Главные вкладки

    Ш.А.Амонашвили: «Школе нужны учителя света»

    Этот человек давно уже стал  классиком. С его именем неразрывно связано понятие «гуманная педагогика», он внёс огромный вклад в дело развития образования в России ещё до начала официального его ре формирования. Сегодня мы беседуем с доктором психологических наук, профессором, академиком РАО, руководителем Международного центра гуманной педагогики Шалвой Александровичем Амонашвили.  

    – Шалва Александрович, прежде всего от редакции журнала разрешите поздравить Вас с присуждением Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год. Мы помним, что Вы стояли у истоков реформирования образования РФ: в 80-х годах сотрудничали с легендарным ВНИК «Школа», в 90 х – участвовали в подготовке важнейших государственных документов. Хотелось бы узнать Ваше мнение по целому ряду актуальных сего дня проблем. Что происходит с системой образования в России? По чему мы принимаем и вновь меняем образовательные стандарты?
    – Мы живём в очень непростое время. Время свободы – это время перемен, пересмотра привычных ценностей. Многое меняется, но многое остаётся и неизменным. А что-то важное, ценное нам ни в коем случае менять не следует. Существующую систему образования мы получили в наследство от СССР. Я не хочу, не могу и не стану ругать прошлую систему образования, ибо советская система давала мощный фундамент знаний, умений, навыков. Но этот фундамент во многом базировался на авторитарной системе воспитания. Закон принуждения пропитывал всю советскую систему образования. Понятно, чем это было вызвано: авторитарное государство породило авторитарную систему воспитания. В той социальной системе авторитарность была, по сути, единственно оптимальной: она давала быстрые и удобные инструменты управления людьми. А что теперь? Да, сегодня мы пытаемся строить новое государство, мы стали более свободными и провозглашаем новые идеи свободного порядка, но… свобода пришла, а авторитаризм в преподавании остался. В современном образовательном подходе, если сравнивать с советской системой, к сожалению, мало что изменилось.  

    – Как же так, Шалва Александрович? А новые образовательные системы, новые учебники?..
    – Да, вы правы: в последние полтора десятилетия заявили о себе новые, отвечающие современным запросам, развивающие образовательные системы, появились качественные учебники, по которым с удовольствием учатся школьники. Но всё это напоминает мне новогоднюю ёлку с яркими игрушками. За полтора последних десятилетия столько появилось новых «игрушек» – учебники, образовательные системы, ЕГЭ, образовательные стандарты, реформы, а «ёлка» то сама старая. Вот и стоит сухое дерево, всё обвешанное яркими «игрушками». Вы и представить себе не можете, сколько реформ в системе образования мне приходилось наблюдать, начиная с 50-х годов! Я боюсь, что нынешняя реформа, как и те, что начинались в прошлом, кончится ничем. А знаете, в чём проблема? В том, что и нынешнюю реформу затеяло правительство. Министерство по указке сверху выполняет заказ правительства, учителя лишь выступают в роли послушных исполнителей, а реформы должны идти снизу. Настоящая реформа рождается в душе учителя. Когда его душа обновляется, он устремляется к переменам, к изменениям. Реформа напрямую зависит от учителя, только он может реформировать – или деформировать – школу.  

    – По Вашему, школе реформы не нужны?
    – Такие – нет. Они ничего не дадут ни школе, ни школьникам, ни учителям. Вы, кстати, не задумывались, почему у нас в стране что ни год, так новые изменения в системе школьного образования? Почему изобретаются и вешаются на «ёлку» новые «игрушки»? Мы, к сожалению, пытаясь добиться положительных перемен, постоянно смотрим на Запад, калькируем готовые западные шаблоны и бездумно переносим их на российскую почву. Возможно, многие западные элементы в сфере экономики, политики, науки и стоит позаимствовать и внедрить в России. Но зачем это делать в отношении образования? Сравните, и вы увидите, что западные системы школьного образования меркнут перед школами В.А. Сухомлинского и К.Д. Ушинского. Почему то никто в Министерстве образования не задумывается – и это меня сильно тревожит, – что начальная и основная школы являются хранилищем национального духа, национальной самобытности и языка. Отказываясь от нашей, российской школы, делая её «международной», мы теряем свои национальные корни. И это очень опасно!  

