Обобщение опыта по теме "ЦОР как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах"

Эффективным средством формирования учебно – познавательной компетентности являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Использование на уроках математики цифровых  образовательных ресурсов (ЦОР) - ключ к формированию творческой личности ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_pomorovoy_e.v.doc812 КБ

Предварительный просмотр:

             опыт                                                                                                            

Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах

                                                  Поморова Елена Владимировна

                              учитель математики

                                                МКОУ «Крайчиковская СОШ»

 Колосовского муниципального района

Содержание:

         1. Актуальность……………………………………………………. 3

        2. Теоретическое обоснование опыта…………………………… 6

3. Деятельность учителя при формировании учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах………..10

4. Результативность опыта…………………………………………16

5. Библиографический список…………………………………… 19

6. Приложение к опыту…………………………………………… 20

Ученик не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь…

Плутарх

Актуальность.

         В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

          В Концепции модернизации Российского образования» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые позволят учащимся самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.                                Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Большая роль при этом отводится математике. Математика - это предмет, требующий от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной,  а изучение математики в  5–6-х классов – это важное звено математического образования и развития школьников.  

           Мой опыт работы посвящен формированию учебно-познавательной компетентности.

            По данным различных научных исследований последних лет темп интеллектуального развития школьников замедляется, по сравнению с предшествующими десятилетиями. Так, в исследовании М.А. Холодной показано, что в условиях традиционного школьного обучения: темп интеллектуального развития школьника начальных классов сравнительно с темпом интеллектуального развития средних классов резко замедляется и, что самое печальное, снижается творческий потенциал ребенка.[9]

            Психологи  утверждают, что  подростковый возраст является благоприятным для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приёмов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, самоорганизации и творческого потенциала личности. [8]

              Отсюда вытекает проблема   формирования познавательных компетентностей для основного общего образования, которая обусловлена следующими факторами:

        •        разрывом между знаниями учащихся и умением применять эти знания на практике;

       •        преодолением несоответствия результатов существующей системы образования новым социально-экономическим задачам государства;

       •        необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

       •        целенаправленностью управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться в  связи со стихийностью и зачастую не прогнозируемостью результатов развития детей, проблемами дезадаптации, низким уровнем школьной зрелости.

           Эффективным средством формирования учебно – познавательной компетентности являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Использование на уроках математики цифровых  образовательных ресурсов (ЦОР) - ключ к формированию творческой личности ученика. Поэтому не случайно выбрана мною тема « Цифровые образовательные ресурсы как средство развития учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах».

      Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации российского образования» роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.

            Новизна опыта заключается в создании системы применения ЦОР для формирования  учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках математики в 5-6 классах

           Ведущая педагогическая идея  - создание необходимых условий на уроках математики в 5-6 классах для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся с помощью цифровых образовательных ресурсов.

           Приступая к данной работе, я поставила перед собой цель:

 обосновать необходимость использования ЦОР на уроках математики в 5-6 классах для формирования учебно-познавательной компетентности.

Были определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность понятия компетенции, компетентности, ключевых компетентностей, учебно-познавательной компетентности, цифровых образовательных ресурсов;
  2. изучить дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов на уроках математики в 5-6 классах;
  3. разработать критерии базовой учебно-познавательной компетентности учащихся, определить критерии оценки сформированности и развития учебно-познавательной компетентности;
  4. обосновать виды деятельности учителя по формированию учебно-познавательной компетентности средствами ЦОР на уроках математики;
  5. представить результаты деятельности учителя по формированию учебно-познавательной компетентности на основе критериев оценки сформированности и развития этих действий.

Глава I. Теоретическое обоснование опыта

            В основе педагогического опыта лежат теоретические идеи компетентностного подхода, представленные в работах А.В. Хуторского, И.С. Фришмана, И.А. Зимней и др. В этих исследованиях компетентностный подход основан на создании условий для целостного проявления, развития и самореализации личности. Ученые считают, что использование компетентностного подхода в школьном образовании должно решить проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

            Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

          Следует различать понятия «компетенция» и «компетентность». А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

            Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

             Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

             Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество, уже имеющееся у человека.

      Существуют следующие ключевые образовательные компетенции:

 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ, семейных, социальных, общественных явлений и традиций в  бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. [11]

         Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

•        умение ставить цель, пояснять и организовывать её достижение;

•        умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

•        умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

•        умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

•        умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). [12]

           Для формирования учебно-познавательной компетентности огромную роль играет познавательный интерес. Познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна.

           Существует достаточно много путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, но мы остановимся более подробно на цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)

Включение в учебный процесс ЦОРов изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели,  психологические особенности. Таким образом, применение ЦОРов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ЦОРов на уроках приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям.

           Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.

ЦОРы делают учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Это делает урок наглядным и динамичным для детей.

            Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

             Рассмотрим типы цифровых образовательных ресурсов, представляющих интерес учителей школьного курса.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК  (http://school-collection.edu.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования создается в ходе проекта "Информатизация системы образования" и реализуется  Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

Ресурсы Единой коллекции доступны и бесплатны для всех образовательных учреждений.

Коллекция предлагает различные типы цифровых образовательных ресурсов, представляющих интерес учителей для преподавания различных предметов школьного курса от отдельно представленных в цифровой форме фотографий, видеофрагментов, статических и динамических моделей, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования,  до полного набора средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса.

       •        Цифровые образовательные ресурсы на CD и  DVD.

Электронные ресурсы на CD и  DVD, предлагаемые на рынке различными издательствами, можно условно разделить на несколько типов: Уроки, Практикумы, Репетиторы.

Содержание на дисках виртуальных лабораторий, инструментов, интерактивных заданий, автоматической проверки результатов решения, богатого теоретического материала позволят научиться уверенно решать различные задания по различным дисциплинам школьного курса.

      •        Цифровые образовательные ресурсы, созданные учителями школы.

В настоящее время современный учитель является автором-разработчиком собственных ЦОР.

            Активное использования ЦОР приводит к изменению в содержании     образования, технологии обучения  и отношениях между участниками образовательного процесса.

