"Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе"

Саушкина Ирина Анатольевна

 

«…Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа».

                                        (Из концепции государственной политики).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_duhovno-_nravstvennoe_vospitanie.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

"Духовно-нравственное  воспитание на уроках музыки и во внеклассной работе"

Учитель музыки: Саушкина Ирина Анатольевна

«…Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа».

                                      (Из концепции государственной политики).

Вспомним понятия: духовности и нравственности. Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.

Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки.

Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу, развивают художественный вкус.

Я, как учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно – нравственные качества.

По моему мнению, музыкальному образованию в этом процессе принадлежит решающая роль по ряду причин: во-первых, музыкальное воспитание - самое доступное и массовое – ведь музыка окружает человека буквально с первых лет его жизни; во-вторых, музыка обладает наибольшим эффектом эмоционального воздействия, она способна затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву; в-третьих музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.

Я работаю по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева и считаю, что именно эта программа подходит для формирования у ребенка “вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.

В первом классе учащиеся узнают традиции своего народа. Темы: «Родной обычай старины», «Край в котором ты живёшь»   знакомят с народными песнопениями  и обрядовыми праздниками, с музыкой  родного края. Творческие задания: сочинить мелодию, создать инсценировки песен и сказок, позволяют использовать «метод создания композиций» – раскрывать содержания музыкального произведения в сочетании различных видов музыкальной деятельности: игра на народных инструментах, актёрское воплощение роли, исполнение колядок, сочинение «музыкальных пожеланий»…Дети  осваивают бесценный культурный опыт поколений.

Большое внимание на уроках музыки стараюсь уделять и формированию уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Важные нравственные постулаты на роках музыки закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на учащихся.

В программу 2-4 классов включены очень важные темы: «Россия – Родина моя»,    « О России петь – что стремиться в храм».  

Учащиеся 5-7 классов выполняют творческие работы, которые способствуют активизации познавательной деятельности, развитию креативности, исследовательских умений. Авторы предлагают темы: «Образы  Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

Духовно-нравственное воспитание продолжается не только  в рамках образовательного процесса, но и во внеклассной  работе. Говоря о воспитание такой личности, стоит особо отметить возможности хоровой деятельности. Песня объединяет всех. Александр Васильевич Свешников (1890—1980) - советский и российский дирижёр, хормейстер, педагог, музыкальный деятель писал: «Хоровое пение-искусство истинно народное». Павел Григорьевич Чесноков  (1877-1944) - русский советский хоровой дирижер, композитор, педагог, в своём труде «Хор и управление им» даёт понятие хора: «Хор-это коллектив исполнителей, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы». Его книга положила начало развитию хоровой науки и стала настольной для всех дирижеров.

            В хоре воспитание личности  происходит через коллектив. Нельзя красиво исполнять произведение, если в коллективе нет доброжелательной атмосферы, уважения друг к другу.

         Роль дирижёра в хоре велика. «Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их» (Чесноков). Необходимо так же добавить, что дирижёр должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. Уровень музыкальных способностей у детей разный. Очень важно, чтобы педагог не создавал у детей негативного отношения к тем, кто-то поёт хуже, делая им постоянные замечания, а формировал у них чувство коллективизма, готовности прийти на помощь. Одним из способов воспитания может быть такая практика, когда на занятии старшие и более опытные хористы садятся рядом с младшими. Они помогают малышам  петь по партитурам, следят  за нотами, водя по ним пальчиком и правильно интонируя.

      Важно сформировать  у ребенка представление о самом себе, воспитывать в нём уверенность, умение анализировать поступки, чувства, мысли, научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Одним из важнейших нравственных качеств, необходимым для дальнейшего формирования личности, является патриотизм. Быть патриотом это значит осознанно любить  свой город, край, Родину. 

Ежегодно в школе проходят встречи с ветеранами и подготовка к праздничному концерту. На концерте исполняют любимые песни наших гостей, песни военных лет и песни победы.

Сегодня много конкурсов и фестивалей проходит на базе районных, городских  МОУ ДОД «Дворец детского творчества», МОУ ДОД «Центр детского творчества»: «С чего начинается Родина?», «Великой Победе посвящается!», «Наследники Победы». Дети с большим желанием участвуют в этих конкурсах и фестивалях, где занимают призовые места. В этом году в районном конкурсе «Великой победе посвящается» 1 место в номинации «Вокальное пение» Урзяевой Людмиле,  3 место в номинации «Дуэт» Урзяева Людмила, Федотова Даша.  В фестивале творческих коллективов художественной самодеятельности муниципальных общеобразовательных учреждений «Наследники Победы», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; 1 место хоровому коллективу, 2 место в номинации «Сольное пение» Урзяевой Людмиле.

Участие в таких мероприятия воспитывает чувства патриотизма, гордости и уважения к Родине, подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, повышает исполнительское мастерство участников, позволяет обратить внимание подрастающего поколения на творчество композиторов песенников: М. Блантера, А.Новикова, А. Пахмутовой, Е. Крылатова,  Г.Струве… Верю, что в результате рождается новое отношение  к окружающему его миру,  России и её богатейшей истории.

Огромную роль в духовно-нравственном воспитании играет детский фольклор. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Это видно из поговорок, считалок (считалки – это удачный способ детям договориться между собой), фольклорных игр – где нужна концентрация детского внимания и соблюдения правил игры

Воспитательные задачи на занятиях фольклором заключаются в формировании нравственных человеческих качеств: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам; а также формировании национального самосознания учащихся, уважения к своему народу.

Фольклорный ансамбль посещают дети младшего и старшего школьного возраста, и бывает, что мы проводим общие для всех мероприятия. Поэтому перед педагогом встает задача объединения обучающихся в один дружный коллектив. Где старшие будут наставниками, помощниками младшим участникам ансамбля.

Другим средством передачи традиции народа служат песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, они несут знания о человеке и средствах формирования важнейших понятий о добре и зле, средствах познания родного языка, родной речи. Репертуар ансамбля подбирается с учетом возрастных особенностей детей и циклом народного календаря.

В нравственном воспитании подрастающего поколения огромную роль играют народные праздники и обряды. Главной целью нравственного воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Результатом духовно-нравственного воспитания являются выступления учащихся на школьных, районных, городских, республиканских концертах, конкурсах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности.

В этом году приняли участия в фольклорный фестиваль «Русская завалинка – от платка до валенка»  3 место в номинации «Фольклор»  Урзяева Людмила , 3 место в номинации «Фольклор» Федотова Дарья, 3 место в номинации «Фольклор» ансамбль «Голубки».

Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.