Воспитание и самовоспитание. В.А.Сухомлинский

Педагогика, как теория, так и практика воспитания, еще не уделяет достаточного внимания человеческой личности — становлению ее творческих сил и способностей, формированию идеалов, интересов, наклонностей. Если недостатки в воспитании не особенно ярко бросаются в глаза, когда речь идет о малышах, то по отношению к подросткам забвение личности может привести и нередко приводит к тяжелым последствиям.

Отрочество и ранняя юность — это возраст интеллектуального, нравственного, общественного самоутверждения личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того, насколько глубоко происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе — в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных убеждений. Подросток становится настоящим человеком лишь тогда, когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий его мир, но и в самого себя, когда он стремится познать не только вещи и явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать самого себя лучше, совершеннее. Речь идет о самовоспитании во всех сферах духовной жизни.

Присмотримся внимательно к воспитательной работе с подростками в школах. Чем она отличается от воспитания малышей? Нередко — ничем. Подросток, как и малыш-первоклассник, часто выступает лишь в качестве объекта воспитания. Все внимание воспитателя сосредоточено на том, чтобы вложить в его голову как можно больше знаний об окружающем мире, как можно больше научных и моральных истин. Подросток много познает и много знает, но он не познает и не знает самого себя. Ведь нравственные истины становятся достоянием, богатством души лишь тогда, когда они добыты, приобретены, пережиты, когда они самостоятельно превращены в личные убеждения. Учитель часто, уж слишком часто напоминает подростку: ты уже не маленький, задумайся над своей судьбой, над своим будущим. Но, для того чтобы человек задумывался над своим будущим, он должен что-то делать для воспитания самого себя, в чем-то испытывать, проверять свои силы, закалять себя. Но много ли такой самопроверки, самозакалки в его духовной жизни?

Возьмем то, что всеми педагогами считается самым сильным средством воспитания,— труд. Нельзя сказать, что подростки трудятся мало. Но стал ли этот труд самовоспитанием, самоутверждением? Свой труд они часто рассматривают лишь как обязанность.

Школа дает подростку обширные знания о человеке, об историческом пути человечества. Но в какой мере этот процесс овладения знаниями служит самовоспитанию? Нередко учитель, излагая материал, обращается к сознанию абстрактного ученика, не учитывает особенностей школьников, сидящих перед ним. И знания о человеке, которые подросток «усваивает», воспринимаются им бесстрастно, равнодушно, он с одинаковым равнодушием «усваивает» и то, что в листьях растений под действием солнечных лучей образуется органическое вещество, и то, что Томазо Кампанелла 30 лет просидел в темнице, гордо отвергая соблазнительные предложения получить свободу и благополучие в обмен на отказ от своих убеждений.

Классный руководитель, пионерская и комсомольская организации немало заботятся о том, чтобы подростки были заняты делом, приносящим пользу людям. Но во что превращается порой для отдельных ребят эта деятельность? Опять же в повинность. Отношения с людьми, в которых подросток не утверждает себя, не чувствует, что он передает свои знания и умения другому человеку и благодаря этому сам становится лучше, тяготят мальчиков и девочек. Не потому ли равнодушно относятся многие подростки к таким «прозаическим» делам, как помощь инвалидам, старикам? Нельзя сказать, что они делают это с неохотой, но труд этот часто не оказывает облагораживающего влияния. Человек до 17—18-летнего возраста чувствует себя только воспитуемым. Он только воспитывается кем-то, а сам никого не воспитывает. Он не воспитывает и сам себя, потому что не самоутверждается в многократных человеческих отношениях с другими людьми. Я глубоко убежден в том, что сделать подростка воспитателем младшего товарища — это одна из самых сложных, нелегких и важных задач нравственного воспитания. Самовоспитание, строго говоря, начинается с заботы человека о другом человеке, со стремления увидеть в нем что-то хорошее — то, что есть во мне самом.

Многие педагоги уверены, что подростков надо как можно больше «охватывать» всевозможными мероприятиями, привлекать к деятельности культурно-просветительных учреждений, спортивных организаций. Стал подросток преступником или нарушил нормы морали — все сокрушаются: мало у нас клубов, молодежных кафе, спортивных площадок и залов; вынуждены подростки собираться у подъездов — отсюда и безнадзорность и преступность. Такое толкование истоков зла вводит в заблуждение и семью, и общественность, и комсомол, и школу. В этом объяснении — стремление покрепче взять подростка за руку и не отпускать его от себя, боязнь того, что, оказавшись наедине с самим собой, он не устоит перед дурным примером, искушением и соблазнами.