Деятельность учителя при формировании учебно-познавательной компетентности на уроках математики в 5-6 классах.

              Математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, так как она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению обобщать, анализировать, критиковать.

           Поэтому свой  опыт работы я посвятила формированию учебно-познавательной компетентности. Объектом исследования стали учащиеся 5 класса, в количестве 6 человек. Мною была проведена диагностика сформированности учебно-познавательной компетенции [Приложение № 1]

            Таблица 1.  Результаты диагностики.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

1

3

2

          Данные результаты не дают достаточного представления о сформированности УПК, поэтому следующим этапом диагностирования было распределение ребят по группам, что дало более объективную картину.

               Таблица 2. Распределение по группам.

Название группы

Кол-во человек

Успех

1

Баланс

1

Поиск

2

Риск

2

   

         Исходя из результатов диагностики, я пришла к выводу, что учебно-познавательная компетентность в данном классе развита на недостаточно высоком уровне. Изучив литературу, я выяснила, что формированию УПК способствуют ЦОР.

          При использовании  ЦОР я применяю различные методы: наглядный, творческий, проектный, проблемный, развивающий,  игровой.

 К тому же,  для развития учебно-познавательной компетентности учащихся применяю следующие приемы: творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат.

         Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока:

        ЦОР можно использовать для актуализации знаний, этот этап очень важен, от того как учитель заинтересует ребят в начале урока, зависит весь урок. В 5-6 классах на уроках математики основным моментом  является устный счет. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Устный счет можно предложить в форме таблицы [14] или игры. Так, например, при выполнении действий с положительными и отрицательными числами надо уметь правильно определять знак результата, например, игра «Математическое лото» [Приложение №3 на диске].

 Игра «Плюс и минус» помогает научиться быстро и правильно определять знак результата при выполнении действий с положительными и отрицательными числами.

 Ученику предлагается пример с однозначными целыми числами. Он должен (пока летит мяч) определить знак результата и нажать: кнопку «+», если в результате получается положительное число; кнопку «-», если в результате получается отрицательное число; кнопку «0», если в результате получается нуль. Если ученик определил знак правильно, то мяч попадает в корзину, и к очкам добавляется 1 балл. Если ученик определил знак неправильно или не успел нажать ни одну кнопку за время движения мяча, мяч летит мимо корзины. Контроль происходит после первого нажатия на кнопки «+», «-» или «0». Выполняется 15 бросков, после чего результат оценивается.

Ученик сам  выбирает действие (сложение, вычитание, умножение или деление) и скорость движения мяча. [15]  

Игры можно использовать на любом этапе урока. Дети настолько увлечены, что даже не замечают, что они учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием.

         В подростковом возрасте наблюдается потребность в создании своего мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

        Во время объяснения новой темы, учитель должен приложить все усилия и старания, чтобы этот материал был максимально наглядным и понятным учащимся. Стараясь достичь этого, я использую все доступные мне средства, наиболее эффективными из которых в настоящее время являются мультимедийные сценарии уроков.

Так, при объяснении нового материала с использованием  мультимедийной презентации на уроке учитель умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль учащихся  к нужным теоретическим выводам. Экранная форма компьютерной информации дает возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории науки, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

     Например, на уроке при объяснении нового материала в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел» [Приложение №4] с помощью компьютерной презентации  и умело подобранных проблемных задач, мои учащиеся самостоятельно вывели правило сложения отрицательных чисел, запомнили основную терминологию, научились складывать отрицательные числа. Конечно же, это большой плюс для развития интереса у шестиклассников к предмету и для  повышения внимания у детей.

      Большую помощь при объяснении нового материала дают видеоуроки.  Например,  урок по теме  «Деления» 5 класс [13]. Объяснение новой темы происходит поэтапно, на каждом из которых учащимся предлагается решить тот или иной пример. Таким образом, ученики в процессе решения подводятся к введению определения. Поскольку учащиеся пятого класса лучше воспринимают учебный материал, когда он сопровождается картинками, выполнением определенных действий, то данный урок максимально привлекает к себе внимание наглядностью и уместной, интересной анимацией.  Отвечая на вопросы, представленные по окончанию изложения учебного материала, учащиеся демонстрируют уровень понимания новой темы, учатся анализировать, воспроизводить только что услышанное, что способствует формированию УПК.

  ЦОР используются для контроля и оценки знаний, умений и навыков.

        Одним из способов формирования учебно-познавательной компетентности является проведение проверочных работ в форме тестов. Обучающие тесты использую с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Сюда можно отнести и тренажёры. Данные тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попытки. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя). Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Например, ребятам предлагается выполнить тест по теме «Сложение чисел с помощью координатной прямой» [Приложение №5 на диске].

     Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.    

       В последнее время большое  внимание уделяется проектному методу обучения, но без цифровых образовательных ресурсов и здесь не обойтись.

Во время проекта учащимся приходится работать с различными источниками. У них вырабатывается и закрепляется привычка к анализу ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей. Этот метод предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Технология проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

        В 5-6 классе мои ученики создали следующие проекты: «В мире чисел», «Старинные способы умножения», «Паркет, как один из типов орнамента», «Ох, уж эти отрицательные числа» [16].

Задание для выполнения проекта творческой группе учащихся с указанием основных требований, критериев оценивания выдается в виде информационной карты. Пример информационной карты представлен в приложении. [Приложение №5].

        Умения и навыки, которые они приобретают в ходе проектной деятельности, также способствуют формированию УПК.

       Следующим этапом урока, где используются ЦОР, является этап обобщения, систематизации и коррекции знаний. Здесь  можно использовать тематические программы. В них предусмотрены следующие виды работы: обучение, тренировочные упражнения,  контрольная работа.

         Режимы тренировки и контроля включают задания  трех уровней сложности. Тренировочные упражнения могут выполняться в двух режимах работы: самостоятельно или «с пошаговой подсказкой». Режим «с пошаговой подсказкой» функционирует для первого уровня сложности. Все действия можно выполнять отдельно для натуральных чисел, отдельно для десятичных дробей или для тех и других вместе.