    – И как же вернуться к этим корням?
    – Необходимо расширять сознание учителей. Это вопрос не количества знаний или навыков. Я говорю о внутреннем мире учителя, состоянии поиска, творчества, рождения идеи. Когда человек открывает в себе творца, – лишь тогда можно говорить о расширении его сознания. Именно этим должны заниматься педагогические вузы, институты повышения квалификации и переподготовки учителей. И именно этим занимаюсь я в своих лабораториях, проводя курсы, устраивая чтения. Наша задача – всех тех, кто работает с педагогами, – повернуть учителя в сторону духовности, научить его думать и работать по-другому. А это очень не просто. Для этого нужны и наше стремление, и добрая воля учителя.  

    – Шалва Александрович, почему так важна, с Вашей точки зрения, «духовность»? Вы делаете на ней такой сильный акцент…
    – А иначе сегодня в России нельзя. Знаете ли вы, что в нашей стране ежедневно в среднем кончают самоубийством 18–20 школьников? Это тысячи ребят в год! И в большинстве случаев причина, толкнувшая их на это, во многом связана со школьной жизнью. А вы знаете, что в России официально 2 миллиона детей бомжей? Вы только представьте себе эту цифру! А всё от того, что ни в школе, ни дома дети не находят духовной опоры, не чувствуют тепла и любви. Сухомлинский утверждал, что без духовной общности нет воспитания. Наше современное образование сегодня сфокусировано лишь на знаниях: их объёмах, методиках преподавания, инструментах проверки. Отсюда ЕГЭ, вырванные кусочки информации, кроссвордные методы проверки, отсюда постоянно меняющиеся стандарты образования. Из школы исчезло самое главное – воспитание. Ошибаются те, кто считает, что учителя должны только давать знания, а воспитывать – дело родителей. Те, кто придерживается такой точки зрения, выбирают самый лёгкий путь, дорогу, которая, выражаясь языком Александра Грина, ведёт в НИКУДА. Что мы получим в итоге? Ребят знающих, но невоспитанных. А это опасно. Д.И. Менделеев говорил: «Давать знания необлагороженному человеку – то же самое, что давать саблю сумасшедшему». Делайте выводы! В последнее время многие задаются вопросами: откуда берутся террористы? Откуда такая дикая злоба в современных подростках? Юные скинхеды, обкуренные шестнадцати летние убийцы и насильники – откуда они? А они живут рядом с нами.  Мы их сами выращиваем. Мы даём им знания по химии, физике, математике, но не даём им уроки нравственности и духовности. Теряя сегодняшних школьников, мы теряем наше будущее, будущее России, ведь сегодняшние первоклашки будут руководить Россией в 2050-х годах. Какая тогда будет экономика, если уже сейчас духовность начинает отставать? Поэтому я считаю, что сегодня мы имеем дело не с кризисом экономики, а с кризисом духа. И потому так важны сегодня такие образовательные направления, как, в частности, система «Школа 2100», которые в своей основе опираются именно на духовность. Увы, в традиционной образовательной системе этого нет. Знаете, как по «традиционке» учат, к примеру, литературу? Вот так: учитель даёт стандартные блоки информации, задаёт стандартные вопросы и сочинения, на которые есть уже готовые стандартные ответы. Где здесь творчество? духовность? совместный поиск истины? Этого нет, только формальность! Так преподавать литературу нельзя! Я вспоминаю свою учительницу Варвару Варгаишвили. Единственная учительница в моей жизни, других не признаю. Помню, как 1 сентября она пришла в наш 8-й класс и сказала: «Ребята, найдите поэму "Витязь в тигровой шкуре"». И мы изучали эту поэму целый год: вместе увлечённо читали, анализировали, представляли в лицах, оценивали поступки героев. А ведь тогда, в 1947 году, в программе литературы мы должны были изучать стихи о Сталине, Берии, партии, социалистическом реализме. Она всё отмела, и мы изучали настоящую литературу, наслаждаясь великой поэмой. Варвара Варгаишвили очень рисковала, но она по натуре была Учителем с большой буквы и сумела реформировать наше детское сознание.