Но можно ли считать это воспитанием? Ведь в жизни человеку нередко придется оставаться один на один со своей совестью. Подросток должен не только остерегаться, как бы зло не прилипло к нему, но и активно бороться против зла. Разве можно научить человека жить, если постоянно опасаться, как бы жизнь не оставила его наедине с трудностями. Наше стремление как можно надежнее организовать жизнь учащихся доходит подчас до абсурда. Комсомольские организации требуют, чтобы даже в выходные дни в школах был организован коллективный отдых подростков, чтобы даже в воскресенье учителя их развлекали, следили, чтобы не попали они в дурную компанию. Вся эта псевдозабота о нравственности подростка будит тревожные мысли: кого же мы воспитываем? В душе человека, которого до зрелости боятся распеленать, перекармливают удовольствиями и радостями, поселяются пустота и скука. Он не знает, куда девать время. Семья, отец, мать братья и сестры, дедушка и бабушка, домашние обязанности — все это кажется ему будничным, серым, не стоящим внимания.

И если учителя, комсомольские организации, жалея подростка, ищут, чем бы его занять, думают, какие организовать для него воскресные развлечения, то все мы проявляем по отношению к школьнику полнейшее безразличие, так как не учим его самостоятельно и с толком использовать свободное время.

Воспитание, побуждающее к самовоспитанию,— это и есть, по моему глубокому убеждению, настоящее воспитание. Учить самовоспитанию неизмеримо труднее, чем организовать воскресное времяпрепровождение; неизмеримо труднее и сложнее, чем схватить подростка за руку и не выпускать его до тех пор, пока он не вышел из стен школы, пока его не опьянил воздух, свободный от запретов и регламентации. Только воспитание, побуждающее к самовоспитанию, может решить эту трудную проблему. В этом убеждает многолетний опыт воспитательной работы в школе, где я работаю почти четверть века.

С чего и когда начинать самовоспитание? «Победить самого себя — самая нелегкая победа»,— гласит старинная мудрость. С этого и начинается познание самого себя, начинается самовоспитание. Начинать учить человека самоорганизации, умению, если это требуется, «заставить себя» надо в детстве и раннем отрочестве, в возрасте от 7 до 10—11 лет. Если же этот период упущен, в дальнейшем неизбежно встанет проблема перевоспитания.

В детстве и раннем отрочестве школьник восприимчив к советам старших, он с интересом делает то, что полезно, нужно, необходимо; начинает наблюдать за собой, различать и оценивать в себе хорошее и плохое. Педагог советует мальчикам и девочкам: поднимайтесь рано утром, не позже шести часов, а летом — в пять часов, делайте утреннюю гимнастику, работайте два часа в это утреннее время — и умственно, над книгой, и физически, в саду,— поливайте деревья, ухаживайте за цветами. Дети приходят в школу и рассказывают — кто чего сумел добиться: одному удается «заставить себя», другому не удается. Постепенно в победе над своими слабостями — ленью, нерадивостью — дети начинают видеть известную волевую доблесть, они увлечены делом, которое поначалу кажется игрой. На нашем школьном участке у каждого ученика есть деревья, которые летом надо несколько раз полить. Классные руководители не назначают времени, когда надо выполнить эту работу. Каждый приходит тогда, когда найдет нужным. Тем не менее школьники с большим интересом относятся к этому самостоятельному труду.

Очень важное место в самовоспитании занимает физическая закалка. У каждого ученика дома есть душ; надо заставить себя подняться на рассвете, искупаться, причем делать это надо ежедневно. Тот, кто живет вблизи пруда,— купается. Зимой мальчики и девочки в 9—10-летнем возрасте учатся обтирать тело снегом. Это дело не простое, надо много упорства и силы воли, чтобы регулярно выполнять эту процедуру. И если бы учитель просто заставлял ребят — ничего не вышло бы. Многие обманывали бы его, уверяли, что они делают все, что от них требуется, а на самом деле нежились бы в постелях. Все дело в том, что надо заставить самого себя. Ребята откровенно рассказывают, кому что удается. Тот, кто никак не решится набрать в ведро снегу, снять рубашку, растереть тело холодными хлопьями,— обращается за помощью. Это исключительно важная сторона самовоспитания, самодисциплины.