      Выбор вида, режима работы и уровня сложности учащийся может производить в произвольном порядке.  Они содержат задания для проверки знаний учащихся на разных уровнях и разных по содержанию.  Например, в 6 классе при изучении темы «Делимость чисел», можно воспользоваться таким образовательным ресурсом.[15] Учебный материал, представленный в программе, включает следующие темы:

  1. Признаки делимости:

- признаки делимости на 2 и на 4;

- признаки делимости на 5 и на 10;

- признак делимости на 3 и на 9.

  1. Разложение на простые множители.

В каждой теме предусмотрены три вида работы: обучение, тренировочные упражнения и контрольная работа.

   В теме «Разложение на простые множители» реализована работа по двум уровням сложности. Выбор подтемы, режима работы и уровня сложности учащийся может производить в произвольном порядке. При формировании чисел не используются числовые константы: все числа по заданным критериям генерируются внутри программы. В обучении демонстрируется применение признаков делимости к конкретному числу и алгоритм разложения чисел на простые множители с необходимыми пояснениями.

      В тренировке нет ограничения на количество примеров, есть доступ к теоретическому материалу; выход из тренировки осуществляется по желанию ученика. Во время тренировки доступна «Шпаргалка» - краткий теоретический материал.

      В теме «Разложение на простые множители» для вычислений используется специальное поле - рабочая тетрадь.

     В контрольной работе предусмотрены только оценки "4" и "5" , в случае получения более низкого результата (выполнено правильно менее 60% заданий), предлагается повторить обучение и повторно выполнить контрольную работу. [15]

       При помощи ЦОР можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя сравнивают геометрические фигуры, углы, перемещают координаты, складывают отрицательные и положительные числа с помощью координатной прямой и т.д. А главным помощником в этом является программа «Живая математика» [Приложение №7 на диске].

          Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту. В этом мне помогают нестандартные, логические задачи, задачи – головоломки, на соображение и догадку.  Такие задачи я включаю в мультимедийный сценарий урока. Например,  игра по теме «Сложение чисел с разными знаками» [Приложение № 8 на диске].

        Решение задач считается гимнастикой ума. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность, а это в свою очередь  способствует формированию УПК.

         ЦОР  для подготовки домашнего задания, учащимся предлагается творческие задания, которые могут выражаться в составлении кроссвордов, ребусов [Приложение №9], сообщений, рефератов, презентаций [Приложение №10 на диске], сказок [Приложение № 11].

      ЦОРы предполагают возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера. У учащихся развивается информационная компетенция, основанная на поиске и подборке нужного ему материала, включающего в себя необходимые схемы, фотографии, рисунки и т. д. А некоторые ребята даже составляют презентации своих работ и демонстрируют их на уроках. Это побуждает учащихся к творчеству, развитию познавательного интереса к математике, умению формулировать и преподносить свои замыслы и идеи.

    Таким образом, систематическое и системное использование цифровых образовательных ресурсов [Приложение №12]  на уроках математики способствует формированию учебно-познавательной компетентности.

      Результат данной работы отражён в повторном мониторинге формирования учебно - познавательной компетентности, который позволяет оценивать  динамику развития каждого школьника. Данные мониторинга говорят о том, что к концу 6 класса в результате систематической работы я получила  положительную динамику формирования учебно - познавательной компетентности [Приложение № 2]

    Об этом свидетельствует рост творческих достижений за 2 года:

   Таблица 3. Таблица достижений  за 2 года.

Ф.И.

год

Мероприятие

Результат

1

Бородин С., Беркунов Д., Гладких А, Шорец А., Евтугова Е., Филонин Р.

2010г.

Телекоммуникационный проект «Занимательная математика»

Сертификат участника

2.

Бородин С., Беркунов Д., Гладких А, Шорец А., Евтугова Е., Филонин Р.

2011

Телекоммуникационный проект  «Математическая шкатулка»

лауреаты

3

Филонин Роман, Шорец Анастасия

2011

научно-практическая конференция НОУ «Поиск»

участники

4

Филонин Роман (93,17 % ) Шорец Анастасия (16,34 %),

2012

«Кенгуру-2012»

Участники

5

Шорец А

2012

интернет-конференции исследовательских и проектных работ обучающихся 1-6 классов «Мир моих увлечений»

Участник

6

Филонин Роман

2012

Всероссийский конкурс-игра «Слон»

Лауреат (7 место по России)

7

Шорец А

2012

Всероссийский конкурс-игра «Слон»

Участник (17 место по России)

8

Бородин С., Беркунов Д., Гладких А, Шорец А., Евтугова Е., Филонин Р

2012

Областной конкурс учебных проектов «Ох, уж эти отрицательные числа»


Участники

Результативность опыта.

         К числу наиболее важных и сложных теоретических аспектов рассмотрения образовательной деятельности человека можно отнести вопрос о критериях ее оценивания.      

Итак, формирование учебно-познавательной компетентности происходит через учебно-познавательную деятельность, в которой основная функция учебно-познавательной деятельности представляется не в получении учеником  каких-то материальных или иных результатов,  а непосредственно в  изменении самих учащихся, в овладении ими общими способами действий. [5]

          Критерии оценки  учебно-познавательной деятельности учащихся [Приложение №13]:

      •        субъектность в осуществлении учебно-познавательной деятельности;

      •        логика решения учебно-познавательных задач;

      •        широта  учебно-познавательной деятельности.