    – Такими учителями, наверное, рождаются…
    – Конечно, такому подходу научить нельзя. Только сам учитель может открыть в себе творческую личность, если, конечно, достучится до своего таланта. Те, кто работает с педагогами, должны всячески поощрять учителей.  Беседуя с учителями в своих лабораториях или на чтениях, я говорю им: «Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звёздные дети! Так станьте же для них Звёздным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придёт. Ваша устремлённость – это шаг к свершению».  

    – Шалва Александрович, Вы призываете искать в себе Свет, творить. А ведь, как правило, обычный педагог зажат в тисках определённых школьных правил, норм, официальных стандартов. Вырваться за эти рамки нашим учителям трудно, а многим просто и не хочется…
    – Понятие «образовательный стандарт» само по себе вроде необходимо, но при воплощении становится не очень хорошим понятием. В стандартах нуждается политика, а не педагогика. Ушинский утверждал, что «педагогика – не наука, а высшее искусство». Мне однажды довелось присутствовать в Страсбурге как раз на обсуждении образовательных стандартов: Европа тогда принимала единый образовательный стандарт, а я выступал в качестве сопредседателя Совета творческих учителей. Хорошо помню, как тогда возмутила меня идея стандарта. А потом я понял их позицию. Это был вопрос не образования, а политики. Европа открывала свои границы. Важно было сделать так, чтобы в любой ситуации – когда, к примеру, семья из Италии перебирается во Францию – не были ущемлены права ребёнка. Но, принимая единый образовательный стандарт, европейцы намеренно занижали образовательный уровень школьников. Они их уравнивали по минимальной шкале, объясняя это тем, что в разных странах дети развиваются по-разному, и школьники, попадающие в новую учебную среду, не должны почувствовать себя ущемлёнными. А что делаем мы в своей стране? Наша Российская академия образования сделала профессионально всё возможное при подготовке документов. Но боюсь, что, вводя образовательные стандарты, мы искусственно сдерживаем развитие ребёнка. Ориентируясь на «слабого» ученика, мы намеренно занижаем образовательный уровень в нашей стране. Стандарты – такая же «ёлочная игрушка», как и ЕГЭ. Я уже говорил, но повторюсь: печально, что российский образовательный мир подвергается атаке западных технологий. Запад – не мера для нас в сфере образования. В этой области мы выше и сильнее их. Где родились и творили лучшие педагоги? В России. Ушинский, Пирогов, Макаренко, Сухомлинский – вот те примеры, на которые надо ориентировать наших российских учителей. У нас в России есть прекрасные образовательные системы – к примеру, уже упоминавшаяся «Школа 2100», есть продуманные и проработанные теория развития и теория гуманной педагогики. Они помогают и учителю творить, и ребёнку развиваться. И потому, обращаясь к педагогам, я хочу сказать: если образовательные стандарты мешают вашим ученикам расти и развиваться, вспомните, что ни один стандарт не имеет смысла без вашего педагогического творчества. Я знаю, что в новые образовательные стандарты заложено понятие духовности. Это меня радует, но если эта «духовность» останется лишь литературным понятием на бумаге, то грош цена таким стандартам. Кроме того, я уверен, что нельзя предлагать новый стандарт без специальной подготовки. А то нередко так случается, что учителя получают новые образовательные системы, но не знакомы с принципами, на основе которых эти программы написаны. Результат: декларируем современное, необходимое, а учим по старому. И вообще, если вводятся новые стандарты для детей, надо устанавливать свои стандарты и для учителей.  