Дисциплина труда, режим дня, физическая закалка, укрепление здоровья — все это сферы духовной жизни и по мере приближения человека к возрасту ранней юности они все прочнее входят в самовоспитание. Если в детстве человек пережил удовлетворение от того, что ему удалось преодолеть свои слабости, он начинает критически относиться к себе. А с этого и начинается то познание самого себя, без которого не может быть ни самовоспитания, ни самодисциплины. Как бы хорошо ни усвоил, ни запомнил, ни понял маленький человек, что лень — это плохо, но если это чувство не заставило его взять себя в руки, никогда он не станет человеком сильной воли.

Мы не проводим утренней гимнастики в школе — каждый делает зарядку, обтирается снегом или водой, принимает душ только дома. В этом деле между мальчиками и девочками уже в 10—-11-летнем возрасте начинается молчаливое соревнование. В этой сфере — в умении заставить себя — надо прежде всего развивать соревнование.

В 7—8-летнем возрасте каждый ученик сажает в школьном саду дерево. Оно сажается на память о дорогом человеке, причем каждый производит посадку индивидуально. С первого взгляда кажется, что здесь игнорируется роль коллективного труда, его воспитательная сила. На самом же деле это подлинно коллективный труд. Каждый организует себя не только потому, что чувствует отвращение к лени, но и потому, что не хочет, чтобы другие считали его безвольным. Уход за деревьями длится лет пять-шесть. На четвертом или пятом году обучения каждый ученик сажает еще одно дерево и ухаживает за ним до окончания школы. Это коллективный сад, поэтому трудиться обязан каждый ученик. Никто тебя не будет заставлять работать, работай сам по совести — эта мысль внушается всем укладом взаимоотношений в коллективе. Никто не напоминает подростку, что его труд всегда на виду у товарищей, он сам это чувствует.

И если на какое-то время лень берет верх, то товарищи прямо назовут подростка лодырем, бездельником. Порицают и высмеивают они не просто лень, а слабоволие, нежелание преодолеть свои слабости, взять себя в руки. К такой нравственной оценке личности особенно чувствителен подросток: он как бы видит себя глазами других людей. В этом и заключается сущность того познания самого себя, которое играет столь важную роль в самоутверждении. Не может быть и речи о познании каждым подростком самого себя, если нет в коллективе высокой требовательности, общественной оценки его нравственного облика, труда, поведения.

Очень богатые возможности для самовоспитания открывает умственный труд, учение. Уже в IV—V классах мы побуждаем учеников к значительному волевому усилию: «Попробуй заставить себя выполнить все домашние задания с шести до восьми утра,— советует учитель,— ты убедишься, как это облегчит твой умственный труд, даст много свободного времени». Постепенно подростки убеждаются, что занятия в утренние часы неизмеримо плодотворнее, чем после уроков. За один час утром можно сделать столько, сколько не сделаешь и за три часа днем.

Но дело не только в этом. То, что день школьника начинается с труда, что он заставляет себя его выполнить, отчитывается в этом перед своей совестью, играет исключительно важную роль в нравственном воспитании. Они учатся ценить время, дорожат свободными минутами. Лишь тот, кто уже в годы отрочества познал радость труда, пережил гордость и удовлетворение от того, что ему удалось заставить себя работать регулярно, дорожит свободным временем и умеет его использовать. Не просто труд, но самовоспитание в труде — главное лекарство от бездумного времяпрепровождения.

Не один год меня беспокоит, почему подростки с таким нежеланием читают интересные книги — научные, художественные, почему их увлекает лишь легкое чтиво — приключенческая беллетристика, однодневные мотыльки, не оставляющие никакого следа. Я убедился, что подростки часто не знают, что такое подлинное чтение — вдумчивое проникновение в смысл прочитанного, игра умственных сил, наслаждение художественными ценностями. Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться, вдумываться в сложности человеческой души, думать над своей судьбой, над будущим. Как сделать умную и красивую книгу средством самовоспитания? Как добиваться, чтобы ученика привлекали не только магнитофон и радиола, не только танцплощадка и кино, а и умные, красивые книги? Подростков надо учить читать, и мы создали «комнату мысли», в которой собрано несколько сот самых умных и самых красивых книг.

В этой комнате поставили шкаф с книгами о жизни замечательных людей, о выдающихся борцах за свободу и счастье народа, о мужестве и духовной непоколебимости людей, которые предпочли смерть, мучения, долгие годы тюрьмы отказу от истины,— о Томазо Кампанелле и Александре Ульянове, о Юлиусе Фучике и Камо, о Мусе Джалиле и генерале Карбышеве. Книги о таких людях — это энциклопедия самовоспитания юношества. Без идеала нет стержня человеческой личности, а идеальное ярче всего отражено и запечатлено в книгах. Самовоспитание — это сравнение, измерение самого себя известной меркой. И очень важно, чтобы единицей измерения стала жизнь мужественных людей.