      Субъектность в учебно-познавательной деятельности рассматривается нами, опираясь на определение В.В.Серикова [6], как особая линия поведения, выражающаяся в самостоятельности, проявляемой при избрании стратегии решения, в рефлексии, самооценивании хода и результатов решения, в эмоциональности и креативности, которые порождаются встречами с избранным предметом. Наконец, это – привнесение в предметно-познавательную деятельность общего когнитивного и эмоционального стиля деятельности, ее эстетических компонентов, способов самореализации.     Показателем критерия субъектности может служить степень самостоятельности учащегося в выборе стратегии решения учебно-познавательных задач:

       •        осуществление учащимся самостоятельного выбора стратегии решения учебно-познавательных задач соответствует высокому уровню проявления субъектности;

      •        принятие участия в выборе стратегии решения  учебно-познавательных задач - среднему  уровню проявления субъектности;

      •        решение учебно-познавательных задач по заданной педагогом «кальке» - низкому уровню проявления субъектности;

Логика решения учебно-познавательных задач подразумевает разумность и видение внутренней закономерности процесса их решения, например:

     •        видение проблемы;

     •        выделение главного и второстепенного в условии учебной задачи;

     •        определение различных вариантов решений;

     •        выделение оптимального решения;

     •        применение выбранного способа решения к осуществлению задачи;

     •        выводы о целесообразности или нецелесообразности принятого способа решения.

Показателем критерия логики может выступать  степень понимания учащимся логики решения учебно-познавательных задач:

      •        отчетливое понимание учащимся разумности и закономерности процесса решения учебно-познавательных задач соответствует  высокому уровню проявления логики;

     •        примерное видение учащимся плана решения учебно-познавательных задач,  предположение результата – среднему  уровню проявления логики;

      •        отсутствие понимания последовательности и закономерности процесса решения учебно-познавательных задач - низкому  уровню проявления логики;

Широта учебно-познавательной деятельности определяется многообразием видов учебно-познавательных задач, которые способен решать учащийся. Показателем критерия широты может выступать диапазон учебно-познавательных задач, которые способен решать учащийся:

     •        поиск творческих задач и их решение, т. е. осуществление учащимся в широком диапазоне  учебно-познавательной деятельности соответствует высокому уровню проявления широты;

     •        решение предложенных задач  творческого характера с намеченным планом действий - среднему уровню проявления широты;

    •        решение задач репродуктивного характера - низкому уровню проявления широты.

Для проведения количественных оценок каждому из перечисленных ранее показателей  пристраиваем численное значение:  два балла (при высоком уровне проявления показателя); один балл (при среднем уровне); ноль баллов (при низком уровне). [17]

          В зависимости от оценки, каждый учащийся относится нами к одной из четырех групп, имеющих условные названия: «Успех», «Баланс», «Поиск», «Риск». Заявленные группы имеют следующие краткие характеристики:

      •        группа «Успех» - учащиеся, проявляющие достаточно высокую степень активности в образовательной деятельности, но и для них необходима педагогическая поддержка и стимулирование их активности;

      •        группа «Баланс» - учащиеся,  основная проблема которых состоит в широте образовательной среды; педагогическую поддержку следует направлять на осознание необходимости  расширения собственной образовательной среды;

     •        группа «Поиск» - учащиеся, основная проблема которых состоит в понимании логики  осуществляемой деятельности; педагогическая поддержка должна быть направлена на решение  логических учебных задач ;

     •        группа «Риск» - учащиеся, основная проблема которых в проявлении субъектности – это наиболее сложная группа, требующая стимулирования самостоятельного решения в ситуациях выбора.

К группе "Успех"  мы относим учащихся с высокой степенью активности (оценка:  4-6 баллов при отсутствии показателей оцененных в 0 баллов);

К группе "Баланс" - учащихся со средней степенью активности (оценка: 2-3 балла при одном показателе - «широта» или «логика» оцененном в 0 баллов);

К группе "Поиск" - учащихся со степенью активности - ниже средней (оценка: 0-2 - балла при одном показателе - «логика» оцененном в 0 баллов);

К группе "Риск" - учащихся с низкой степенью активности (оценка: 0-2 балл при одном показателе - «субъектность» оцененном в 0 баллов, либо оценка: 0-2 балла при двух и более показателях оцененных в 0 баллов)

        Таким образом, целенаправленное использование данной системы оценивания и систематическое использование цифровых образовательных ресурсов позволяет добиться у подростков положительных результатов в конце обучения 6 класса:

Достигнутые результаты.

Дети умеют:

     •        измерять, вычислять, строить и анализировать, пользоваться лабораторными принадлежностями;

     •        ставить цель, организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей и чужой учебно-познавательной деятельности, выступать письменно и устно;

     •        сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать опровергать, делать выбор;

     •         самостоятельно получать знания из различных источников информации;

    •        выделять главное из потока информации;

    •        заниматься самостоятельной проектной деятельностью.

                                               

                         

                                         

                                               

                                                     Литература

1.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.–М.: Педагогика, 1987.  

2.Маркова А.К. Мотивация учения школьников. - М.: Просвещение, 1984.

3.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

4.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М. Педагогика, 1989.

5.Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. «Теория обучения: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

6.Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

7.Образовательная программа – маршрут ученика: Ч.II/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2000.

8 Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. // Известия Российской Академии Образования, 2010, № 2 (14).

9.Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – Томск; Москва, 1997. С. 392.

10. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.

11..http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm А.В.Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов".  

12.http://vrogdchasty.ucoz.ru/publ/5-1-0-12 НовиковаЕ.А. Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики.

13. http://urokimatematiki.ru/5klass/item/268-delenie.html -видеоуроки

14. Зубарева И.И. Мильштейн М.С.Гамбарин В.Г.-ЦОР по теме «Деление на десятичную дробь»

15.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fdf030a0-4d37-41b8-8738-2ced26206513/methodic.html  ЦОР комплекса Компетентность. Инициатива. Творчество.

16. http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%9E%D1%85,_%D1%83%D0%B6_%D1%8D%D1%82%D0%B8_%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0.#.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82_.D0.9E.D1.85.2C_.D1.83.D0.B6_.D1.8D.D1.82.D0.B8_.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.86.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.87.D0.B8.D1.81.D0.BB.D0.B0.21 учебный проект «Ох, уж эти отрицательные числа»

17.http://www.emissia.org/offline/2006/1030.htm Образовательная деятельность учащихся и критерии ее оценивания

                                                                                                                                                                                                                     Приложение № 1

                                           

Диагностика сформированности учебно-познавательной компетенции.

          Таблица 1.            Результаты 1 диагностики.