    – Не много ли Вы требуете от учителей?
    – У них и ответственность больше. Им многое даётся и доверяется, за это с них и спрос. Эту ответственность надо внушить педагогам. Настоящие учителя – соработники у Бога. И перед Ним отчитываются за тех детей, которых Он нам посылает.  Поэтому так важен обновляющий подход в душе учителя. Если учитель открыт к новому, открыт сердцем, он многое поймёт, он ломает в интересах своего ученика все стандарты и идёт дальше. Но сегодня немало учителей, которые совсем не хотят идти вперёд. Тех, кто считает, что их опыт даёт им право НЕ меняться, НЕ творить, НЕ идти вперёд. Встречая таких педагогов «двоечников», я вспоминаю одну поговорку: «Мудрость приходит с возрастом, но иногда возраст приходит один». Молодой педагог с опытом 5 лет, если он творчески подходит к своей миссии, может дать значительно больше, чем учитель с 20 летним стажем, который превратился в «душевного лентяя». Нам нужны учителя творцы, учителя искатели нового, учителя, готовые положить на алтарь образования свою душу и совесть. Именно такого учителя я называю «рыцарем гуманной педагогики». Под таким названием скоро выйдет моя новая книга для педагогов. В ней я постарался сформулировать нормы гуманного педагога. Назову три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого. Первая – верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. Как поступать? Если учитель будет принимать какого ни будь ученика как «слабого», тот, может быть, слабым и останется. А если будет искать в этом ученике зерно силы, он и сделает его сильным. Вторая заповедь – верить в свою искру Божию. Даже если ты ещё не чувствуешь себя Учителем от Бога, надо верить в эту искру, – и ты её ощутишь в себе. Говори себе: «Я – Учитель от Бога», – и иди к детям. И третья – верить в силу гуманной педагогики, не авторитарной, не силовой, а гуманной, творческой. Конечно, педагогика не всесильна. Но надо верить в себя и свои силы и творить. И тогда вера твоя передастся ученикам, поможет им встать на ноги и откроет перед ними большой и прекрасный мир.


    Интервью журналу «Начальная школа плюс До и После» № 1 за 2010 год (http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/2010-01).

     

    Комментарии

    Прочитав статью "Школе нужны учителя света" я получила новый импульс к творчеству. В современных условиях очень важно, помнить, что нужно дать не только образование, но и работать над душой ребенка. Воспитать маленького человека активной и творческой личностью. Очень помогали такие предметы, как "Духовное краеведение Подмосковья", "История Московской области", "Основы православной культуры", но сейчас на эти предметы выделен 1 час в 8 классе. Очень грустно, подготовлены методические комплекты по этим предметам, учителя прошли курсы, вдруг все изменилось, исчезли часы, заменились уроками физкультуры (3 часа), ОБЖ, технологии. Я думаю, что рассказы о подвигах героев и жития святых в курсе "Духовного краеведения" заставляли учащихся(или сейчас уже надо называть обучающихся)задумываться над смыслом жизни,заполнять их душу не ложными ценностями, а духовно-нравственными примерами нашей Отечественной истории.
    Алябьева Наталья Петровна

    Абсолютно согласна с Вами, коллега! Мы теперь не учим, а обучаем. Синонимы? Не совсем... В слове"учить" есть заявка на результат, а в слове "обучать" - только процесс, и то какой-то "засушенный"! Натаскивание на ГИА и ЕГЭ - это и есть цель нашей работы? Воистину, не ЧЕМУ учить и не КАК учить, а ЗАЧЕМ - вот главный вопрос современной школы.