Рассказывая о жизни Александра Ульянова и Томазо Кампанеллы, учитель показал школьникам книги, из которых они могут узнать много интересного о их жизни. Цель была достигнута — подростки с увлечением читали эти книги. Читальный зал постепенно становился очагом полнокровной духовной жизни, у ребят появились специальные тетради и записные книжки, где каждый откровенно разговаривал с самим собой. Это очень важная ступенька самовоспитания, на нее поднимается лишь тот, кто увидел в нравственных богатствах человечества образец для себя, у кого возникло горячее желание взять для себя что-то из ценностей, добытых, завоеванных, выстраданных человечеством.

Море книг окружает школьника, их много тысяч. Одни из них абсолютно нейтральны — в них нет ничего ни для ума, ни для сердца. Другие — просто вредны. Доказано, что самый усердный читатель за всю жизнь может прочитать не больше двух тысяч книг. Как требовательно и строго надо отбирать эти книги, как умело указывать юношеству путь к ним. Прежде чем подросток найдет книгу, чтение которой становится целым этапом, как бы поворотным пунктом в его жизни, с каждым надо говорить отдельно. Это нелегкий труд. В педагогическом коллективе нередко приходится преодолевать равнодушие, инертность. Нельзя просто ждать встречи подростка с «его» книгой, надо стремиться раскрыть ее подлинную красоту — лишь тогда произойдет эта встреча.

Изучая интересы, склонности, способности подростков, педагоги советуют им читать научно-популярную литературу. Главное в том, чтобы чтение постепенно стало интеллектуальной потребностью, пробуждало чувство радости познания. Мы считаем, что не нашли тропинки к сердцу ученика, если он не пристрастился к чтению научной литературы. После того как прочитано несколько книг в читальном зале, после того как школьник почувствовал радость познания, он берет книги для самостоятельного чтения.

Труд принято называть великим воспитателем. Но он становится могучей воспитательной силой лишь при условии, если человек утверждает в труде сам себя, познает свои силы, способности, дарования. Труд становится подлинным воспитателем лишь тогда, когда он стал для человека любимым. Как важно, чтобы в подростковом возрасте среди множества видов деятельности каждый нашел как раз ту тропинку, идя по которой он найдет свое счастье. Чувство личного достоинства, чести, являющееся как бы духовным стержнем личности, приобретается благодаря тому, что человек видит сам себя — свое мастерство, творчество — в результатах своего труда. Мы добиваемся, чтобы каждый подросток нашел себя в труде. В школе сейчас 240 ребят. Для них мы создали десятки уголков любимого труда, где каждый может заняться интересным делом, испытать свои силы, способности. Эти уголки — в мастерских и рабочих комнатах, в теплицах и в плодовом саду, на школьной пасеке и на животноводческой ферме колхоза, в биологическом и агрохимическом кабинете, в радиолаборатории, в школьной бригаде юных механизаторов.

Важно, чтобы каждый подросток имел ежедневно несколько часов свободного времени, которое он мог по своему желанию и выбору использовать для поисков любимого дела. Почему, закончив школу и поступив на работу, юноша томится, не зная, куда девать свободное время? Потому что в школьные годы у него не было свободного времени, он не понял, не почувствовал, что время — это огромное благо, дающее человеку духовные богатства. Самое нелегкое дело нашего коллектива — это борьба за целесообразное использование подростками, юношами и девушками своего свободного времени. Сколько усилий приходится прилагать к тому, чтобы ребята привыкли готовить уроки рано утром, чтобы вторая половина дня была у них свободной. Но это не безделье, это период напряженного труда и для учащихся и для нас, воспитателей. Лень и разболтанность — самые страшные враги юности.