 Ф. И.

субъектность

логика

широта

Уровень

Беркунов Д.

2

1

0

средний

Бородин С.

1

0

0

низкий

Гладких А.

1

0

1

низкий

Евтугова Е.

1

0

0

низкий

Филонин Р.

2

1

1

высокий

Шорец А.

2

1

0

средний

Таблица 2. Распределение по группам.

Название группы

Кол-во человек

Успех

1

Баланс

2

Поиск

1

Риск

2

                                                                                   Приложение № 2

                                           

Диагностика сформированности учебно-познавательной компетенции.

          Таблица 1.            Результаты 2 диагностики.

 Ф. И.

субъектность

логика

широта

Уровень

Беркунов Д.

2

1

1

высокий

Бородин С.

1

1

0

низкий

Гладких А.

2

0

1

средний

Евтугова Е.

1

0

1

средний

Филонин Р.

2

1

2

высокий

Шорец А.

2

1

1

высокий

Таблица 2. Распределение по группам.

Название группы

Кол-во человек

Успех

3

Баланс

1

Поиск

1

Риск

1

Динамика сформированности учебно-познавательной компетентности.

Приложение №3 (на диске)

Приложение №4 (презентация на диске)

План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Сложение отрицательных чисел».

Цели урока:

  1. Образовательная. Помочь учащимся вывести правило сложения отрицательных чисел на конкретной задаче; добиться усвоения  учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения;

  1. Развивающая. Прививать каждому ученику вкус к самостоятельной, активной творческой деятельности, развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитательная. Воспитывать познавательную активность, ответственность, смелость суждений, критическое мышление.

Раздаточный материал:

Разлинованные листы с изображениями координатных прямых (для каждого ученика);

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Начнем урок. На прошлых уроках мы познакомились с новыми числами. Какими? (Отрицательными).

- Какие числа вы теперь знаете? (Натуральные, целые, дробные)

- А какие действия вы умеете выполнять с числами? (Сложение, вычитание, умножение, деление).

- Ребята, а со всеми ли числами мы умеем выполнять эти действия7 ( Нет)

- На прошлых уроках мы научились складывать  отрицательные  числа с помощью координатной прямой. Это удобный способ? (Нет).

- Значит, чему нам следует научиться? (Действиям с отрицательными числами). 

- А какое действие с числами мы будем изучать сегодня,  вы узнаете, если выполните следующее задание. (Слайд 1)

- Правильно, сегодня мы будем изучать действие сложение, и давайте запишем тему сегодняшнего урока «Сложение отрицательных чисел».(Слайд 2).

- В начале урока мы с вами  повторим изученный материал, затем попробуем сами сформулировать  правило сложения отрицательных чисел,  после чего,  используя это правило, мы будем решать задачи. За этот урок каждый из вас получит оценку, и я надеюсь, что все они будут положительными.

  1. Повторение пройденного материала.

1.Найдите модуль числа:

/-100/, /-17,2/, /0/, /2,73/, /3/7/.

  2. Найдите значение выражения:

/-3,6/+/-1,8/, /7 4/5/-/-2 1/5/, /-14/*/1 1/7/, /-9,9/:/10/.

  3. Сравните числа: - 9,8 и 0,7; -5,028 и 0; 0 и 4/9; -5/12 и -7/12; - 10,01 и -10,1.

Сейчас мы с вами повторим изученный материал по данной теме.

- Что называют модулем числа?

- Чему равен модуль числа... |5|, |-9| и |0|

- Найдите значения выражений: /-3,6/+/-1,8/, /7 4/5/-/-2 1/5/, /-14/*/1 1/7/, /-9,9/:/10/.

- Сравните числа (какое больше). -3 и 1; -8 и 0; -2 и -12, объясните почему?

- Если сравнивать положительное и отрицательное число, то всегда больше… какое?

- Если сравнивать отрицательное число и ноль, то всегда больше… какое?

- Если сравнивать два отрицательных числа, больше то…?

III. Объяснение нового материала.

Как вы знаете, впервые отрицательные числа появились в Китае во 2 веке до нашей эры. И толковались отрицательные числа как долг, а положительные числа – как имущество.

Разберем задачу:

Древний Китай. Бедный крестьянин берет в долг у своего богатого соседа 3 мешка риса для весенней посадки. Однако лето было плохое, засушливое,  и бедный крестьянин ничего осенью со своего поля не собрал. А впереди зима, и пришлось идти бедняку к соседу опять. Богатый сосед не отказал и дал в долг еще 7 мешков риса, но с условием вернуть весь долг с 10% надбавкой. Сколько же мешков риса должен отдать бедный крестьянин?

Далее на доске учитель разбирает решение: 3 мешка риса взяты в долг,  значит тройка будет каким числом… (Положительным или отрицательным)? Точно также и 7, тоже будет числом отрицательным. Нам  нужно найти сумму этих отрицательных чисел: -3 + (-7) = ? 10. A  как вы думаете: 10 будет положительным числом или отрицательным? (Отрицательным -10).

Итак, крестьянин должен 10 мешков риса, но условие - вернуть весь долг с 10% надбавкой. Нам нужно найти 10% от числа…? (10) Как нам быстро найти 10% от 10. (Поделить на 10. И  ответ будет 1)

Значит суммарно

-10 + (-1) = ? … -11.

Итак, мы вычислили долг бедного крестьянина, он составил 11 мешков риса.

Ребята, перед вами лежат разлинованные листы с изображениями координатных прямых, найдите сумму чисел,  показывая решение на чертеже.

- Сравните результаты решения  задачи и предыдущего задания, что общего? Попробуйте сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Прочитайте это правило в учебнике на стр 176. Сравните правило, которое сформулировали вы с правилом в учебнике.

Дети сравнивают результаты, после чего записывают в тетради «Алгоритм сложения отрицательных чисел». (Слайд 5)

  1. Сложить модули слагаемых;
  2. Перед полученным числом поставить «-».

IV. Закрепление изученного материала.

№ 1045.

