Л. Н. Толстой

Опыт работы показывает, что крайне важно поддерживать интерес ребят к теоретическим знаниям по физической культуре. Это важно не только потому, что учащиеся начинают лучше понимать себя, свой организм, происходящие с ними перемены, но и утверждаются в правильности своего отношения к физическим упражнениям. Эти знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Постепенно ребята понимают, что активный образ жизни необходим каждому.

Проектирование проявлялось на разных уровнях жизне­деятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем. Проектная деятель­ность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретиче­ской педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в дея­тельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познава­ли самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся.

На сегодняшний день у учителей физической культуры  нет единого мнения по поводу метода проектов. Причины отрицания обсуждаемого метода самые разные: у кого-то отсутствует четкое понимание обсуждаемого вопроса, отчего он кажется неимоверно сложным; кто-то чрезмерно загружен внеурочной деятельностью по предмету. Однако, большинство педагогов, и теоретики, и практики, считают, что использование этого метода на уроках физической культуры — необходимая составляющая современного образовательного процесса и требование ФГОС второго поколения.

Сейчас мы часто слышим, что одним из важнейших качеств, которыми должен обладать выпускник современной школы – это конкурентоспособность, успешность, способность применять полученные знания в жизни и находить выход в любой ситуации.

Здесь возникает множество вопросов.

1.                     Можно ли предусмотреть все ситуации, какие встречаются в жизни, и дать ученику  точные рекомендации? Конечно же, нет!

2.                     Какие методы, приемы, способы организации деятельности, технологии необходимо применять для создания благоприятных условий в формировании социальной компетентности?

3.                     Насколько готов сам учитель физической культуры к формированию социальной компетентности учащихся?

Вопросов много и можно перечислять их до бесконечности.

Наша задача заключается в том, чтобы за время работы с учащимися, вложить в них умение видеть и решать проблемы, самостоятельно учиться, работать с информацией, применять полученные знания для решения жизненных проблем. Дать возможность свободно выражать свою точку зрения, аргументировать, анализировать, принимать взвешенные решения в непредвиденной обстановке. Способствовать в воспитании культуры общения…

 

И я считаю, что одним из инструментов достижения выше перечисленных результатов, может быть использование проектной деятельности (метод проекта).

С методом проекта познакомился я не так давно.

В основе метода проектов лежит идея, составляющая суть понятия «проект», его направленность на результат, который можно получить при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Что дает работа над проектом?

Во-первых, учащиеся могут провести параллель между знаниями, приобретенными в учебе с реальным миром. Во-вторых, ученики рассматривают множество проблем встречающихся в жизни и находят способы их решения, как следствие имеют возможность сформировать качества необходимые для успешной личной и профессиональной деятельности. В-третьих, они уже в стенах школы  могут задуматься о будущей профессии и  проанализировать свои возможности.

Очень важно здесь научить их мыслить творчески, обращая внимание на возможность нестандартного мышления и видения, как самой проблемы, так и ее решения.

Всем известно высказывание: «Учимся на своих ошибках».

И, наверное, хотелось, что бы и ребята свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и воспитатели.

 Метод проектов – это один из тех инструментов, который способствует накоплению жизненного и социального опыта, так необходимого учащимся при выпуске из школы!

Особенности использования метода проектов на уроках и во внеурочное время по физической культуре:

1.                     Большое количество проектов - не всегда означает качество!

2.                     Проект имеет отличительные особенности, не присущие  докладам, рефератам или простыми сообщениями.

3.Проект – это самостоятельная работа учащихся, выполняемая под руководством учителя. Здесь учитель должен выступать лишь в роли консультанта, советчика, направляющего, но не более того. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Учащимися могут быть выполнены два проекта в учебном году по разделам программы. Темы ребята выбирают самостоятельно или по рекомендации учителя. Желательно предлагать им то, что вызывает у них интерес, стремление высказать свою точку зрения. Проекты могут быть спортивно-тренировочной и оздоровительной направленности: например «Значение физической культуры для моего роста и развития организма», «Моя физическая культура. Как я это понимаю», «Отрицательное воздействие малоподвижного образа жизни на мое формирование. Что этому противо­поставить», «Физическая культура в по­вышении моей физической и умственной работоспособности», «Физическая культура в моем самоутверждении», «За­бота о своей осанке», «Комплекс физических упражнений, который предложу своим друзьям» и.т.д Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собствен­ного совершенствования, воспитания морально-волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. Так, при изучении техники исполнения некоторых видов двигательных действий используются сведения из биомеханики, физики, что способствует расширению кругозора учащихся. Проектная технология может помочь в разрешении части проблем, так как в урок двигательной активности она привносит и интеллектуальную деятельность. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений.

 Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.

Учитель физической культуры МКОУ Черчетская СОШ  Бордейко Евгений Валерьеви