    Замечательная статья! Правильно сказали, что от нее получаешь новый импульс к работе, чувствуешь свою нужность и значимость. Однако от ГИА и ЕГЭ нам тоже никуда не деться. Пока будешь искать зерно в каждом ученике, придет пора экзаменов, а ребенок все 9 лет и не учился.Зерно в нем проглядели еще в начальной школе.Грустно.
    Cуиндикова Асия Жаудетовна

    Все правильно,согласна.Но самое главное – верить в ребёнка.Школе нужны учителя "света"...
    Попова Светлана Николаевна

    Полностью согласна

    Замечательно! Присоединяюсь!

    Статья заставляет о многом задуматься.

    Потрясающая статья. Я присоединяюсь к словам, что настоящая реформа рождается в душе учителя. Когда его душа обновляется, он устремляется к переменам, к изменениям. Школе нужны учителя творцы, учителя искатели нового, учителя, готовые положить на алтарь образования свою душу и совесть - учителя "света". Главное для каждого учителя - верить в ребёнка.

    Статья интересная. Сразу вспомнила годы обучения в университете.
    Сидорченко Татьяна Васильевна

    Выучу три заповеди и буду следовать им каждый день! Эти заповеди дали мне силу и веру в свои возможности! А в детях я никогда не сомневаюсь!
    Кокина Наталья Вячеславовна

    Я имена счастье видеть уроки Шалвы Александровича, приняла участие в одном из них. Всегда с интересом слежу за статьями замечательного педагога. Изучила статью, познакомила с ней коллег.Спасибо за поддержку в непростой период аттестации. С уважением Наталья Вячеславовна.

    Браво, Шалва Александрович!!! Насколько точно, ёмко, всеобъемлюще Вы высказали чаяния и мысли многих учителей России! Действительно, сегодняшним детям так не хватает любви, уважения и света души, которых они не видят от взрослых ни дома, ни в школе. Чаще всего они остаются со своими внутренними проблемами один на один, когда их не слышат, не замечают задёрганные жизнью родители и учителя, отсюда и все рецидивы, самоубийства среди детей. Как не хватает современным школам и детским садам учителей света - педагогов с открытой душой, открытым для детей сердцем. Свет разума и свет души должны объединяться, когда мы идём к детям. Им нужны наши добрые улыбки и лучащиеся светом любви, творчества и познания глаза. Если есть в учителе внутренний огонь и любовь к предмету, дети это чувствуют и идут ему навстречу. Только мы сами можем зажечь детей, увлечь их, повести за собой, и они навсегда останутся нам благодарны за уроки радости творческого познания. Извините за сумбур моих мыслей, я говорила языком эмоций и души после прочитанной статьи Шалвы Александровича Амонашвили. Спасибо Вам, Учитель!!!

    Комментарии к данной статье даже излишни. Шалва Александрович мудро и. как всегда, по-доброму говорит (это из другой его статьи) "Дари себя детям!" Мы все с вами. коллеги, эти и занимаемся. Об этом свидетельствует тот факт, что мы работаем в современных условиях в школе.Главное - свои позиции не сдавать. А позиции какие? Сеять разумное, доброе, вечное!

    Да, статья очень важная и нужная. Проблемы, которые поднимает Ш.Амонашвили давно назрели. Мой опыт и 29-летний стаж работы я стала считать приличным багажом. А, прочитав статью, поймала себя на мысли, что тоже стала как-то успокаиваться, не проявлять того рвения и энтузиазма, как 10-15 лет назад. И стало стыдно за это. Спасибо за встряску "Поэтому так важен обновляющий подход в душе учителя". Поражаюсь творчеству и огромному таланту Шалвы Александровича, с работами и методиками которого я познакомилась еще в юности, начиная свою педагогическую деятельность.

    Все правильно. И об ответственности учителей, и об искре, и об образовательной системе "Школа 2100", которая не даст учителю остановиться и идти уже исхоженной дорожкой педагогического опыта. Как здорово и важно, услышать мнение  Шалвы Александровича, на все то, что так мешает творить и созидать. Спасибо за статью.