(Первый столбик - устно  ребята проговаривают  решение, второй, третий -  письменно у доски и в тетрадях)

Физминутка:

- А теперь давайте поиграем в игру «Сели — встали». (Слайд 6)

(Если в  примере допущена ошибка, дети встают, поднимая высоко руки, если ошибки нет,  дети садятся)

№ 1046 (устно), №1047, 1048 у доски и в тетрадях с подробным решением.

№ 1051(устно, ответ обосновать)

  1. Подведение итогов. Вот и подошёл к концу наш урок, давайте подведём итоги (слайд 8)
  2.   Домашнее задание: п. 32, №1056 (а-е), №1060(а,в).

Приложение № 5 (на диске)

Приложение № 6

Информационная карта проекта «Ох, уж эти отрицательные числа»

Авторы Проекта

учащиеся _____ класса

__________________________   ____________________________

__________________________   ____________________________

__________________________   ____________________________

Срок сдачи Проекта

Задание:

1) Изучить историю отрицательных чисел

2)  Найти ответ на вопрос: Где встречаются отрицательные числа?

4) Приготовить творческие работы по теме отрицательные числа, оформить красочно, красиво.(сказки, стихотворения, кроссворды и т.д.)

5) Подготовиться к защите проекта.

План работы над Проектом

1. Изучить теоретический и практический материал, используя книги, интернет и другие источники.

2.Составить  вики-статью по теме «История отрицательных чисел»

3. Изготовить закладки по теме «Где встречаются отрицательные числа?»

4. Оформить книгу «Заниматика в королевстве отрицательных чисел»

5.Провести защиту Проекта на уроке.

Критерии оценки Проекта (макс. 5 баллов):

Содержание Проекта

Заниматика, Закладки

Вики статья

Защита Проекта

Общая отметка (ср.ариф)

Критерии

- раскрытие темы;

- указание литературы, других источников.

- наглядность;

- красочность.

- наличие рисунков, таблиц;

- оригинальность

- поставлена цель исследования,

- есть ссылки на дополнительные источники,

- есть вывод.

- грамотность;

- логичность;

- участие всех в группе;

- понимание темы;

- буклет.

Отметка

Приложение № 7(на диске)

Приложение №8 (Презентация на диске)  

План-конспект урока математики в 6 классе по теме «Сложение  чисел с разными знаками ».

Цели урока: 

Образовательная. Обобщить и  повторить знания по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел», закрепить умения и навыки учащихся при решении уравнений и задач, отрабатывать умение складывать числа с разными знаками.

Развивающая. Развивать память, внимание, познавательные способности учащихся.

Воспитательная. Воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, учить работать в группах, совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.

Оборудование: экран, компьютер, презентация, колонки, карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Класс делится на 2 команды, которые сидят за отдельными столами. Каждая получает лист учёта, куда заносятся баллы.

- Сегодня необычный урок –  урок – соревнование.  Перед вами шахматная доска, надеюсь, вы все хоть раз играли в шахматы и умеете правильно называть ячейки. ( Если нет, то учитель объясняет). Каждая ячейка оценивается определёнными баллами, которые заносятся в лист оценивания команды. Есть ячейки, в которых можно заработать баллы, как для команды, так и в личную копилку. Они будут помечены специальным значком. Выиграет та команда, члены которой наберут большее количество баллов.

II. Сообщение темы урока.

 Сегодня мы с вами повторим то, что прошли в течение нескольких уроков. Вспомните, чем мы с вами занимались на уроках, какие темы изучали, что вас заинтересовало больше всего, что запомнилось, что осталось непонятным по теме «Сложение положительных и отрицательных чисел». Итак, приступим.

  -Но прежде мне хотелось бы увидеть, с каким настроением вы приступаете  к нашим соревнованиям.

(у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению в данный момент).

- Оценивание детьми своего настроения: прием «Мордашки»

Отличное

Равнодушное

Плохое

III. Обобщение и систематизация знаний.

1а  (5 баллов) (Задания, помеченные долларом, нужно выполнять индивидуально).

Определите 1-ую цифру ответа, замените ее буквой, букву запишите в «окошечко». Прочитайте имя этого математика

-31 + (-14) = ?

-14 + (-13) = ?

-90 + (-17) = ?

-32,7 + (-21,4) = ?

-110 + (-220) = ?

с

а

г

с

у

Этого немецкого ученого называли королем математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в 3-летнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиком. Однажды в школе (ему в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у мальчика уже был готов ответ.

        .

2а  ( 7 баллов) Занимательные задачи.

1. Чему равна сумма всех целых чисел от – 499 до 501?  (1001)

2. Расставить скобки и знаки действий  (+ и – ), чтобы выполнялся порядок       действий.

       1     3       2

а) 7   8   13   15 = - 3.      

                                     Ответ:  (7 – 8) + (13 – 15) =- 3

          2     1    3

б) – 9   3   15   4 = - 25    

                                     Ответ:   -9 + (3 – 15) – 4 = - 25

3а   “Словарный диктант” (вставить пропущенные буквы) Выполняют все в своих тетрадях, потом меняются тетрадями с соседом по парте, и проверяют. Учитель при этом диктует пропущенные буквы.

Вариант 1

1. Изм.. .нение
2. К.. .рд.. .ната точки
З. Пр.. мая
4. П.. .л. . .жительное число
5. П... вышение
6. Н.. .чало от.. .чета
7. Модул... ч.. .сла
8. Пр.. .т.. .воположные чис ла

Вариант 2

1. Коорди..натная пр..мая
2. ..трицательное число
3. П..р..м..щение
4. Ув..л..чение
5. Н..чало к..рд..нат
6.П..н..жение
7. ..елые числа
8. Модул.. ч..сла

1б .   Тест.

2b Физминутка.

- Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.  Можете потянуться, попрыгать.

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло.

Как свет весенний, как тепло костра:

Пусть для тебя источником добра

Не станет то, что для другого – зло.