В руководстве процессом самовоспитания самая главная трудность, от которой хотелось бы предостеречь молодых учителей и руководителей школ,— это нарочитость, искусственность воздействия. С большим трудом приходится добиваться, чтобы подросток не почувствовал, что его куда-либо вовлекают с определенной целью. В каждой мастерской, рабочей комнате, в теплице, на учебно-опытном участке учащиеся выполняют трудовую задачу, требующую продолжительного времени. Например, в слесарной мастерской они делают сеялку для учебно-опытного участка. Учитель дает задание на весь период от начала до завершения работы. Он проверяет правильность обработки деталей; ребята обращаются к нему за помощью. Однако работают они совершенно самостоятельно. Радость трудового успеха делает подростка сознательным, самостоятельным, излечивает от детской беспомощности и потребительских настроений. Воспитать душу школьника — это значит добиться, чтобы каждый вложил свою энергию, ум, волю, изобретательность в материальные результаты труда, увидел себя в творении своих рук, своей мысли. Нас очень тревожит судьба учащегося, который к 13—14-летнему возрасту не пережил чувства удовлетворения от собственного труда. Это — корень человеческого достоинства, это вместе с тем и источник требовательности к самому себе. Лишь тому хочется стать лучше, кто уже пережил радость успеха.

В школе есть еще несколько уголков, в которых воспитывается увлеченность, одержимость. Это — уголок трудных дел, малой механизации, селекции и генетики. Без страстной увлеченности любимым делом, без творческого труда, в котором человек забывает о времени, мы не представляем себе формирования личности подростка.

Назову еще одну сферу духовной жизни школьников, в которой ярко проявляется самовоспитание. Это забота о другом человеке, работа, в которой подросток отдает другому человеку частицу своего труда, ума, силы воли, знаний, мастерства. Начинается это с малого — старшие чем-то помогают малышам. Педагог говорит семиклассникам: «Вы изучаете французский язык, а маленькие дети — второклассники и третьеклассники— тоже хотят научиться говорить по-французски. Может быть, кто-нибудь из вас возьмется за это дело?» Находятся десять желающих иметь несколько учеников. Через две-три недели трое «учителей» отпадают, остальные семь с каждым днем все больше увлекаются интересным делом, радуются успеху маленьких питомцев. Семиклассники принимают близко к сердцу тревоги и волнения малышей, становятся их друзьями. Они заботятся уже не только о том, чтобы подопечные запомнили слова и правильно произносили фразы, но их волнует успеваемость своих «учеников». Им хочется, чтобы стал лучше тот маленький человек, в котором они уже оставили что-то свое. Это желание — один из самых важных истоков самовоспитания. Искусство и мастерство воспитания заключается, по моему глубокому убеждению, в том, чтобы для каждого подростка это стало духовной потребностью. Только тогда, когда подросток увидел в другом человеке частицу своей духовной красоты, он начинает по-настоящему воспитывать себя.

Дружба с малышами — очень важная сторона воспитания нравственного самосознания. Мы добиваемся, чтобы в ее основе были индивидуальные увлечения, чтобы свою увлеченность книгой, творческим трудом подросток передавал другим ребятам. Вокруг подростков, увлеченных трудом в мастерских, в лабораториях, в рабочих комнатах, создаются группы ребят, которым тоже хочется заниматься интересными делами. Так возникают детские технические и сельскохозяйственные кружки, руководители которых — сами школьники. Особенно привлекает детей труд в кружках юных механизаторов. Подросткам самим, как и детям, хочется играть, но они уже стремятся приблизить игру к настоящему труду. Вместе они запускают и останавливают маленький двигатель, управляют игрушечным автомобилем, с увлечением монтируют модель электрической железной дороги. Во всех этих делах труд сочетается с игрой, подросток чувствует себя старшим, малыши ждут от него ответа на многочисленные вопросы. Между детьми устанавливаются интересные отношения: это и дружба равных и забота старшего о младших. Подростку хочется, чтобы в игре и в труде перед маленькими детьми всегда открывалось что-то новое, захватывающее, это побуждает его постоянно учиться, овладевать новыми знаниями и умениями.

Отрочество и раннюю юность называют трудным возрастом. В этот период бурного развития — физического, умственного, нравственного — перед воспитателем возникает много трудностей. Преодолеть их можно лишь тогда, когда воспитание сливается с самовоспитанием.

 

Комментарии

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с высказываниями в статье!

Корниенко Юлия Анатольевна

Самовоспитание, как и саморазвитие должно продолжаться всю жизнь!

Вальщикова Ольга Олеговна

С чего и когда начинать самовоспитание? «Победить самого себя — самая нелегкая победа»,— гласит старинная мудрость. С этого и начинается познание самого себя, начинается самовоспитание. Начинать учить человека самоорганизации, умению, если это требуется, «заставить себя» надо в детстве и раннем отрочестве, в возрасте от 7 до 10—11 лет. Если же этот период упущен, в дальнейшем неизбежно встанет проблема перевоспитания.