    Стрекалова Марина Васильевна

    Статья замечательная, как впрочем и всё, что делает Шалва Александрович. Самым важным для учителя является перестройка собственного сознания, оценки роли учителя в образовательном процессе. В связи с этим мне вспомнились работы Льва Семёновича Выготского. "Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и все в жизни) в процессе работы. На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором. Там, где он выступает в роли простого насоса, накачивающего учеников знаниями, он с успехом может быть заменен учебником, словарем, картой, экскурсией. Когда учитель читает лекцию или объясняет урок, он только отчасти выступает в роли учителя: именно в той, в которой устанавливает отношение ребенка к воздействующим на него элементам среды. Там же, где он просто излагает готовое, он перестает быть учителем. Величайшая опасность, связанная с учительской психологией, заключается в том, что в личности учителя начинает преобладать вторая сторона. Учитель начинает себя чувствовать в роли орудия воспитания, в роли граммофона, не имеющего своего голоса и поющего то, что подсказывает пластинка. Надо сказать, что всякая учительская профессия накладывает неизгладимые типические черты на своего носителя и создает жалкие фигуры, выступающие в роли апостолов ходячей истины. Недаром учитель, эта живая пропись, всегда казался юмористической фигурой, предметом шутки и насмешки и всегда бывал комическим персонажем, начиная от древних комедий и до современных рассказов. Чеховский «человек в футляре» или его герой, который говорил вечно, что «Волга впадает в Каспийское море, а лошадь ест овес и сено», потому и ужасен, что представляет собой резкий образец полной безличности, окончательно исчезнувшего чувства и мысли. Ученик до сих пор всегда стоял на плечах учителя. Он смотрел на все его глазами и судил его умом. Пора поставить ученика на собственные ноги, заставить его ходить и падать, терпеть боль от ушибов и выбирать направление. И то, что верно относительно ходьбы — ей можно научиться только на собственных ногах и на собственных падениях,— одинаково приложимо ко всем сторонам воспитания".

    Действительно , очень хорошая статья. Было бы просто замечательно, если бы и все родители и старались со своей стороны тоже дать ребенку возможность творчески развиваться и направляли бы его. Но к сожалению не всегда так происходит... Многим не хватает времени на своего ребенка.

    "Все новое, хорошо забытое старое".
    Не могу сказать за молодых педагогов,но я (29 год в школе) очень люблю труды
    Шалвы Александровича,они так же актуальны как и раньше, когда я еще была студенткой... Внутренний мир учителя,его жизненная позиция, ситуация успеха для ученика и педагога, как это важно и нужно было,есть и будет..., реформы нужны, но очень грамотные без перегибов. Учитель должен творить, тогда и он сможет вырастить творца. Замечательная статья, нужна и опытному педагогу и начинающему...

    Зарипова Гузалия Габдулнуровна

    Труды Ш.Амонашвили хочется перечитывать вновь и вновь. И здесь он говорит о мудрых, давно назревших вещах. Статья замечательная, спасибо.

    Татьяна Михайловна Захарченко

    "Почему то никто в Министерстве образования не задумывается – и это меня сильно тревожит, – что начальная и основная школы являются хранилищем национального духа, национальной самобытности и языка. Отказываясь от нашей, российской школы, делая её «международной», мы теряем свои национальные корни. И это очень опасно! "...как точно...в чём мы имеем возможность убедиться. Сначала "теряем", потом пытаемся вернуть)

    Сабинина Елизавета Валерьевна

    Полностью согласна со статьей) Хорошо написано)

    Власова Валентина Васильевна

    Благодарна Шалве! Благодарна администратору сайта. Приму к исполнению. На школьном методическом объединении ознакомлю коллег.

    Прекрасная поучительная статья. Учитель действительно только выполняет заказ государства. Строго должен находиться в рамках образовательного стандарта. В современной школе пришли бы контролирующие органы сделали бы срез по материалу, который должен быть пройден, тогда его учительнице любимой было бы очень трудно....