  Самостоятельная работа.( Каждый ученик выполняет  в своей тетради)

В конце урока тетради сдаются на проверку учителю

1 вариант

2 вариант

1) -12 + (-8)

1) -35 + (-24)

2) 37+ (-56)

2) 48+ (-67)

3) -5,4 + (-3,5)

3) -17,2 + (-5,9)

4) 4,61 + (-2,29)

4) 4,75 + (-2,83)

5) -1,68 + (-1,68)

5) -0,48 + (-0,48)

1с ( 7 баллов) Решите задачу с помощью уравнения.

 В течение недели уровень воды изменялся на 1,4 м; - 2,7 м; 3,6 м;  2,1 м; -0,2 м; - 3,1 м; 0,9 м. Найдите уровень воды в начале недели, если в конце недели он составил 4м.

Решение:  х + 1,4 – 2,7 +3,6 + 2,1 - 0,2 – 3,1 + 0,9 = 4

                  х +2 = 4

                  х = 4-2

                  х = 2м.

2с (3балла)   Отгадайте ребусы.

Ответы: положительное, модуль, понижение.

3с (4 балла)  Сложите числа с помощью координатной прямой.

-2+4, 3+(-1), 2+ (-2), -8+ (-1).

  Ответ: 2; 2; 0; -9.

IV. Подведение итогов.   Вот и все, ребята, наши соревнования подошли к концу, давайте вывернем наши копилки  и подсчитаем баллы.

Критерии оценок команды:

26-24 баллов «5»,

23-22 баллов «4»,

21-20 баллов «3»

(Оценки за индивидуальную работу выставляются учителем после проверки).

- Молодцы, ребята, потрудились на славу. В заключение хотелось бы мне вам пожелать:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

        С. Маршак.

V. Рефлексия.

- Ребята, у каждого из вас на столе мордашки (зеленые, желтые и красные). Уходя из класса, вы прикрепите их на доску. Но перед этим хотелось бы обсудить почему вы их выбрали?

         Кружок зеленого цвета обозначает: «Я удовлетворена уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работала на уроке и получила заслуженную оценку, я понимала все, о чем говорилось и что делалось на уроке».

Кружок желтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимала в нем активное участие, урок в определенной степени полезен для меня, я отвечала с места, я сумела выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».

Кружок красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получила мало, я не очень понимала, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я была не готова».

Приложение №9

Ребусы в королевстве отрицательных чисел.

1)  ЛЧ    2)         КЧ

3)                          ,         

                                 

                                       1, 3                                                                                                                                                                            

4)                         Ди

                                               Та

                      1, 2, 4, 3

5)                

           

       ,                  ,

  1. М  П             , 

             

По        ,, 

                ,,                  с=е

         

       чи                    ,                                                    

 

Приложение № 10(на диске)

Приложение №11

                        Мой двойник.

Катилось как-то раз ранним утром положительное число, катилось, катилось и вдруг наткнулось оно на своего двойника.  Всем они похожи, только разница в том, что у одного стоит «минус» перед носом. Удивилось положительное число и спрашивает у своего случайного спутника :

- Ты кто? Откуда ты взялось? Почему у тебя на носу «минус»?

А двойник отвечает:

-Я отрицательное число, поэтому у меня на носу «минус». Похож я на тебя потому что мы с тобой противоположные числа.. А пришел я со своими братьями и сестрами, отрицательными числами с древнего Китая и мне уже 2100 лет. Только вот вас положительные числа люди любили, а к нам относились с некоторым недоверием, считая нас не совсем реальными».

- Ничего, какая у тебя родословная. Жалко стало положительному числу отрицательное.

- Давай дружить, говорит оно ему.

– Давай.

И покатились они вместе и стали дружить.

Беркунов Д.

Как мужик купца проучил.

 Решил как- то мужик купить себе  2 сажени  ситца на новую  праздничную рубаху, да  аршин жене на сарафан.  Собрала его жена в дорогу,  положила в котомку ему четвертной, крынку молока да четверть хлеба, ведь путь не близкий 10 вёрст,  и наказала:  

Вырос верстой, да не будь простой.

Рано утром он был уже на месте. Народу на базаре было видимо – не видимо. Пошёл мужик искать лавку с тканями, вдруг слышит, неподалеку от него кричит продавец: продаю хвост лисий на воротник для шубы. Отдам за две полтины с пятиалтынными или за два хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост!

Мужик, вспомнил, что его жена давно у него просила воротник на шубу, да всё никак не получалось. Решил он порадовать свою жену и купил лисий хвост.

Пошёл мужик дальше, проходя мимо лавки  «Рыба и мясо», он увидел курицу, в клетки. Мужик удивился и спросил у купца, почему она в клетки, купец ему ответил: потому, мужик, она в клетки, что эта курица не простая , она несёт яйца золотые,  а стоит 1 фунт курицы  рубль с полтиной.

 Мужик подумал, подумал и решил  куплю курицу, будет в доме прибыль. Взял курицу и пошёл дальше.

Подходит он к лавке, где продаётся ткань.

- Здорово, купец!

- Здравствуй, мужик!  

-  А продай-ка мне две сажени красного  ситца  на рубаху, да аршин жене на сарафан.

- А, пожалуй, продам. Вот твоя материя!

- И это всё?

- Конечно!

- Каким же аршином ты мерил?

- Своим, разве ты не знаешь, что у нас каждый купец своим аршином меряет?

- А ты разве не знаешь, что уже давно есть казенный аршин?

Достал мужик деревянную линейку и стал он ей бить купца приговаривая: знай, обманщик, знай почём пуд лиха.

                                                                                     Гладких А.

Приложение №12

Перечень цифровых образовательных ресурсов используемых в 6 классе.

1.Программа «Электронный справочник»

2.Программа  "Делимость чисел"

3.Презентация  «Делители и кратные»

4.Тест «Делимость чисел»

5. Презентация в виде игры «Делимость чисел»

6. Динамический мультфильм «Наибольший общий делитель»

7. Динамический мультфильм «Наименьшее общее кратное»

8. Презентация «Простые и составные числа»

9.Программа  "Обыкновенные дроби"

10. Основное свойство дроби

11.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

12 Тест по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

13. Презентация «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел».

14. Презентация «Умножение дробей»

15. Презентация «Применение распределительного свойства умножения»

16. Диктант «Нахождение числа от его дроби, и по его дроби»

17. Презентация «Взаимно обратные числа»

18. Презентация «Нахождение дроби от числа »

19. Тест на умножение и деление обыкновенных дробей

20. Презентация «Отношения»

21.Презентация «Пропорция»

22.Презентация «Прямая и обратная пропорциональная зависимость»

23. «Масштаб»

24.Диктант по теме «Площадь круга»

25.Модуль числа

26.Изменение величин

27 презентация «Путешествие в страну отрицательных чисел»

28Программа «Положительные и отрицательные числа»

29.Игра «Плюс и минус» (Математическая игротека)

30.Игра «Обыкновенные дроби» (Математическая игротека)

 31. Игра «Дроби и проценты

32. Программа «Живая математика»

33 Сложение отрицательных чисел.

34. Тренажер

35. Тест

36. Своя игра

37 Путешествие «Сложение чисел с разными знаками»

38. Презентация Умножение»

39. Презентация «Деление»

40. Презентация «Рациональные числа»

41. Тренажер

42. Презентация «Раскрытие скобок»

43.Тест «Раскрытие скобок»

44. Презентация «Подобные слагаемые»

45. Диктант «Подобные слагаемые»

46. Презентация «Решение уравнений»

47  Тест «Решение уравнений»

48. Карточки с координатами

49.Презентация «Координатная плоскость»

50. Программа «Рисуем по координатам»

Тематическое планирование по математике. 6 класс (Виленкин Н.Я., 5 часов в неделю.)

№ урока

Содержание учебного материала

ЦОР

Делимость чисел (20ч).

1-3

Делители и кратные.

1,3

4-6

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

1,2,4,9,10.

7-8

Признаки делимости на 9 и на 3.

1,2,4,9,10

9-10

Простые и составные числа.

1,8

11-12

Разложение на простые множители.

1,2

13-15

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

1, 6

16-19

Наименьшее общее кратное.

1,7, 5.

20

Контрольная работа №1

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (22ч).

21-22

Основное свойство дроби.

1,9,10

23-25

Сокращение дробей.

1,9

26-28

Приведение дробей к общему знаменателю.

1,9,

29-34

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

1,9,11,12,

35

Контрольная работа №2

36-41

Сложение и вычитание смешанных чисел.

1,9, 13

42

Контрольная работа №3

Умножение и деление обыкновенных дробей (31ч).

43-47

Умножение дробей.

1,9,14

48-51

Нахождение дроби от числа.

1,9,18

52-56

Применение распределительного свойства умножения.

1,9,15

57

Контрольная работа №4

58-59

Взаимно обратные числа.

1,9,17

60-64

Деление.

1,9,19

65

Контрольная работа №5

66-70

Нахождение числа по его дроби.

1,9,16,31

71-73

Дробные выражения.

1,9

74

Контрольная работа №6

Отношения и пропорции (22ч).

75-79

Отношения.

1,20

80-82

Пропорции.

1,21

83-85

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

1,22

86

Контрольная работа №7

87-88

Масштаб.

1,23

89-90

Длина окружности и площадь круга.

1,24

91-92

Шар.

93

Контрольная работа №8

Положительные и отрицательные числа (13ч).

94-96

Координаты на прямой.

1,27,28, 32,

97-98

Противоположные числа.

1, 28, 32

99-100

Модуль числа.

1,25

101-103

Сравнение чисел.

1,28

104-105

Изменение величин.

1,26

106

Контрольная работа №9

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(11ч).

107-108

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

1,28,32

109-110

Сложение отрицательных чисел.

32,33,37

111-113

Сложение чисел с разными знаками.

28,29,35

114-116

Вычитание.

28,36

117

Контрольная работа №10

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (12ч).

118-120

Умножение.

1,28, 38

121-123

Деление.

1,28, 39

124-125

Рациональные числа.

40,41

126

Контрольная работа №11

127-129

Свойства действий с рациональными числами.

1,28,41

Решение уравнений (13ч).

130-132

Раскрытие скобок.

42,43

133-135

Коэффициент.

136-138

Подобные слагаемые.

44,45

139

Контрольная работа №12

140-143

Решение уравнений.

46,47

144

Контрольная работа №13

Координаты на плоскости (11ч).

145-146

Перпендикулярные прямые.

32

147-148

Параллельные прямые.

32

149-150

Координатная плоскость.

48, 50

151-152

Столбчатые диаграммы.

153-154

Графики.

32

155

Контрольная работа №14

Итоговое повторение курса 15 часов.

156

Делимость чисел

157-159

Действия с обыкновенными дробями

160-161

Пропорции

162-164

Действия с рациональными числами

165-166

Решение уравнений

167

Координатная плоскость

168-169

Контрольная работа №15

170

Итоговое занятие. Анализ контрольной работы

Приложение №13.

Система оценивания учебно-познавательной компетентности.

Критерии

Показатели по уровням

Низкий

Средний

Высокий

Субъектность.

Решение учебно-познавательных задач по заданной педагогом «кальке».

Принятие участия в выборе стратегии решения  учебно-познавательных задач.

Осуществление учащимся самостоятельного выбора стратегии решения учебно-познавательных задач.

Логика.

Отсутствие понимания последовательности и закономерности процесса решения учебно-познавательных задач.

Примерное видение учащимся плана решения учебно-познавательных задач,  предположение результата.

Отчетливое понимание учащимся разумности и закономерности процесса решения учебно-познавательных задач.

Широта.

Решение задач репродуктивного характера

Решение предложенных задач  творческого характера с намеченным планом действий

Поиск творческих задач и их решение, осуществление учащимся в широком диапазоне  учебно-познавательной деятельности

             

Поморова Елена Владимировна


 

Комментарии

Смирнова Наталия Витальевна

Очень интересная работа. Спасибо.

Абушова Ксения Владимировна

Спасибо за материал, готовлю реферат к аттестация ваша работа мне очень полезна. Успехов в работе.